Что такое печатный станок 17 века. Книжное дело России в XVII веке. Начало печатания книг в России

Общая характеристика книжного дела в XVII в.

Внутренняя и внешняя обстановка в стране в первые десятилетия XVII в. не благоприятствовала развитию книжного дела. Изменения в социально-экономических отношениях в Московском государстве XVI в. привели к усилению феодального гнета, ухудшению положения народных масс и, как следствие, к обострению классовой борьбы. Классовая борьба нашла свое отражение и в крупнейшем религиозном движении в России XVII в. - расколе православной русской церкви. Поводом к расколу послужили разногласия по вопросу об исправлении обрядов и церковных книг. Особую остроту этот вопрос приобрел после прихода на патриаршество Никона (1652), который энергично приступил к исправлению церковных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой.

Бурные политические события начала XVII в., дорого обошедшиеся русскому народу, сказались на состоянии культуры московского общества. Грамотность среди русского населения в конце XVI - начале XVII в. была распространена все еще слабо.

Постепенно в связи с потребностями экономического и культурного развития в московском обществе усиливается понимание необходимости более широкого образования, чем прежде. Круг образованных людей становится шире, чем в предшествующем столетии. Образование распространяется среди нарождающегося дворянства и проникает уже в посадскую среду, тогда как в XVI в. оно было доступно главным образом лишь верхушке феодального класса.

В XVII в. возросло число лиц, владевших крупными книжными собраниями. Среди них - служилые люди, члены царской семьи, представители высшего духовенства, просвещенные монахи, справщики Печатного двора, купцы. В книжных собраниях частных лиц все большее место занимает светская литература. Наибольший интерес читателей XVII в. вызывали книги по истории, философии, географии, космографии, медицине, но количественно преобладала все же религиозная литература, что отвечало условиям времени, месту, которое религия и церковь занимали в жизни общества.

Центры книжного дела

Центром производства рукописных церковно-служебных книг в XVII в. оставались по-прежнему монастыри. Деловая письменность - различные делопроизводственные документы и акты - находилась в ведении особой системы приказных учреждений и «площадных» подьячих, выполнявших нотариальные функции. Число писцов-профессионалов значительно возросло по сравнению с предшествующим периодом, из них в XVII в. 45% - светские. Писцами нередко становились холопы. У известного ученого-литератора XVII в. князя Шаховского среди его дворовых людей находился «юнейший в рабех» писец Олферец по прозвищу «Ворон». В XVII в. существовала даже должность «комнатного писца».

Одной из форм организации труда писцов-ремесленников XVII в. были мастерские. Так, в художественных мастерских Посольского приказа работали златописцы-художники, писцы, переплетчики, которые выполняли в основном заказы царского двора и Посольского приказа, но иногда принимали и заказы частных лиц.

Запретная литература и цензура книг в XVII в.

Идеология народных масс не могла найти отражения в официальной как печатной, так и рукописной литературе XVII в. С жадностью ловили простые русские люди мысли запретных произведений и тех летучих листков, которые распространялись тайно в годы крестьянских волнений и бунтов. Во времена Ивана Болотникова и Степана Разина в народе ходили так называемые «прелестные», или «подметные» (т.е. подбрасываемые тайно) письма. В них содержались призывы к боярским холопам «побивать своих господ». «Прелестные» письма Степана Разина наводнили всю страну.

Распространение и чтение листовок, направленных против угнетателей, каралось самым жестоким образом. Преследовалась также любая литература, не соответствующая догматам церкви, подвергавшая сомнению те или иные положения церковного учения. Так, патриарх Филарет повелел в 1663 г. отобрать во всех церквах и монастырях церковный устав, напечатанный в 1610 г. и прислать в Москву для сожжения на том основании, что печатал устав «вор, бражник, чернец Логин», изложивший отдельные его положения «своим самовольством».

Во второй половине XVII в. в связи с исправлением церковных книг преследованию подвергались все прежние издания. Так, в 1681 г. по предложению царя Собор постановил: при продаже людьми «всяких чинов» книг «прежних печатей» «те книги имать на печатный двор», а вместо них давать новоисправленные, чтобы «во святых церквах несогласия, а меж людьми сумнения не было». Сочинение Афанасия архиепископа Холмогорского «Цвет духовный», направленное против раскольников, по повелению патриарха Иоакима бесплатно рассылалось по церквам и монастырям Новгородской епархии.

Деятельность Московского печатного двора

После смерти в 1602 г. Андроника Невежи во главе Печатного двора стал его сын Иван Андроников Невежин. С 1601 по 1611 г. оба они напечатали 10 изданий церковно-служебного характера.

В 1605 г. на Печатном дворе была открыта вторая «изба». В ней работал «печатных книг переплетный мастер» Анисим Радищевский. Родом с Волыни, Радищевский, возможно, учился типографскому ремеслу у Ивана Федорова.

Во главе третьей «избы», работавшей на Московском печатном дворе в начале XVII в., стоял мастер Никита Фофанов, напечатавший в 1609 г. Минею общую.

Во время польско-литовской интервенции «печатный дом и вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостат разорися и огнем пожжена бысть...»

В это тяжелое для страны время книгопечатание продолжалось в Нижнем Новгороде. Сюда из Москвы прибыл Никита Фофанов. В 1613 г. он напечатал тетрадь из 6 листов (12 страниц) - Нижегородский памятник. Автор рассказывает о вторжении польской шляхты в русскую землю и о чинимых ею злодеяниях, радуется освобождению родины от вражеских войск и возрождению Московского государства.

В 1614 г. Московский печатный двор был восстановлен, возобновил свою деятельность вернувшийся из Нижнего Новгорода Никита Фофанов. Штат Печатного двора постепенно увеличивается. Ремесленная стадия развития книгопечатания, когда почти все производственные операции исполнялись одним лицом, уступает место мануфактурной, с присущими ей специализацией и разделением труда.

В России первые мануфактуры появились в тех отраслях промышленности, продукция которых имела достаточно широкий сбыт. Это касалось и книгопечатания, рассчитанного на массовое производство церковно-служебных и «чтомых» книг. Сыграли свою роль и государственный характер книгопечатания, и поддержка церкви. Во втором десятилетии XVII в. на Печатном дворе работали наборщики, разборщики, тередорщики (печатники), батырщики (накладывали краску на наборную форму), резчики пунсонов для отливки литер, словолитцы, переплетчики, знаменщики (украшали «подносеные» экземпляры, предназначенные для царя и его ближайшего окружения). Одним из главных учреждений Печатного двора становится правильня с большим штатом справщиков, чтецов и писцов, на которых была возложена «справа», т.е. редакция и корректура печатавшихся книг. Правильня играла и роль цензурного учреждения, следила за тем, чтобы печатались только одобренные церковью, исправленные книги. Среди справщиков было немало высокообразованных для своего времени людей - Федор Поликарпов, Сильвестр Медведев, ЕпифанийСлавинецкий, Арсений Суханов и др.

В начале 30-х гг. XVII в. на Московском печатном дворе появился новый мастер - Василий Бурцев-Протопопов. Он руководил самостоятельным отделением типографии и именовался «подьячим азбучного дела». С 1633 по 1642 г. он выпустил 17 книг. Позднее, в конце 70-х гг., в Троицкой башне Кремля была устроена «Верхняя» дворцовая типография - личная типография царя. Руководил ею известный ученый, поэт и драматург Симеон Полоцкий. Только она имела право издания книг без специального разрешения патриарха, не зависела она и от управления Печатного двора. С 1679 по 1683 г. «Верхняя» типография выпустила шесть книг, в том числе несколько сочинений Симеона Полоцкого.

В 1654 г. во главе Печатного двора становится патриарх Никон, проводится исправление церковных книг в связи с проводимой им реформой церкви. С 1686 г. руководство Печатным двором переходит в руки братьев Лихудов; они одновременно преподавали в Славяно-греко-латинской академии. При Лихудах учащиеся и преподаватели академии работали на Печатном дворе справщиками и редакторами.

На протяжении XVII в. в Москве были напечатаны 483 книги. По содержанию они делятся на три группы:

Литургические, церковно-служебные или культовые;

Книги религиозные, но не литургические, предназначенные для чтения вне церкви;

Книги не религиозные.

Преимущественная часть изданий XVII в. - книги первой группы. Содержание и тематика книг, как и в XVI в., определялись главным образом потребностями церкви: Апостолы, Евангелия, Псалтыри все еще составляют основную массу продукции Московского печатного двора. Развитие хозяйства, государственного управления, успехи культуры и просвещения приводят к некоторым важным изменениям в издательской деятельности Московского печатного двора. Прогрессивным фактором явилось издание сочинений, предназначенных не для церковной службы, а для повседневного чтения. Хотя книги эти входили в круг церковной литературы, они все же расширяли издательский «ассортимент» Печатного двора. Кроме сочинений таких церковных писателей, как Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст и др., в эту группу изданий входят сборники, составленные из произведений византийских писателей, украинских и русских авторов, а также «Пролог» - обширное собрание житийных и нравоучительных статей. Как сборники (или точнее «соборники»), так и «Пролог» пользовались большой популярностью у русского читателя. Московское издание «Пролога» 1641 г. - первая русская печатная книга для повседневного чтения.

Особая труппа изданий XVII в. - буквари и азбуки, предназначенные для обучения чтению и письму. Их основной текст состоял из молитв, но в то же время они носили на себе отпечаток педагогической и литературной индивидуальности издателя.

Начало изданию букварей в Москве положил Василий Бурцов. В 1634 г. в Москве им была издана печатная «Азбука». Она очень быстро разошлась и уже в 1637 г. была переиздана. Во второе издание включены вирши о целях и методах учения. Открывал книгу гравированный фронтиспис - сцена наказания розгой провинившегося ученика в «Училище». Гравюра светского содержания - явление новое в русской печатной книге XVII в. Некоторые буквари пропагандировали новые методы обучения и воспитания. Так, в одном из самых интересных букварей XVII в. - букваре «словено-российских письмен» Кариона Истомина применен метод запоминания букв с помощью картинок. Буквы даны в различных начертаниях - не только славянские, но и греческие и латинские, в печатных и рукописных вариантах. Иллюстрации к ним изображают предметы, названия которых начинаются с соответствующей буквы. Так, под различными начертаниями буквы «А» помещены изображения «Адама», «аспида», «арифметики», «апреля месяца», «аналогии» и т.д. На каждом листе - назидательные вирши. Так, лист с буквой «А» завершается следующей стихотворной строкой: «Изначала лет юн всем обучайся; везде от жизни мудрей утешайся».

Целиком текст букваря с иллюстрациями был выгравирован на меди в 1694 г. Леонтием Буниным. Кариону Истомину принадлежит другой примечательный букварь, отпечатанный в 1696 г. типографским способом. Это - одна из редчайших русских книг. До сих пор обнаружено лишь два (из 20 изданных) экземпляра этой книги. Значительное место в букваре занимают поэтические произведения самого К. Истомина.

В 1648 г. вышло первое московское издание знаменитой «Славянской грамматики МелетияСмотрицкого. Оно дополнено отрывками из сочинений Максима Грека, примерами, грамматического разбора предложений. «Грамматика» Смотрицкого была для своего времени подлинно научным сочинением. Ею пользовались в России еще в XVIII в. (по ней, как известно, учился М.В. Ломоносов).

Развитие военного дела и усиление внимания государства к вопросам военного искусства нашло отражение в издании превосходно отпечатанной книги размером в лист с 35 гравюрами на меди и гравированным титульным листом по рисунку Григория Благушина: «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Это был перевод с немецкого руководства по военному делу Вальхаузена. Книга напечатана в 1647 г. Гравюры выполнены по заказу царя Алексея Михайловича в Голландии.

В 1649 г. выходит в свет первое печатное издание свода русских законов - «Уложение государя царя Алексея Михайловича». Развитие торговли, усиление влияния купечества вызвали появление таких книг, как «Грамота о таможенных пошлинах» (1654), «Считание удобное;» (1682), предназначенных для людей «купующих и продающих».

В 1699 г. в Москве была выпущена книжка: «Краткое обыкновенное учение с крепчайшим и лучшим растолкованием в строении пеших полков». Это последняя светская печатная книга XVII в., в наше время - редчайшее издание.

Впервые появилась газета в германии в 1609. Еженедельная в Париже 1632. Ежедневная и регулярная в германии в 1669. В 1665 во Франции первый научный журнал. Изменился ассортимент книг. В 17 в. растет количество политических книг, новелл, романов, печатаются на народных языках.В 17 в. широкое распространение имели рукописные книги, удовлетворяли потребность в светской литературе. Начали печататься книги светского характера. В 1670 в Голландии был сконструирован ролл-устройство для размола волокон на бумаге. В 1677 Гутовский посторил первый в мире металлографский станок. В конце отпечатали букварь.

Характеристика книгопечатанья в 18 веке.

В 1702 первая русская газета «ведомости»; ее считают продолжением «куранты». С 1728 выходит первый в России ежемесячный журнал «месячные исторические, генеалогические и географические примечания в «Ведомостях». В 1769 в Петербурге напечатаны первые русские бумажные деньги. В 1796 в Перми Петр Филиппов выпустил первую книгу по полиграфии «история, профессии, техника и технология книгопечатания». В 1707-1710 в России Осуществлялись реформы Петра 1. Он убрал из русского алфавита ряд букв, которые посчитал ненужными. Был издан указ о применении гражданского шрифта. Кириллицу - только для церковных книг. В 1711-первая типография в Петербурге. Книги с гравюрами в кожаных переплетах стоили дорого, поэтому кожаный переплет был вытеснен картонными и бумажными обложками. Название и автора помещали на корешок книг и на первые стр обложек. Книгопечатание успешно развивалось, было создано 900 новых газет, выросли тиражы книг, азет, журналов, около сотни издательств. Возрасла потребность в бумаге. В 1799 первая в мире бумагоделочнаяная машина. В 1725 Т. Вильдим предложил использовать для набора текста логотипы. В 1729 Вильм Гед предложил отливать стереотипы. В 1789 способ изготовления текстоизобразительной печатной формы высокой печати путем травления металла. В конце 13 века изобрели торцевую ксилографию. В 1790 в Англии У. Николсон запатентовал несколько конструкций печатных машин. В 1800 в Англии Чарльз Стенгоп изготовил печатный станок, состоящий из металла, и позволяющий печатать с форм, которые имели в 2 раза большую площадь, чем использовавшиеся на деревянных станках.

Рис. 4.2. Лань. Гравюра из "Обшей истории четвероногих", 1790 г.

В XVII-XVIII вв. расширился ассортимент печатной продукции, Стали печататься периодические издания. Впервые появилась печатная газета. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. В XVI в. в Венеции за такую сводку платили мелкую монету, которая называлась gazzеtta, откуда и произошло русское слове «газета». Первая печатная газета появилась в Германии в 1609 г. Еженедельная газета стала выпускаться в Париже в 1632 г., а ежедневная и регулярная газета (Leipzigеr Zeitung) - в Германии в 1669 г. В 1665 г. во Франции стал выходить первый в мире научный журнал (Journal des savants). Изменился и ассортимент печатных книг. В XVI в., как мы помним, среди европейских книг преобладала религиозная тематика, а сами книги печатались на латыни. Начиная с XVII в., все возрастает количество политических книг, новелл, романов, и эти книги печатаются не на латыни, а на народных языках - французском, немецком, голландском и т.д. Что касается России, первые книги там печатались на древнеславянском языке и также имели религиозный характер. В начале XVII в., наряду с печатными, широкое распространение имели рукописные книги, которые и удовлетворяли полностью потребность в светской литературе, т.к. грамотных людей в России было мало, но с середины XVII в. стали печататься и книги светского характера.

В 1702 г. с января печатается и первая русская газета «Ведомости». Ее считают продолжением русской рукописной газеты «Куранты», которая выходила в единственном экземпляре при дворе царя Алексея Михайловича. С 1728 г. выходит первый в России ежемесячный журнал, который был приложением к газете «Санкт-Петербургские ведомости» и назывался «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в «Ведомостях». В 1769 г. в Петербурге были отпечатаны первые русские бумажные деньги, которые представляли собой ассигнации в 25, 50, 75 и 100 рублей. Наконец, в 1796 г. в Перми Петр Филиппов выпустил первую книгу по полиграфии, которая называлась «История, профессии, техника и технология книгопечатания».

В 1707-1710 гг. в России осуществлялись реформы Петра I. Император лично правил рисунки шрифтов. Он убрал из русского алфавита ряд букв, которые посчитал ненужными. Был издан указ о применении гражданского шрифта. Кириллицу разрешалось использовать только для церковных книг. В 1711 г. была построена первая типография в молодой столице - Петербурге.

Книги с гравюрами в кожаных переплетах стоили дорого, поэтому они имели ограниченный спрос. В удешевлении книги были заинтересованы и издатели, и читатели. Поэтому в течение XVIII в. кожаный переплет постепенно был вытеснен картонным и бумажной обложкой; покупатель мог со временем заказать для книги в обложке, переплет или вообще обойтись без него. Для увеличения сбыта книг на рубеже XVIII и XIX вв. название книги и фамилию автора на специальных бумажных наклейках стали помешать на корешках книг и на передних страницах обложек. Привлеченный такой рекламой читатель, зайдя в книжную лавку за одним изданием, мог купить и другие.

Книгопечатание успешно развивалось. За последние 10 лет конца XVIII столетия в странах Европы было основано 900 новых газет, возросли тиражи книг, газет, журналов, открылись сотни частных издательств. С увеличением ассортимента печатной продукции, с ростом тиражей возрастала и потребность в бумаге. Поэтому, как мы уже сообщали ранее, в этот период времени были сделаны два изобретения, позволившие удовлетворить потребность в бумаге. В 1670 г. в Голландии был сконструирован ролл - устройство для размола волокнистых материалов при производстве бумаги. А в 1799 г. была изготовлена первая в мире бумагоделательная машина.

В течение XVII-XVIII столетий совершенствовалась и полиграфическая технология. Была изобретена плоская печать - литография, создана гравюра с углубленными на разную глубину печатающими элементами. В 1677 г. Симон Гутовский построил первый в России металлографский станок. В конце XVII в. с глубокой гравюры целиком отпечатали букварь, составленный монахом Карийоном Истоминым. Совершенствовались типографские шрифты, создавались новые гарнитуры. Пьер Фурнье впервые предложил типографскую систему мер для измерения и унификации размеров шрифтов. Предпринималась попытка, правда неудачная, ускорить ручной набор. В 1725 г. шотландец Т. Вильдим предложил использовать для набора текста логотипы (от греч. logos - слово и typos - отпечаток). Так назывались литеры с наиболее употребительными словами и отдельными слогами. В 1729 г. Вильм Гед предложил отливать стереотипы - монолитные копии с набора, выполненные в масштабе 1:1. Для отливки стереотипов он использовал гипсовые матрицы. Эти матрицы содержали углубленные отпечатки в гипсе, полученные с полос набора. Такая матрица хранится в Британском музее. В 1789 г. был предложен способ изготовления текстоизобразительной печатной формы высокой печати путем травления металла. В конце ХIII в. было сделано выдающее открытие, относящееся к гравюре на дереве - изобретена торцовая ксилография. Совершенствовалась и печатная техника. В 1790 г. в Англии У. Николсон запатентовал несколько конструкций печатных машин. В отличие от печатного станка на печатных машинах механизировано не только создание давления для передачи краски с формы на бумагу, но и другие этапы печатного процесса, например, нанесение печатной краски на форму. Наконец, в 1800 г. в Англии Чарльз Стенгоп впервые изготовил печатный станок, полностью состоявший из металла и позволявший печатать с форм, которые имели в два раза большую площадь, чем использовавшиеся на деревянных станках.

В 1643 г. голландец Людвиг фон Зиген создал гравюру с углубленными на разную глубину печатающими элементами, названную впоследствии меццо-тинто (от итал. mezzo - средний и tinto - крашеный). При изготовлении таких форм поверхность металлической пластины предварительно обрабатывалась специальным инструментом - качалкой с острыми зубцами. На пластине оставались равномерно распределенные по поверхности мелкие углубления, дающие при печати черный тон. При изготовлении формы гравер с помощью специальных инструментов сглаживал отдельные участки, в результате углубления становились более мелкими, и толщина красочных слоев, которые с них передавались, становилась меньше, а, следовательно, их яркость увеличивалась. Такие печатные формы изготавливались вручную, но характер их печатающих элементов такой же, как и у современных печатных форм глубокой печати.

В 1765 г. француз Жан Лепренс, долго работавший в России, создал гравюру акватинта. Такая гравюра тоже содержит печатающие участки, углубленные по-разному, но она изготавливается с помощью травления. Технологический процесс состоял в следующем. Сначала на медную пластину наносили контуры рисунка и слегка травили. Затем ее припудривали порошком канифоли и подогревали. В результате на пластине получались мелкие углубления, так называемое акватинтное зерно. Потом расплавленную смолу удаляли, закрывали кислотостойким лаком самые светлые участки будущего изображения и снова травили. Операцию повторяли несколько раз. В результате получались печатающие элементы, углубленные на разную глубину в соответствии с передаваемыми тонами.

Около 1720 г. французский художник Жак Леблон разработал технологию многокрасочного печатания с нескольких углубленных гравюр. Сначала он пытался на глаз разложить цветное полутоновое изображение на семь основных красок и затем воспроизвести его на совмещенном оттиске. Вскоре художник понял, что достаточно ограничиться тремя красками - красной, синей и желтой. В дальнейшем он ввел дополнительную коричневую (согласно некоторым источникам, черную) краску, использовав ее в качестве контурной. Для точного совмещения красок при печати Леблон использовал то, что в наше время называется «приводкой по штифтам». В каждой форме Леблон просверливал отверстия, расположенные одинаково по отношению к изображениям, а на столе металлографского станка укрепил металлические штырьки, на которые надевал формы в процессе печатания. Следы отверстий, оставшихся на оттисках, позволяли надежно контролировать совпадение красок при печатании (приводку) . В дальнейшем для этих целей стали наносить «кресты» на обрезных полях. В работах Леблона заложены основы цветоделения, которые затем стали применяться в практике многокрасочной печати. Они были усовершенствованы и получили широкое распространение значительно позже, когда в практику цветовоспроизведения вошли фоторепродукционные процессы. В наши дни для этих целей используются цифровые технологии. Как мы увидим далее, цветные оригиналы воспроизводят четырьмя красками - пурпурной (красно-синей), голубой (сине-зеленой), желтой (красно-зеленой) и черной, а цветоделение производят с помощью оптических устройств, которые называются светофильтрами.

В начале XVIII в. ксилография была почти вытеснена углубленной гравюрой на металле, отличавшейся высоким качеством изображения и хорошей передачей полутонов. Но гравюра на металле имела ряд недостатков. Как мы знаем, при печатании с углубленной гравюры требовалось очень высокое давление, поэтому ее нельзя было объединять вместе с текстом в одной печатной форме. Кроме того, сам процесс изготовления такой гравюры отличался значительной трудоемкостью.

В конце XVIII в. англичанин Томас Бьюик возродил гравюру на дереве, создав торцовую ксилографию. Для своих работ он использовал доски поперечного распила, изготовленные из твердых пород дерева. Доски он составлял из небольших брусочков, подбирая их таким образом, чтобы в них использовались поперечные разрезы волокон. На рис. 4.1 показан процесс изготовления доски для торцовой ксилографии. Сначала бревно распиливали на кружки толщиной около 30 см, которые затем обстругивались, шлифовались и доводились по толщине до высоты типографского шрифта (25,1 см) (рис. 4.1а), затем из кружков выпиливали прямоугольники (рис. 4.1b), из которых потом и собирали торцовые доски (рис. 4.1с). На торцовых досках все направления реза равноценны, поэтому можно прорезать очень тонкие штрихи и передавать штриховкой различные полутона. Торцовую ксилографию называют еще полутоновой. Работы Т. Бьюика иллюстрируют «Всеобщую историю четвероногих», изданную в 1790 г. и «Историю английских птиц» (1797-1804). На рис. 4.2 показана гравюра из «Истории четвероногих». Вскоре торцовая ксилография Т. Бьюика начинает занимать господствующее место в художественном оформлении книги, используется также и в иллюстрировании газет и журналов. Только в конце 80-х гг. XIX в. она была постепенно заменена растровой автотипией, т.е. преобразованием полутонового изображения в микроштриховое на стадии фотографирования с помощью оптического инструмента - растра. С этим процессом мы более подробно познакомимся в дальнейшем.

Первые формы плоской печати, литографии (от греч. lithos - камень) были предназначены для прямой передачи краски на бумагу и изготовлялись на камне - известняке (рис. 4.3 ). На таких формах гидрофобные печатающие элементы создавались путем рисования жирной краской или жирным карандашом, а гидрофильные - обработкой специальным раствором, состоящим из полимера (гуммиарабика) и азотной кислоты.

Изобретатель плоской печати Алоиз Зенефельдер родился в 1773 г. в Праге в небогатой семье. Он окончил гимназию в Мюнхене и хотел стать драматургом.

Зенефельдер решил сам напечатать свои пьесы, но у него не было средств для покупки типографского шрифта. Тогда он решил изготовить печатную форму высокой печати из камня (известняка), углубив пробельные элементы с помощью азотной кислоты. Следует заметить, что в конце XVIII в. уже были известны печатные формы из камня: Симон Шмид осуществлял печать с каменных плит, гравируя на них печатные формы, как с возвышенными, так и с углубленными печатающими элементами.

Сначала Зенефельдер, нарисовав изображение на известняке и протравив камень на свободных от изображения участках, получил форму высокой печати. На ней печатающие участки имели незначительную высоту - чуть больше 2 мм. Получить хорошие оттиски с такой формы было проблематично, но Зенефельдер успешно использовал ее для печатания нот.

В дальнейшем изобретатель заметил, что жирная печатная краска значительно лучше ложится на те участки, где она уже была. Написав несколько слов на поверхности камня, он обработал ее слабым раствором азотной кислоты. Образовался незначительный рельеф, использовать который для высокой печати было нельзя, так как краска при нанесении закатала бы и пробельные участки. Тогда он смочил форму водой, в которую добавил полимер - гуммиарабик и азотную кислоту, а затем нанес на нее краску, которая легла только на печатающие участки. Так появились формы плоской печати, у которых, как мы уже знаем, и пробельные, и печатающие участки лежат практически в одной плоскости, но пробельные воспринимают только воду (они гидрофильны), а печатающие только краску (они гидрофобны). Это случилось чуть больше 200 лет назад в 1798 г. (по некоторым источникам в 1797 г.).

Зенефельдер постоянно совершенствовал литографию. В дальнейшем он сконструировал и построил первый литографский станок (рис. 4.4 ), кроме того, он написал учебник по литографии.

В литографской печати использовался прямой способ передачи краски на бумагу, поэтому изображение на форме должно было быть зеркальным. Сначала текст писался в зеркальном виде жирным карандашом или специальной тушью на камне, что было неудобно. Зенефельдер предложил использовать переводную литографию. При этом способе прямое изображение сначала рисовалось жирной краской на бумаге, а затем переводилось на камень.

Литография или как ее тогда называли «химическое печатание», изобретенная в конце XVIII в., получила в дальнейшем широкое распространение. Прежде всего, литография нашла применение для печатания иллюстраций. Главным преимуществом литографии по сравнению с гравюрами на дереве или на металле была ее дешевизна, т.к. на изготовление печатной формы затрачивалось значительно меньше труда. Недаром этот способ назвали «гравюрой бедняков». Из полиграфии литографию постепенно вытеснила плоская офсетная печать. Но, благодаря тому что литография обладает хорошими изобразительными возможностями, она, наряду с гравюрой на дереве и на металле, нашла широкое применение в качестве станковой графики: художники сами создавали и печатали литографии. В области литографии работали Адольф Менцель, Делакруа, Домье. Создавали литографии и такие известные русские художники, как Кипренский, Шишкин, Репин, Серов и др.

К XVIII в. относится деятельность таких типографов и художников в области шрифта, как Джон Баскервиль (1750-1779) и Джамбатиста Бодони (1740-1813). Разработанные ими гарнитуры шрифтов баскервиль и бодони использовались и в XX в. Следует заметить, что даже первоначально гарнитура бодони была разработана и для русского шрифта.

До середины XVIII в. не существовало какой-либо стандартизации типографских шрифтов. Каждый типограф изготовлял литеры таких размеров, которые считал нужными. Поэтому нельзя было смешивать в одной наборной форме продукцию, полученную от разных словолитчиков. Хотя даже в специальной литературе того времени появлялись высказывания о том, что все литеры должны иметь одинаковый рост (высоту), словолитчики этим рекомендациям не следовали. В 1737 г. Пьер Фурнье предложил в качестве единицы измерения шрифтов типографский пункт, равный 1/364 королевского фута, или 0,375 мм. Величину типографского пункта Фурнье подсчитал неточно. Позднее его поправил Фирмен Дидо; типографская система мер получила его имя и использовалась, пока существовал металлический набор. В ее основе лежал пункт, равный 0,3759 мм. 12 пунктов составляли цицеро или 1/4 квадрата; четыре цицеро - один квадрат . В Англии и США действовала другая система, пункт в которой равен 0,35 мм, а 12 пунктов составляют пику . В связи с переходом к компьютерному набору эта система теперь действует повсеместно.

Фурнье усовершенствовал и наборный инструментарий. Он сконструировал типометр, который позволял измерять литеры, строки и полосы набора.

книгопечатание ксилография искусство графический

1 марта 1564 года повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария, на Руси вышла первая точно датированная книга «Апостол». Книга создавалась в типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые вошли в историю как русские первопечатники. Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии был неслучаен: «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания. Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий. Работа над «Апостолом» велась в течение года с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Для напечатания необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. Продолжительное время заняла и подготовка текста «Апостола». Он был отредактирован при участии митрополита Макария.

Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод» -- около 1200 книг. Известно несколько более ранних московских изданий, но они не содержат выходных данных и упоминаются как «анонимные». В полиграфическом смысле «Апостол» Ивана Фёдорова выполнен на более высоком профессиональном уровне.

ПЕЧАТНАЯ КНИГА В XVII ВЕКЕ

В Московской Руси XVII в. имело место весьма своеобразное явление: книгопечатание здесь не было официально запрещено, но было монополизировано государством, которое присвоило себе право быть единственным печатником в стране. Все московские книгопечатники состояли на царской службе. До конца XVII в. книгопечатание в Московской Руси производилось в четырех пунктах: в Москве, в Александровой слободе (XVI в.), в Нижнем Новгороде и в Иверском монастыре. Первое десятилетие XVII в. было прямым продолжением XVI в., на московском Печатном дворе работало три «избы». Продолжал свою деятельность Андроник Тимофеев Невежа; после его смерти (ок. 1603г.) во главе дела стал сын -- Иван Андроников Невежин. В течение 1601--1611 гг. Невежины напечатали 10 изданий: Часовник, Служебник, Псалтырь, Постную и Цветную триоди, Апостол и Минеи на сентябрь -- декабрь.

Во второй «избе», организованной в 1605 г., мастером был человек разносторонних способностей Анисим Михайлов Радишевский. Происходил он с Волыни, возможно, учился типографскому ремеслу у Ивана Федорова. В 1586 г. Анисим Михайлов перебрался в Москву и стал работать на Печатном дворе «печатных книг переплетным мастером». Организовав свою «избу», Радишевский в 1606-1610 гг. выпустил в свет превосходно оформленное Четвероевангелие и большой по объему (1266 л.) Устав церковный.

Мастером третьей «избы» был Никита Федоров-Фофанов, выпустивший в 1609 г. Минею общую. В 1611 г., во времена польско-шведской интервенции, как о том рассказывает «Сказание известно о воображении книг печатного дела», «печатный дом и вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостат разорися и огнем пожжена бысть». Фофанов вывез свою «избу» в Нижний Новгород. Здесь в 1613 г. он напечатал тетрадь из 6 листов (12 страниц) -- так называемый Нижегородский памятник, найденный и опубликованный А. С. Зерновой. В следующем году типография из Нижнего Новгорода была перенесена в Москву, и Никита Фофанов 5 июня 1614 г. приступил к печатанию Псалтыри, вышедшей в свет 6 января 1615 г. С этого времени печатание в Москве шло бесперебойно.

В 1612 г. для Боярской думы была составлена «смета, во что станут две штанбы печатные, сделати два стана на фряское дело», документ, содержащий перечисление типографского оборудования. К 1620 г. типографию отстроили на старом месте, на Никольской улице. Здесь соорудили большую каменную палату у городовой стены, несколько деревянных хором. Мастера со своими «штанбами» постепенно переселились на вновь отстроенный Печатный двор.

Важнейшим событием в истории русского книгопечатания является замена ремесленной типографской мастерской предприятием мануфактурного типа. Старые печатные мастера были универсалами. Они резали пунсоны, лили шрифты, гравировали формы для иллюстраций и орнаментики, сами могли набирать текст, тискать его, подчас и сами переплетали готовые книги. Элементы разделения труда содержатся в смете 1612 г. Наряду с мастером упоминаются словолитец, знаменщик (художник), резец (гравер), столяр и кузнец. Ни наборщиков, ни печатников в этой смете нет. Документы 20-х годов свидетельствуют о росте разделения труда: на каждый стан, кроме мастера, полагалось 2 наборщика, 4 печатника -- «тередорщика» и 5 «батыйщиков», наносивших краску на форму. Несколько лет спустя одного из батыйщиков поставили разбирать использованный набор. Родилась новая специальность -- «разборщик».

В XVII столетии на московском Печатном дворе применялось несколько шрифтов, или «азбук», которые носили имена изготовивших их мастеров. Никита Фофанов отлил азбуку, которая называлась «никитинской», в 1687 г. она была возобновлена украинским словолитцем Арсением и получила название «арсениевской». «Осиповский» шрифт был назван по имени его мастера Осипа Кириллова. Мастер Кондрат Иванов изготовил пунсоны и матрицы «большого евангельского» шрифта. Отлил «азбуку» словолитец Иван Сильной. Впервые она была применена в Четвероевангелии 1627 г. Это - основной шрифт Москвы XVII в.

Основным полиграфическим оборудованием московского Печатного двора были ручные печатные станы. Изготовлялись они на самом дворе -- в «столярне». В Государственном историческом музее сохранилась исключительно точно изготовленная модель печатного стана. Основой служили два дубовых стола с горизонтальными перекладинами. На перекладинах крепилась «нажимная снасть», вертикальный металлический стержень, «прас», с винтовой нарезкой и заостренным нижним концом -- «паятником», который передавал давление нажимной плите -- «пияму». «Прас» поворачивали с помощью рукоятки -- «куки». Для подъема «пияма» при обратном движении «куки» на «прасе» предусмотрен пустотелый металлический куб -- «орех», закрепленный диском -- «торелью». К ушкам «ореха» веревками привязывался «пиям». Сам же «орех» ходил вверх и вниз в квадратном пазе средней перекладины печатного стана. Печатную форму помещали в «ковчег» -- деревянный ящик, установленный на выдвижной доске. На «ковчеге» был подвешен «тимпан» -- металлическая рама, затянутая кожей. Сюда перед печатью помещали чистый лист бумаги. Для защиты полей листа служил «фрашкет» -- вырезанная из пергамента и укрепленная на металлической основе рамка. Для нанесения краски на печатную форму использовались «матрицы» -- кожаные подушки с деревянными рукоятками. Подушки набивали конским волосом. Перед печатанием листы бумаги смачивали, накладывая их на влажный холст. Оттиски высушивали, развешивая их на веревках.

Известные нам книги XVII в. по содержанию распадаются на три группы. К первой относятся книги литургические, церковнослужебные, или культовые. Эти издания по оформлению представляют обособленную группу. Неизменным признаком церковнослужебных книг является двухцветная печать, черная и красная; технология двухцветного печатания в Москве XVII в. остается прежней, федоровской. Вторую группу составляют книги, предназначенные для благочестивого чтения и изучения вне церкви; третью группу -- книги совсем не религиозного содержания.

Азбук за последние две трети XVII в. было напечатано восемь изданий, в первой трети -- ни одного, так как основной книгой, по которой шло обучение грамоте, была Псалтырь. Содержание московских букварей XVII в. восходит к букварям виленской и львовской печати.

Жизнь на московском Печатном дворе была полна страстей, нетерпимость порождала частые ошибки, недоразумения, вызывавшие поклепы и наветы, кончавшиеся обвинениями в ереси и преследованиями. Редактирование книг в XVII в. было делом отнюдь не безопасным. Чем более желали быть правоверными, тем фатальнее погрязали в заблуждениях. Нередко случалось, давали благословение на издание книги, а спустя некоторое время выносили ей осуждение как неправоверной, начинали ее переделывать путем замены листов или же перепечатывали целиком.

Политика книгоиздательства Москвы в XVII в. определялась, естественно, не только церковною, но и светской государственною властью, правительством определенного царствования. В 1645 г., после смерти царя Михаила, стали намечаться две линии. Первую, церковную линию проводил патриарх Иосиф, представителем второй линии был молодой царь Алексей и его окружение; результатом явилось расширение тематики издаваемых книг. Всего в XVII в. в Москве было напечатано семь книг вполне светского содержания; три были изданы в молодые годы царя Алексея. Их изданием книгопечатание впервые было поставлено на службу основным государственным потребностям: в послесловиях к книгам светского характера не упомянуто о «благословении» патриарха; в книге монаха Смотрицкого оно дается. Естественно, что первою заботой государства, окруженного со всех сторон агрессивными соседями, была забота о военной обороне. Борясь с западными армиями, приходилось идти в ногу с западной военной наукой. Чтобы не отстать от нее, перевели немецкую книгу Вальхаузена под заглавием «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» и напечатали в самом спешном порядке (с 1 июня по 26 августа 1647 г.). Выпуск издания задержался из-за того, что печатание гравированных на меди таблиц пришлось производить в Голландии, так как в Москве техника глубокой печати еще не была освоена. Вышло издание в 1649 г. с особым титульным листом, гравированным в Голландии на меди по рисунку Григория Благушина.

Линия развития старого московского книгопечатания определяется двумя точками: в первой точке, в конце XVI в., оно служит главным образом целям размножения литургических текстов; во второй, в конце XVII в., оно начинает освобождаться от этой исключительности и стоит в преддверии того, чтобы сделаться носителем общекультурных и научных ценностей. Интерес истории московского книгопечатания заключается в процессе его постепенного отхода от первоначального церковного импульса, в процессе его обмирщения, секуляризации, раскрепощения от уз теократической церковности. Процесс этот является частью общего культурного развития русского общества, но в памятниках печати он сказывается особенно наглядно.

Публикации раздела Литература

«Апостол» - первая датированная печатная книга на Руси

В марте 1564 года вышла первая печатная датированная книга - «Апостол». С нее началась история книгопечатания в России. Вспоминаем интересные факты об «Апостоле» и его издателях.

Книги «От руки»

Иван III Васильевич. Портрет из «Царского титулярника». XVII век.

Титульная страница рукописи «Стоглава» из Главного собрания библиотеки Троице-Сергиевой лавры.

Первопечатник Иван Федоров. Иван Томашевич. 1904 г.

Книгопечатанию в России предшествовала эра рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора». Чтобы в книгах не появлялись ошибки и отступления от церковных норм, правила работы «списателей» священных текстов опубликовали в Стоглаве 1551 года. Сборник также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.

«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных - все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде».

Иван Федоров, послесловие к «Апостолу»

Первая типография на Руси

Приступить к решению проблемы в масштабах страны помог прогресс. Столетием ранее был изобретен печатный станок, позже он появился и в России. В середине ХVI века на Руси были изданы несколько «анонимных» - без указания издателя - книг религиозного содержания. Это были три Евангелия, две Псалтыри и Триодь. В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор - неподалеку от Кремля, на Никольской улице. Из зданий первой типографии сохранилось самое старое - «правильня» или корректорская.

По приказу государеву «изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Федоров был широко образован: он знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Почему именно «Апостол»

Памятник Ивану Федорову, Москва. Фотография: artpoisk.info

«Апостол», 1564 г. Обложка книги. Фотография: mefodiya.ru

Место бывшего печатного двора, Москва. Фотография: mefodiya.ru

Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, - часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.

Печать столь серьезной книги требовала тщательной подготовки. Для нового начинания Ивану Федорову понадобились помощники - среди них был Петр Мстиславец, которого также считают одним из первых книгопечатников на Руси. Сначала все учились набирать текст и печатать его. Федоров с помощниками делали формы для каждой буквы, отливали все новые и новые свинцовые литеры разных шрифтов и вырезали деревянные орнаменты для украшения глав. За процессом подготовки следил лично государь.

Особенно старательно Иван Федоров и митрополит Макарий отбирали первоисточник - варианты рукописных «Апостолов» присылали из монастырей. При Печатном дворе открыли «справную палату», где готовили образец для печати. Проработки требовал и сам текст книги.

«Надо сказать, что Иван Федоров «облегчил» книгу, устранив из нее многие служебные материалы, не входившие в канонический текст, но по традиции помещавшиеся в рукописных Апостолах. Это всевозможные предисловия, толкования и пр.».

Евгений Немировский, ученый-книговед, доктор исторических наук

От царского повеления запустить печатный станок до самой печати прошло почти десять лет. Лишь в апреле 1563 года мастера принялись изготавливать саму книгу.

Работа над книгой

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI века - некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу - тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой - 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным - около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Произведение полиграфического искусства ХVI века

Фронтиспис и заглавная страница «Апостола». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным - киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.

При столь традиционном оформлении в «Апостоле» появился и новый элемент декора: гравированный фронтиспис - рисунок, размещенный на одном развороте с титульным листом. На нем изображена фигура евангелиста Луки в арке на двух колоннах.

«В прошлом году ввели они у себя печатание… и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве» , - отметил работу московских печатников в 1564 году итальянский аристократ Рафаэль Барберини, побывавший в те годы в России.

Годы подготовки и скрупулезная работа над книгой себя оправдали: исследователи не обнаружили в книге ни одной ошибки или опечатки.

Автор послесловия рассказывал о великом церковном строительстве «по всем градом» Московской Руси, особенно «в новопросвещенном месте во граде Казани и в пределах его», и потребности в печатных церковных книгах, не искаженных переписчиками: «все растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в разуме».

Другие книги Ивана Федорова

Спустя год после выхода «Апостола» Иван Федоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Книга вышла двумя «заводами», то есть изданиями. На работу первопечатник потратил около трех месяцев, после чего уехал из Москвы во Львов.

«…Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»

Иван Федоров

Позже он издал еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник - «Азбуку», следуя своему жизненному принципу - «рассевать семена духовные». Еще одну книгу Иван Федоров выпустил в типографии города Острога в 1581 году - Острожскую Библию.