Что понимается под оценкой. Независимая оценка квалификации работников: что нужно знать. Ставка дисконтирования – это ожидаемая ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования или, другими словами, ожидаемая ставка

Регистрационный N 10040

В целях реализации положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3456), в соответствии с пунктом 5.2.5 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. N 443 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 36, ст. 3670; 2005, N 22, ст. 2121; 2006, N 11, ст. 1182; N 16, ст. 1743, ст. 1744; N 18, ст. 2005; N 22, ст. 2333; N 32, ст. 3569, ст. 3578; 2007, N 22, ст. 2642), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)".

Министр Г. Греф

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ

Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)

I. Общие положения

1. Настоящий федеральный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки и определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.

2. Настоящий федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.

II. Общие понятия оценки

3. К объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

4. При определении цены объекта оценки определяется денежная сумма, предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная за объект оценки участниками совершенной или планируемой сделки.

5. При определении стоимости объекта оценки определяется расчетная величина цены объекта оценки, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости. Совершение сделки с объектом оценки не является необходимым условием для установления его стоимости.

6. Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

7. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

8. Датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение оценки является обязательным, то с даты оценки до даты составления отчета об оценке должно пройти не более трех месяцев, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации установлено иное.

9. При установлении затрат определяется денежное выражение величины ресурсов, требуемых для создания или производства объекта оценки, либо цена, уплаченная покупателем за объект оценки.

10. При определении наиболее эффективного использования объекта оценки определяется использование объекта оценки, при котором его стоимость будет наибольшей.

11. При проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

12. Срок экспозиции объекта оценки рассчитывается с даты представления на открытый рынок (публичная оферта) объекта оценки до даты совершения сделки с ним.

III. Подходы к оценке

13. Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.

14. Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

15. Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с зачетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки.

IV. Требования к проведению оценки

16. Проведение оценки включает следующие этапы:

а) заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку;

б) сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки;

в) применение подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов;

г) согласование (обобщение) результатов применения подходов к оценке и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;

д) составление отчета об оценке.

17. Задание на оценку должно содержать следующую информацию:

а) объект оценки;

б) имущественные права на объект оценки;

в) цель оценки;

г) предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения;

д) вид стоимости;

е) дата оценки;

ж) срок проведения оценки;

з) допущения и ограничения, на которых должна основываться оценка.

18. Оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки, в том числе:

а) информацию о политических, экономических, социальных и экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки;

б) информацию о спросе и предложении на рынке, к которому относится объект оценки, включая информацию о факторах, влияющих на спрос и предложение, количественных и качественных характеристиках данных факторов;

в) информацию об объекте оценки, включая правоустанавливающие документы, сведения об обременениях, связанных с объектом оценки, информацию о физических свойствах объекта оценки, его технических и эксплуатационных характеристиках, износе и устареваниях, прошлых и ожидаемых доходах и затратах, данные бухгалтерского учета и отчетности, относящиеся к объекту оценки, а также иную информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки.

19. Информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.

Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.

Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.

Если в качестве информации, существенной для определения стоимости объекта оценки, используется экспертное суждение оценщика или привлеченного оценщиком специалиста (эксперта), для характеристик, значение которых оценивается таким образом, должны быть описаны условия, при которых указанные характеристики могут достигать тех или иных значений.

Если при проведении оценки оценщиком привлекаются специалисты (эксперты), оценщик должен указать в отчете их квалификацию и степень их участия в проведении оценки, а также обосновать необходимость их привлечения.

Оценщик при проведении оценки не может использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки.

20. Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.

Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.

21. Доходный подход применяется, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. При применении доходного подхода оценщик определяет величину будущих доходов и расходов и моменты их получения.

Применяя доходный подход к оценке, оценщик должен:

а) установить период прогнозирования. Под периодом прогнозирования понимается период в будущем, на который от даты оценки производится прогнозирование количественных характеристик факторов, влияющих на величину будущих доходов;

б) исследовать способность объекта оценки приносить поток доходов в течение периода прогнозирования, а также сделать заключение о способности объекта приносить поток доходов в период после периода прогнозирования;

в) определить ставку дисконтирования, отражающую доходность вложений в сопоставимые с объектом оценки по уровню риска объекты инвестирования, используемую для приведения будущих потоков доходов к дате оценки;

г) осуществить процедуру приведения потока ожидаемых доходов в период прогнозирования, а также доходов после периода прогнозирования в стоимость на дату оценки.

22. Сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен:

а) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения;

б) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому;

в) согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам. Оценщик должен обосновать схему согласования скорректированных значений единиц сравнения и скорректированных цен объектов-аналогов.

23. Затратный подход применяется, когда существует возможность заменить объект оценки другим объектом, который либо является точной копией объекта оценки, либо имеет аналогичные полезные свойства. Если объекту оценки свойственно уменьшение стоимости в связи с физическим состоянием, функциональным или экономическим устареванием, при применении затратного подхода необходимо учитывать износ и все виды устареваний.

24. Оценщик для получения итоговой стоимости объекта оценки осуществляет согласование (обобщение) результатов расчета стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

Если в рамках применения какого-либо подхода оценщиком использовано более одного метода оценки, результаты применения методов оценки должны быть согласованы с целью определения стоимости объекта оценки, установленной в результате применения подхода.

При согласовании результатов расчета стоимости объекта оценки должны учитываться вид стоимости, установленный в задании на оценку, а также суждения оценщика о качестве результатов, полученных в рамках примененных подходов.

Выбранный оценщиком способ согласования, а также все сделанные оценщиком при осуществлении согласования результатов суждения, допущения и использованная информация должны быть обоснованы. В случае применения для согласования процедуры взвешивания оценщик должен обосновать выбор использованных весов.

25. По итогам проведения оценки составляется отчет об оценке. Требования к содержанию и оформлению отчета об оценке устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2002, N 4, ст. 251; N 12, ст. 1093; N 46, ст. 4537; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст.805; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 2, ст. 172; N 31, ст. 3456; 2007, N 7, ст. 834; N 29, ст. 3482) и в федеральных стандартах оценки.

26. Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

27. Итоговая величина стоимости должна быть выражена в валюте Российской Федерации (в рублях).

Государственная кадастровая оценка земель (далее - ГКОЗ) проводится в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель, а также для целей налогообложения и иных, установленных законом целей.

ГКОЗ основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.

При ГКОЗ принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном, судебном порядке.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельский поселений, садоводческих и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. ГКОЗ сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода. ГКОЗ иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

Актуализация и корректировка ГКОЗ осуществляется как постоянно действующая система мероприятий, обеспечивающих обновление сведений о кадастровой стоимости земель.

Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, определяется согласно Методическим указаниям, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.06 №222 с применением удельных показателей кадастровой стоимости соответствующей категории земельных участков.

Все сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 №52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются в форме кадастровой выписки о земельном участке. Для получения кадастровой выписки необходимо обращаться в территориальные отделы Управления Росреестра по месту нахождения земельного участка с соответствующим заявлением. Заявление может быть представлено заявителем при личном обращении, путем его отправки по почте, а также в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет.

Во исполнение п.п. 12-13 ст. 396 Налогового кодекса РФ, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, Управление передает сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Обеспечение эффективного взаимодействия между Управлением Росреестра и Федеральной налоговой службой в области информационного обмена сведениями регламентируется Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы (далее - Соглашение) от 03.09.2010 №ММВ-27-11/9/37. В целях реализации Соглашения предусмотрен Порядок обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества, утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Федеральной налоговой службы от 12.08.2011 №П/302/ММВ-7-11/495 (далее - Порядок). Согласно п. 2.1 Порядка Управление Росреестра в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения учетных характеристик, а также ежегодно до 1 марта представляет указанные сведения в Управление ФНС России по Ростовской области по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - организации и налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости и органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Понятие государственной кадастровой оценки четко определено Законом об оценочной деятельности Российской Федерации. Под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов оценки, отбор исполнителя работ, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, а также утверждение результатов определения кадастровой стоимости, внесение их в государственный кадастр недвижимости и доведение их до сведения налогоплательщиков. Государственная кадастровая оценка - это комплекс правовых, административных и технических мероприятий, направленных на установление кадастровой стоимости.

В настоящее время система государственной кадастровой оценки земель основывается на наличии сформированной методической базы, которая обеспечивает процесс ее проведения. В качестве такой методической базы выступают утвержденные приказами Минэкономразвития Российской Федерации методики государственной кадастровой оценки земель всех категорий и технические указания, которые являются практическим руководством по применению данных методик. Все методики по государственной кадастровой оценке земель основаны на подходах и методах оценки рыночной стоимости объектов недвижимости.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. К различным категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков применяются различные методы оценки в зависимости от факторов, влияющих на их оценку, в целом это методы массовой оценки, базирующиеся на системе массового определения стоимости и включающие метод сравнения рынков, а также доходный и затратный методы. Так, например, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости. Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения до настоящего времени основывалась на основе капитализации рентного дохода.

В 2017 году был принят новый закон – Федеральный закон от 3 июля 2016 № 238-ФЗ. Он освещает то, как будет проходить оценка квалификации. Обязательно или нет проведение независимой оценки квалификации? Как будет проходить процедура своего рода аттестации и какие последствия возможны при ее провале? Как проводить независимую оценку квалификации в 2018 году?Во всем этом поможет сориентироваться наш материал.

Понятие

Для оценки квалификации подчиненного предусмотрено создание специализированных центров. Именно они смогут подтверждать и выявлять несоответствие уровня его подготовки заявленным требованиям.

Что же понимается под независимой оценкой? Итак, независимая оценка профессиональных квалификаций – это особая процедура, в ходе которой навыки специалиста (соискателя) сравнивают с имеющимся стандартом, который урегулирован законодательно. Требования к работнику предъявляют согласно профессии, в которой он хочет подтвердить свою компетентность. Проводится такая оценка не работодателем и не внутри самого учреждения. Этим занимается специализированный центр оценки профессиональной квалификации .

Нововведения закона

Порядок независимой оценки квалификации сотрудников и претендентов на вакансию прописан в Федеральном законе от 3 июля 2016 № 238-ФЗ. Саму оценку проводят специальные организации, у которых есть на то разрешение – центры оценки квалификаций (ЦОКи). Делают они это в форме экзамена по правилам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 № 1204.

Федеральный закон от 3 июля 2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» направлен на урегулирование того, как проводить квалификационную оценку навыков работников различных учреждений. Сразу заметим, что закон не распространяется на лиц, проходящих государственную службу.

Названный закон разъясняет:

  • как именно должна проводиться оценка, каков порядок и критерии;
  • на чем основано проведение оценки (речь идет не только о правовых, но и организационных моментах);
  • кто выступает участниками такой оценки, какими они наделены свободами, и что входит в их непосредственные обязанности.

Именно закон о независимой оценке квалификации работников (далее также – НОК) устанавливает и форму проведения такой проверки знаний и навыков сотрудников. Так, законодатели обязали работников сдавать специализированные экзамены, на основании результатов которых и будет вынесено решение об их профессиональной пригодности. Регламент еще предстоит утвердить Правительству РФ.

Зачем нужна и по чьей инициативе проводится

ПРИМЕР
Допустим, предприятие имеет в своем штате одного или нескольких сотрудников, занимающихся управлением внедорожников. Оценку квалификации работников с такой специализацией нужно проводить обязательно. Для этой категории служащих разработан соответствующий приказ Минтранса № 287 от 28.09.2015. Он содержит разработанный и имеющий законную силу профессиональный стандарт для водителей внедорожников.

Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка разместил на своем официальном сайте список организаций, рекомендованных в качестве ЦОКов (ЦОК – центр оценки квалификации).

Добавим, что оценка квалификации работников может проводиться одним из следующих способов:

  1. непосредственно в самом центре;
  2. дистанционно.

Координирует весь процесс особый национальный совет при главе государства. В ведении этого органа находится система независимой оценки квалификации.

В 2018 году, как и раньше, экзамены будут проводить в центрах НОК. Все их процедурные вопросы – строго регламентированы.За работой всех центров следят надзорные органы. Если во время проверок выяснится, что имеют место какие-либо нарушения или подтасовка итогов, организация будет лишена права проводить независимую оценку квалификации персонала.

Информация об НОК в документах

Сотрудник или соискатель представляет в центр оценки квалификаций:

  • письменное заявление с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профэкзамен, и согласие на обработку персональных данных. Образец заявления утвержден приказом Минтруда России от 2 декабря 2016 № 706н. Заявление он подает лично, через законного представителя или в электронном виде через Интернет;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • иные документы, необходимые для экзамена в зависимости от квалификации и профстандарта.
    Об этом говорится в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 № 1204.

Кто оплачивает прохождение экзамена

«Инвестор» полной стоимости экзамена определяется исходя из того, кто именно был инициатором его прохождения. Напомним, возможны два варианта:

  1. работодатель направил сотрудника для прохождения экзамена;
  2. сам работник изъявил желание пройти аттестацию.

Сам инициатор и оплачивает прохождение оценки уровня квалификации. На практике это правило действует и сейчас, но в законную силу вступит только со следующего года (ст. 187 ТК РФ).

В следующем отчетном периоде работодатели смогут списать расходы по прохождению экзамена в центре НОК своими сотрудниками. Такая возможность появится у тех, кто работает на следующих системах налогообложения:

  • ОСНО;
  • ЕСХН.

Но и тут есть исключения. Если экзамен проходит лишь соискатель на должность, а не действующий сотрудник, расходы в этой части учесть не получится. Закон распространяется исключительно на тех, кто уже официально трудоустроен в организации.

Оценка бизнеса является процедурой, целью которой является расчет стоимости бизнеса или предприятия, либо доли в них. Она необходима по различным причинам - но, так или иначе, каждый руководитель сталкивается с проблемой её проведения. Ведь не зная стоимости достаточно сложно предпринимать какие-либо обоснованные решения по продаже или покупке прав собственника. Говоря более простым языком, стоимость бизнеса является отражением результатов её деятельности.

Компания «Активные Бизнес Консультации» предлагает провести качественную оценку стоимости бизнеса , с помощью которой вы сможете принять обоснованное и верное решение относительно будущего развития своего бизнеса.

Что понимается под оценкой бизнеса?

Фактически, под оценкой бизнеса понимается выполненной следующих задач:

    Оценка мажоритарного (иначе - контрольного, блокирующего) пакета акций предприятия. Это наиболее востребованная задача, которая даёт наиболее полное представление о стоимости бизнеса в целом или стоимости наиболее крупного пакета акций;

    Оценка миноритарного пакета акций. В данном случае осуществляется оценка одной акции в составе миноритарного пакета;

    Оценка имущественного комплекса. Особое внимание здесь уделяется оценке активов компании - зданиям, сооружениям, сетям, коммуникациям, земельным участкам, транспортным средствам и оборудованию. Также осуществляется анализ финансовых потоков предприятия;

    Оценка акций предприятия, которые котируются на рынке. Это достаточно частный случай, который зачастую сводится к анализу котировок, состояния рынка и определению ставки ди сконт а.

Особенностями бизнеса, как товара, являются следующие факторы:

    Бизнес является инвестиционным товаром, поскольку вложения в него осуществляются с целью возвращения средств и покрытия рисков в будущем. Расходы на бизнес и получение доходов с него различны по времени. Следует учитывать, что сумма ожидаемой прибыли неизвестна, а при оценке носит достаточно вероятностный характер, и поэтому инвестору также следует учитывать риск неудачи - вложенные инвестиции канут в лету, или же вернутся, но не покроют все риски. Если же бизнес, по своей доходности с учетом времени их получения меньше, чем издержки на его приобретение, то он теряет инвестиционную привлекательность. Таким образом, при оценке бизнеса текущая стоимость будущих доходов, которые вероятно получит инвестор, представляет собой рыночную стоимость.

    Бизнес - это система,но на рынке вполне может быть реализована, как весь комплекс, так и отдельными подсистемами или даже элементами. Фактически, товаром можно назвать даже не весь бизнес, как таковой, а отдельные составляющие этого единого целого. Компания «Активные Бизнес Консультации» поэтому также оценивает рыночную стоимость отдельных активов, когда это соответствует цели;

    Доходность, инвестиционность и потребность в бизнесе зависят от постоянно изменяющихся процессов, происходящих не только внутри самого бизнеса - но и во внешней среде. Так, нестабильность в государственной экономике может привести бизнес к неустойчивости - с другой же стороны, нестабильность бизнеса может привести к созданию нестабильности на рынке, в отрасли. Таким образом, возникает необходимость в постоянном регулировании бизнеса - при этом, качественным и квалифицированным. Это также учитывается при оценке бизнеса.

    Так как бизнес оказывает существенное влияние на р ынок и отрасль - он воздействует на государственную экономику. Поэтому важно, что бы государство также предпринимало шаги по регулированию бизнеса - в некоторых случаях формировало цены на бизнес. Особенно это касается тех предприятий, у которых есть доля государства в капитале.

Когда необходима и что даёт, в конечном счете, оценка стоимости бизнеса?

    Увеличение эффективности управления компанией;

    Обоснование принятия инвестиционного решения;

    Основу для разработки грамотного бизнес-плана;

    Плавное проведение реструктуризации предприятия (ликвидации, поглощения, выделения, слияния);

    Информацию о текущей рыночной стоимости компании в случае совершения сделок купли-продажи или при выходе одного или нескольких участников из обществ;

    Определение стоимости ценных бумаг компании, долей в капитале в случае проведения с ними различных операций;

    Определение кредитоспособности компании и величины стоимости залога при кредитовании;

    Выявление реальной рыночной стоимости имущества компании при осуществлении страховых операций;

    Взвешенное налогообложение предприятия;

    Внесение в уставной капитал вкладов учредителей;

    Выкупа акций у акционеров;

    Проведение эмиссии акций обществом;

    Определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;

    Обжалование судебного решения об изъятии собственности, когда возмещение от изъятия искусственно занижено;

    Переоценка активов компании;

    При стратегическом планировании развития компании;

    При продаже муниципальной или федеральной собственности;

  • При вступлении в наследство для совершения нотариальных действий.

Определяющие рыночную стоимость факторы - это текущая и будущая прибыль, затраты на создание аналогичной компании с теми же материальными и нематериальными активами и занятием позиции на рынке, соотношение спроса и предложения на подобные имущественные комплексы, способные приносить прибыль, а также время получения доходов, ликвидность активов и степень контроля над бизнесом. Столь большой массив данных успешно обрабатывает компания «Активные Бизнес Консультации» с единственной целью - правильно оценить рыночную или другую стоимост ь бизнеса.

Методология оценки бизнеса

Существует три основных подхода, которые использует «Активные Бизнес Консультации» для оценки бизнеса : доходный, затратный и сравнительный. При получении заказа на оценку бизнеса выбирается тот метод, который предоставит наиболее точную оценку.

Доходный подход. Предполагает установление стоимости бизнеса или его части путем расчета текущей стоимости ожидаемой прибыли. Т.е. доход и прибыль бизнеса рассматривается как основополагающий фактор, который и определит величину стоимости бизнеса. Чем больше доход, тем выше стоимость - при этом, ожидаемый доход рассчитывается с имущественного комплекса бизнеса, перспектив развития компании, общеэкономических факторов, отраслевых зависимостей, прошлых результатов ведения бизнесе, времени получения выгод и рисков, связанных с ведением бизнеса и получением прибыли, стоимости денег в зависимости от времени. Доходный метод является целесообразным при возможности прогнозирования будущих доходов.

Метод капитализации дохода и дисконтирования потоков являются наиболее распространёнными и актуальными для российских условий методами доходного подхода.

    Метод капитализации не требует изучения и определения стоимости материальных и нематериальных активов. Он основывается на измерении эффективности эксплуатации активов с точки зрения получения с них дохода. Метод капитализации может быть использован, если прогнозируемые доходы стабильны во времени и являются положительными, а темпы роста доходов легко предсказуемы;

    Метод дисконтированных денежных потоков является универсальным способом оценки стоимости бизнеса . Базирующийся на прогнозах денежных потоков, впоследствии дисконтирующихся из-за растянутости по времени согласно ставке дисконта, он позволяет определить текущую стоимость будущих доходов. Самым рациональным способом применения метода дисконтированных денежных потоков является те случаи, когда показатели будущих потоков будут отличаться в большую или меньшую сторону от текущих денежных потоков, тогда как прогнозируемые денежные являются положительными величинами.

Ставки капитализации и дисконта определяются исходя из информации о рынке, и должны учитывать уровень процентных ставок и ставки доходности, ожидаемых инвесторами от аналогичных инвестиций, а также риск, присущий получению выгоды. Преимуществом доходного метода является основа на будущих доходах, учет ситуации на рынке через ставку дисконта и возможности определения риска инвестиций. Кстати говоря, в мировой практике доходный метод используются чаще сего, поскольку он с точностью определяет рыночную стоимость компании, что в наибольшей степени интересует инвесторов. С помощью доходного метода компания «Активные Бизнес Консультации» рассчитывает оценку стоимости бизнеса , которая наиболее всего интересует инвестора, поскольку она целиком и полностью отображает бизнес, как товар, способный в будущем принести прибыль. Здесь также оценивается эффективность и перспективность развития бизнеса.

Сравнительный подход. Он предусматривает сравнение оцениваемого бизнеса с аналогичными бизнесами, которые были реализованы на открытом рынке при конкуренции и прочих равных условиях. Источниками информации для применения данного подхода в оценке бизнеса являются открытые фондовые рынки, предыдущие сделки с активами рассматриваемого бизнеса, а также рынок поглощений.

Преимуществом данного подхода является то, что действительная стоимость будет отражать результаты деятельности компании, а цена сделки - ситуацию на рынке. Недостатком то, что он не учитывает стоимость предприятия в будущем, а из-за слабого развития фондового рынка в России существуют трудности в определении аналогичного предприятия.


Сравнительный подход содержит в себе три основных методики оценки бизнеса - метод рынка капитала (нахождение аналогичной компании), метод сделок и продаж, метод отраслевых коэффициентов.

    Метод рынка капитала основывается на стоимости аналогичных предприятий, акции которых выставлены на открытом рынке. Применение данного метода гарантирует достоверность и высокую скорость оценки, но только при условии достоверности аналогов. Сравниваемые компании должны обладать приблизительно равным доходом, иметь похожее количество персонала, оборот и другие важные показатели. В другом случае необходимо использовать оценочные мультипликаторы, которые показывают соотношения между стоимостью предприятия или акцией и финансовой базой (цена/денежный поток, цена/прибыль и т.д.). Стоимость одной акции изменяется в зависимости от величины приобретаемого пакета - это также учитывается при выборе объекта для сравнения;

    Метод сделок - это анализ цен покупки контрольных пакетов акций аналогичных компаний. Что метод рынка капитала, что метод сделок удобно применять тогда, когда эксперты имеют на руках большое количество информации для анализа, в то время как среди расчетов знаменатель мультипликаторов будет находиться в положительном значении;

    Метод отраслевых коэффициентов - это использование заранее просчитанных и проанализированных соотношений между ценой реализации бизнеса и его производственно-финансовыми показателями. Данный метод не применяется в России из-за отсутствия в большинстве компаний длительного мониторинга стоимости и производственно-финансовых характеристик.

Затратный подход. Он рассматривает оценку стоимости бизнеса с точки зрения понесенных расходов. Как правило, балансовая стоимость активов далеко не является определением рыночной стоимости. И поэтому задачей оценки бизнеса первоначально состоит в их тщательной переоценке. Затем из полученного показателя вычитается текущая стоимость обязательств, тем самым рассчитывается оценочная стоимость собственного капитала предприятия.

Преимущества затратного подхода состоят в том, что он основан на существующих активах, что исключает появление «переменных» присущих другим подходам оценки бизнеса . Также можно отметить, что он пригоден и для оценки бизнеса вновь открывшихся предприятий, холдинговых и инвестиционных фирм.Недостатком можно назвать то, что затратный подход не учитывает перспектив развития бизнеса.

Методы, которые включены в состав затратного подхода - это метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.

    Метод чистых активов - это оценка стоимости бизнеса, как разности между рыночной стоимостью всех активов и обязательств. Использование данного метода является лучшим способом определения стоимости, если доходы от бизнеса невозможно спрогнозировать с высокой точностью, но предприятия имеет в своем распоряжении хорошие финансовые и материальные активы (инвестициями в недвижимость и ликвидными ценными бумагами). Также его применение целесообразно, если новое предприятие не имеет данных о прибылях, или же если эта компания - холдинговая.

    Метод ликвидационной стоимости - рационально использовать его, когда предприятию грозит банкротство. То есть, когда компания заканчивает выполнение своих операций, распродает на торгах все имеющиеся у нее материальные и нематериальные активы, а также начинает погашать долги и задолженности по собственным обязательствам. Ликвидационная стоимость - это разность между стоимостью активов и затрат на ликвидацию. Как правило, данный метод даёт минимум оценки стоимости бизнеса , так как существует достаточно серьезные ограничения по времени на продажу активов, из-за чего происходит уменьшение стоимости.

Оценка бизнеса осуществляется в несколько этапов:

    Сбор информации об объекте оценки, анализ достоверности и документальное подтверждение всех собранных данных;

    Анализ и изучение рынка, на котором функционирует бизнес. Рассмотрение аналогичных имущественных комплексов, способных приносить доход, на рынке;

    Проведение расчетов посредством подходящих для поставленной цели подходов и методов по оценке бизнеса ;

    Согласование результатов, полученных путем проведения различных подходов и методов;

    Составление отчета об оценке бизнеса , в котором компания «Активные Бизнес Консультации» интепретирует полученные результаты и простым, понятным образом объясняет весь ход процедуры оценки бизнеса . Также в отчете содержатся использованные экспертами в ходе оценки материалы, а также их выводы касательно выведенной стоимости бизнеса. Отчет является важным документом, который также может быть использован в суде для защиты своих интересов.

Компания «Активные Бизнес Консультации» не ставит перед собой целью использовать только один подход определения стоимости бизнеса. Каждый из них может быть прекрасно взаимодополнен друг другом, поэтому оценка бизнеса , осуществляемая нашими экспертами, является наиболее точной - мы используем преимущества одного метода и покрываем его недостатки положительными возможностями другого.

Активные Бизнес Консультации предлагает Вам воспользоваться богатым практическим опытом наших экспертов в оценке бизнеса . Мы используем только проверенные временем подходы по оценке имущественных комплексов, и бизнеса, как товара. С нами вы сможете эффективнее решать свои инвестиционные и управленческие цели.

Оценка бизнесапредприятия - это определение стоимости бизнеса, а точнее той доли стоимости, которая приходится на оцениваемый пакет акций. В зависимости от количества акций, пакет может быть миноритарным, мажоритарным, блокирующим или контрольным.

Оценка может быть произведена в отношении любых видов акций - обыкновенных, привилегированных, эмитированных как открытыми, так и закрытыми акционерными обществами.

На стоимость акций влияет также такой показатель как ликвидность. Ликвидность - это качество ценной бумаги, характеризующее возможность ее быстрой продажи. Чем выше ликвидность, тем больше стоимость ценной бумаги (при прочих равных условиях). Наибольшей ликвидностью обладают акции открытых акционерных обществ (ОАО), которые котируются на организованном рынке ценных бумаг. Ликвидность акций ОАО, чьи акции не котируются на организованном рынке ценных бумаг несколько ниже. Самой низкой ликвидностью обладают акции закрытых акционерных обществ (ЗАО).

Основой для оценки акций служит определение их стоимости как финансового инструмента, способного приносить прибыль его владельцу. К способам извлечения прибыли относятся получение дивидендов и рост стоимости акции, связанный с улучшением финансовых показателей компании, расширением ее бизнеса и увеличением стоимости активов. Таким образом, может осуществляться по следующим показателям: рынок капитала, чистые активы, дивиденды.

Когда осуществляется оценка стоимости акций, то под рыночной стоимостью акции понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Оценка стоимости бизнеса

Принятие инвестиционных решений на основе оценки стоимости бизнеса. Сотрудники ООО «АБК - Активные Бизнес Консультации» имеют обширный опыт по проведению комплексной оценки ряда крупных промышленных компаний и холдингов. Зачастую, в таких проектах требуется не просто «формально» рассчитать стоимость некоторого пакета акций или определенных активов, но также оценить влияние различных стратегий на стоимость бизнеса.

В качестве частной задачи при оценке бизнеса можно рассматривать оценку какого-либо отдельного актива компании при решении тактических задач. Например, переоценка основных фондов предприятия по полной восстановительной стоимости для отражения в бухгалтерском учете и оптимизации налогообложения, оценка нематериальных активов для внесения в уставный капитал (техническая документация, ноу-хау и т.п.), оценка залоговой стоимости активов при получении кредита (ценные бумаги, недвижимость и т.п.). Наша компания предлагает весь спектр услуг в данной области.

    Оценка стоимости недвижимости;

    Оценка нематериальных активов (товарные знаки, лицензии, техническая документация, гудвилл);

    Оценка стоимости ценных бумаг;

    Оценка стоимости машин и оборудования;

    Оценка стоимости товаров и материальных запасов.

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.

Если теоретический аспект проблемы более всего волнует ученых, то прикладной аспект, отражающий механизм оценки уровня обученности и достижений ученика в различных сферах учебной деятельности, все больше волнует учителей и руководителей образования.

В учебниках педагогики под оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком; отметка же является результатом этого процесса. На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Однако во что она превратиться в дальнейшем, что она принесет ученику – это уже не зависящая от оценивания деятельность. Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений. Не замечать эту действительность – значит допустить серьезный психологический просчет в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в школе.

Следующее понятие, тесно связанное с оценкой - проверка знаний . Под проверкой знаний учащихся понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой или стандартами. Следовательно, проверка – это сверка учебных достижений ученика с нормативом (эталоном, стандартом, требованиями). Она устанавливает уровень обученности школьника, качества его знаний. На основе анализа уровня знаний ученика, обнаруженного в результате проверки, учитель сравнивает его с 5-ти бальной шкалой. Результат сравнения выражается в форме словесных суждений или отметки (знакового выражения этого суждения).

Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам. Оценкам подвергаются наличные знания школьника и проявленные ими умения и навыки. Объективность оценивания в традиционной школе рассматривается именно с этой позиции. Вместе с тем остаются в стороне старания и усилия ребенка. Они, как правило, не принимаются во внимание. Не учитывается и рациональность его учебной деятельности. Не принимается во внимание и мотив, который заставил его выучить учебный материал.

К сожалению, в традиционной школе на процесс оценивания не влияет и качество самого обучения (имеется в виду тот процесс, который выстроил учитель), в результате которого ученик должен был усвоить данный материал. Например: После контрольного диктанта или контрольной работы учитель обнаруживает, что большинство учащихся слабо справились с заданием, преобладают “2” и “3”. Он сообщает им результаты и указывает на типичные ошибки, Одновременно проанализировав процесс обучения, приходит к выводу, что были допущены методические просчеты. И вот учитель планирует исправление своих просчетов, однако отметки уже выставлены, они занесены в журнал и начинают влиять на жизнь и отношения детей. Это пример, когда учитель критически отнесся к своему педагогическому труду. На практике мы часто наблюдаем другое отношение учителя к данной ситуации. Всю вину за результаты контрольной работы учитель перекладывает на плечи ученика, обвиняя его в нерадивости и плохой подготовке дома. Вопросы же качества процесса обучения, выстроенного учителем, остаются в стороне и не становятся предметом анализа и причиной данной ситуации. Можно сделать вывод, что одной из причин плохой подготовленности ученика к уроку, отрицательных отметок на контрольных работах т прочих результатов обучения и воспитания является качество учебно-воспитательного процесса, организованного учителем.

В практике работы школ все чаще встречаются понятия, как “диагностика” и “ мониторинг”. Если первое понятие представляет собой процесс установления причины педагогического явления, то по второму – применительно к педагогике необходимо не только контролировать, но и реагировать на те ли иные отклонения от существующих норм в обучении и воспитании. В этой связи говорят о педагогическом мониторинге.

В современной педагогической литературе под этим понятием понимают:

  1. регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений, навыков учащихся в учебном процессе;
  2. наблюдение, измерение и формулировка на их основе выводов с целью моделирования, прогнозирования и принятия соответствующих решений.

Пожалуй, этот список можно было бы продолжить. Сущность данного понятия – если проверка и контроль знаний предполагают разовые мероприятия, то мониторинг выражает систематичность, последовательность и длительность действий проверяющих с целью не только измерения уровня знаний, но и установления причин отклонений, прогнозирования возможных степеней учебных достижений ученика (обучающегося, самообучающегося).

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧЕНИКА

Педагогическая наука выработала различные подходы в решении этой проблемы. Так, Е.Перовский, один из исследователей этой проблемы, сравнивает две крайние позиции: балльная система оценки знаний (цифровая система) и безоценочное обучение. Балльную систему считают предельно экономной и легкой в применении. Наряду с этим отмечают и недостатки этой системы: “абстрактность” и “ условность”. Хотя, по словам Е.Перовского, “… если сочетать цифровой балл с оценочным суждением учителя, то этих недостатков можно избежать”. Заслуживает внимания следующий вывод автора: “Чтобы оценочные баллы моги стать показателями уровня знаний учащихся, необходимо, чтобы один и тот же балл везде имел одно и то же значение, ставился бы за один и тот же уровень знаний. Очень справедливое замечание, но практически невыполнимое, ибо автор не учитывает тот фактор, что уровень знаний ученика определяет учитель, а он вправе ошибаться.

Несомненно, объективность оценки тесно связана с разработкой критериев, а для этого необходимо установить, какие качества оцениваемых работ учащихся подлежат оценке, затем определить, какую меру или степень каждого качества следует оценивать тем или иным баллом.

Этот вопрос был всегда в центре внимания органов управления образования, методических служб, руководства школ. Однако, соответствующие рекомендации по нормам оценки страдали существенным недостатком – они могли трактоваться учителями так, как это могло быть выгодно им. Следовательно, многое зависит от мастерства учителя, от его понимания функции оценки, роли её в дальнейшей жизни ученика, готовности оценивать не качества ученика, а качества его ответа (устного или письменного).

Не менее серьезной работой, в которой вновь прозвучала мысль о том, что традиционная система оценки имеет еще много резервов, и далеко не исчерпала своих возможностей, является работа В.М.Полонского “Оценка знаний школьников”. В ней очень убедительно доказывается, что “… бальная система оценки, несмотря на свои недостатки, до сих пор не нашла себе достойной замены”. Так, известный педагог В.Ф.Шаталов для контроля знаний ввел “лист открытого учета знаний”. Суть таких листов состоит в том, что каждая полученная на уроке или во внеурочное время отметка заносится на специальный бланк, который затем вывешивается для всеобщего обозрения. В отличие от отметок, выставленных в классном журнале и остающихся тайной для класса, отметка, выставленная таким образом, имеет несравненно больший воспитательный эффект. Лист открытого учета знаний превращается в “послужной список” каждого ученика. Методика Шаталова лишена ещё одного недостатка, когда плохая отметка ученика заслоняет перспективу получения высокого четвертного или годового балла. Перспектива получения высокого четвертного балла сохраняется в течение всего года. Теперь, все зависит от самого ученика, от его знаний и прилежания. Другой пример: Знания ученика можно сравнить по объему, полноте, уровню и указать больший или меньший уровень. В этом случае балл соотносится с числом решенных задач или выполненных упражнений. В зависимости от числа черных ответов, каждому ученику приписывается ранг, который он занимает в своем классе по результатам выполнения контрольной работы. Т.е. цифры здесь, как и в шкале наименований, относятся к конкретным вопросам, но показывают больший или меньший уровень знаний (ранговая шкала). В этом случае более высокий балл отражает более высокие знания. Интервалы между баллами не равны, но порядок можно планировать. Это могут быть оценки по одной теме, но показывающие различный уровень ее усвоения. При тщательном подборе вопросов и заданий равной трудности можно добиться, чтобы баллы, выставленные за ответы школьников, соответствовали уровню их знаний. При этом каждый последующий балл показывает некоторый прирост в знаниях. Следовательно, при одинаковых баллах их интерпретация зависит от школы, в которой проходит измерение.

Отдельные учителя практикуют прием комментирования оценки : “Прекрасный рассказ, ты очень ясно и образно выразил свои мысли”, “Твой вариант решения задачи оказался самым рациональным”, “К сожалению, ответ неполный, логичность изложения материала нарушена”, “Сегодня ты недостаточно изложил учебный материал, ты что-то не понял?”. Их эффективность очевидна, хотя на практике они находят еще ограниченное применение.

При выставлении отметок учитель не всегда может помнить, за какой материал он выставил тот или иной балл: за ответ на теоретический вопрос или за решение задачи. Многие учителя практикуют дифферинцированнные отметки – отдельно за теоретический материал и отдельно – за решение задачи. Для удобства различения вводится особая форма записи. Запись 5/4 означает, что ученик на одном уроке получил 5 за теоретический материал и 4 за практический. Кстати, такая практика оценивания используется при проверке сочинений.

В традиционной системе оценивания есть понятие комплексной оценки . Процедура выставления комплексной отметки состоит из следующих шагов: - выделяются все элементы ответа ученика; - устанавливается относительный вес каждого элемента ответа. Например, при оценке содержания сочинения выделяются правильность литературоведческого анализа, стиль, форма изложения и т.п. Первому компоненту приписывается вес равный 1, а второму -0,8. Для выведения комплексной отметки вес каждого элемента перемножают на поставленную учителем отметку, далее складывают сумму полученных весов и оценок, и делят их на число элементов ответа. На практике учителя выводят четвертные, годовые и аттестационные отметки как среднее арифметическое всех баллов. Однако, последние отметки часто имеют больший вес, чем предыдущие, т.к. отражают более высокий уровень усвоения темы. Ученик в конце года мог начать лучше заниматься и полностью усвоить программу; между тем средняя отметка этой тенденции не отражает. Для выведения итоговой отметки целесообразнее использовать комплексную отметку. Каждой четвертной оценке в таком случае приписывается разный вес. Итоговая оценка будет тогда более объективной, а у школьников для усиленных занятий появиться хороший стимул. Низкая отметка, полученная в первой четверти, не будет служить непреодолимым препятствием для получения высокого годового балла. Рассматривая резервы традиционной системы оценивания, следует отметить, что цифровая отметка – не единственная возможная форма. Большой интерес представляет подход Ш.А. Амонашвили. Один из тех учителей, который в начальной школе вышел на безотметочное обучение. Он теоретически разработал и практически применил содержательно-оценочную основу обучения. Он считает, что школьник постепенно овладевает знаниями, приобретает умения и вырабатывает навыки. Этот процесс состоит из ряда ступеней:

  • осознание и принятие школьником задания;
  • построение плана его решения; - контроль над процессом его решения;
  • оценка результата в соответствии с эталоном;
  • постановка задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний, умений и навыков.

Суть содержательной оценки как процесса соотношения хода или результата деятельности с намеченным в задании эталоном. Следующий вариант безотметочного обучения описал В.Ф. Костылевым в книге “Учить по-новому”. Здесь педагогическая оценка рассматривается как “…выражение достигнутого уровня знаний, умений и навыков к тому, которым ученик должен овладеть. Это результат анализа учителем хода самостоятельной работы учащихся с целью оказания им помощи, стимуляции их дальнейших усилий”. Принципиальной основой в этой методике становится самостоятельная работа ученика под руководством учителя. Учащиеся усваивают материал в процессе выполнения специальных заданий, направленных на усвоение теоретических знаний и практических умений и навыков. О результатах судят по количеству и качеству выполненных заданий. Следовательно, важнейшим условием и средством оценивания становится разработка соответствующих заданий (вопросов, упражнений, проблем, задач и т.д.). Но это не так просто – создание банка таких заданий по каждой теме учебного предмета – дело сложное. На первом этапе применения этой методики учителя, полностью не отказавшиеся от выставления отметок могут использовать тематическую оценку. В классный же журнал вносится цифрами количество заданий, выполненных учеником в школе и дома. Отметка по теме не выводится до тех пор, пока ученик не осилит установленного минимума заданий.

Считаю, что как только учителя начнут учить по-новому, так начнут меняться у учеников и цель, и установка. Они теперь свою цель будут видеть не в получении любым путем отметки, а в активизации своих усилий по усвоению учебного материала, так чтобы потом они могли решить столько заданий, сколько предусмотрено программой.

Выше было сказано, что наша пятибалльная оценочная система школы является разновидностью ранговой школы, и поэтому может рассматриваться в некотором приближенном примером рейтинговой системы, но очень не совершенной. Рейтинги учащихся можно получить путем набора очков (баллов) за те виды работ, которые следует выполнить за определенный срок или же с целью усвоения некоторого учебного материала. В конце оценочного периода все очки суммируются, и получается рейтинг ученика. После этого можно ранжировать учащихся по их рейтингу. При использовании рейтинговой системы четвертные оценки или годовые оценки выставляются не традиционным методом, когда возникают устойчивые группы “троечников”, “хорошистов”, “отличников”, а путем составления общего списка класса, в котором в начале списка идут наилучшие, в конце – неудачники. При этом у ученика возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 14-е, и успех вполне возможен.

  • Оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
  • Незнание не наказывается, а прогресс познания стимулируется;
  • Ученик волен сам выбирать стратегию своей деятельности, т.к. оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

Полученное число баллов достаточно легко можно перевести на принятую 5-ти балльную систему и выставить отметки в журнал.

В педагогической практике известны и другие способы замера уровня обученности учащихся. Так, в проверочных работах используются задания с разным диагностическим весом. Учащимся предлагались 3 вида заданий: выполнение первого задания оценивается отметкой “3”, выполнение второго – “4”, а выполнение третьего – “5”. При этом соответствующее задание даже на “3”, должно быть выполнено безукоризненно. Другой подход, достаточно используемый на практике, состоит в том, что контрольные задания одной и той же сложности предлагаются всем учащимся, но в зависимости от уровня обученности одни ученики успевают выполнить все задания, другие – большую или меньшую часть. Результаты соответственно оцениваются “5”, “4”, “3”.

Проверка и оценка результатов обучения с введением стандартов меняется. В стандарте предусмотрен только один уровень обученности – минимальный и обязательный для всех. Он должен быть усвоен, в противном случае ученик считается неуспевающим, а учитель, допустивший такое, - не выполняющим свои функции. Поэтому, результаты достижения стандартов оцениваются лишь двумя отметками: “5” или “1” (по нашей 5тибальной шкале), другого быть не должно. Стандарт нельзя усвоить на “3” или “4”, он или есть, или его нет. Здесь нельзя ориентироваться на прежние нормы, сложившиеся в многолетней практике нормированного оценивания, когда 70% усвоения учебного материала считались приемлемым показателем. Проверка и оценка выполнения требований стандарта осуществляется с целью выяснения: овладел или не овладел каждый ученик минимумом знаний, умений и навыков, который зафиксирован в стандарте. При этом мы имеем дело с критериально-ориентированным подходом.

В условиях такого подхода заранее планируется уровень усвоения каждого объекта контроля (темы, отдельного понятия, конкретного способа деятельности и т.д.), затем он сообщается учащимся и становится тем нормативом, ниже которого ни обучать, ни учиться нельзя. Возникает вопрос, каковы же критерии оценки знаний и умений школьников в условиях внедрения общеобразовательных стандартов? Другими словами, как оценивать знания школьников, за что ставить “5”, “4”. “3”. Здесь, конечно желательно использовать иной подход. Он должен быть построен на иных основаниях, и сопровождаться словесными комментариями. Например, “данный материал (тема, раздел) усвоен минимальном уровне” или “данный материал усвоен на уровне применения знаний в нестандартной ситуации” и т. д. Все это позволяет выйти на 3-х бальную систему оценивания знаний и умений учащихся. Она практически уже сложилась, но при ином содержании традиционных отметок: “3” - стандарт по теме усвоен учеником на достаточно хорошем уровне; “4” - ученик усвоил тему на более высоком уровне, чем это предусмотрено стандартом и “5” - ученик усвоил тему на уровне творческого применения знаний (предполагается решение задач повышенной сложности, выполнение творческих и исследовательских заданий и другие). Отметка “3” олицетворяет некий устрашающий фактор и в умах ассоциируется с серьезными проблемами в обучении. К тому же прошлая педагогическая практика родителей свидетельствует о том, что “3” можно получить, и, не прикладывая особых усилий. И вдруг их ребенок после длительных и упорных трудов по овладению минимумом учебного материала приносит “3”. Этот подход не стимулирует ученика и его родителей к получению полноценных знаний по основам наук, происходит снятие мотивирующего фактора в образовательном процессе. Если же минимальный уровень оценивать, например, отметкой “зачет”, а все остальные достижения ученика оценивать “4” и “5” то – в этом случае мы снимаем проблему “троечника”. Подобный подход проходит экспериментальную проверку в ряде школ г. Казани (география, математика, история и другие). Изучив стандарты и программу по предмету, учителя составляют образовательную программу и тематическое планирование. Далее выделяют обязательный учебный материал (стандарт по темам), дополнительный и обогащенный материал. Методика работы учителя основывается на технологии внутриклассной дифференциации. В учебном материале можно выделить несколько уровней: стандарт, дополнительный и обогащенный материал. 1 уровень – представлен обязательными знаниями и умениями по данной теме; 2 уровень – дополнительным материалом, который способствует формированию и удовлетворению познавательного интереса отдельных учащихся и 3 уровень учебного материала предназначен для формирования опыта творческой деятельности в рамках данного предмета.

Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл. Если учителю неизвестно, насколько плодотворна его деятельность, если он не знает, что сделано правильно и в чем допущены ошибки, то пропадает не только моральный стимул для труда, но и нельзя достичь поставленных целей.

В процессе своей деятельности учитель обязательно определяет и измеряет качество обучения, объясняет, применяет приемы управления за деятельностью учащихся и направляет ее.

Он слышит ответы учащихся, проверяет их письменные работы, наблюдает за конкретными действиями, за поведением учеников и на основании своих личных впечатлений от поступающей к нему информации выводит заключение о степени успешности их деятельности.

Практикой накоплены многие способы и приемы, повышающие возможности учителя и помогающие повышать достоверность его суждений, как о качестве обучения, так и о его результатах. Среди этих средств называют различные системы отметок или баллов, которые выставляются при текущем контроле или специальной проверке знаний, умений и навыков. Одновременно с появлением системы отметок по результатам проверки знаний учащихся появились и критические замечания. Психологи утверждают, что знания одних учащихся оцениваются по-разному разными преподавателями и расхождение в значении отметок для одного и того же класса оказывается весьма значительным.