Досуговая деятельность как направление культурно-воспитательной деятельности с подростками. Развитие досуговой деятельности в современной россии Основные направления и методики организации досуговой деятельности

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В МИКРОСОЦИУМЕ.

Развитие человеческой культуры неразрывно связано с творчеством, которое наиболее многогранно проявляется в процессе досуговой деятельности людей. Ориентируясь на совершенствование своего профессионального мастерства, человек много сил и энергии отдаёт развитию своего творческого потенциала в данном направлении, что приводит к значительной усталости. И тогда требуется смена деятельности.Социологи считают, что досуг – это часть нерабочего или свободного времени, в структуре которого выделяется активная творческая деятельность в виде общественной деятельности, занятие спортом, самообразованием, любительские занятия, общение с другими людьми... (Большой энциклопедический словарь. М., 2000. С.1191). Таким образом, досуг как вид социальной активности направленной на реализацию творческой потенции человека, становится той отдушиной, которая позволяет нам на некоторое время «отключиться» от проблем профессиональной деятельности и заняться реализацией тех своих потенциальных возможностей, которые вызывают приятные ассоциации, дают возможность продемонстрировать свои способности в иных областях деятельности, отличных от профессиональной.

Дети так же нуждаются в перемене своей деятельности. Учёба – трудоёмкий процесс и переход к деятельности, которая является наиболее приемлемой для ребёнка в тот или иной период его жизни, явлении вполне закономерное. Досуг в процессе социализации личности организуется агентами первичной социализации, в том числе и социальным педагогом.

Развитие современной социальной инфраструктуры позволяет решать множество проблем связанных с социализацией личности, в том числе и организации досуга ребёнка. На протяжении последних лет в этой сфере культурной деятельности накоплен значительный социально-педагогический потенциал, использование которого всецело зависит от творческого подхода социального педагога к реализации своих функциональных обязанностей. Наряду с большим количеством детско-молодёжных общественных объединений, существуют внешкольные образовательные учреждения, которые принимают самое непосредственное участие в процессе социализации подрас-тающего поколения на предметном уровне. Кроме того существуют самые различные клубы для молодёжи, организованные общественностью по месту жительства, спортивные кружки и секции. Все они имеют огромное значение для реализации тех программ, которые направлены на адаптацию детей и молодёжи к современному социуму. О работе клубов, кружков, секций и других форм досуговой деятельности имеется большое количество научно-педагогической и методологической информации. Новым явлением в процессе организации досуговой деятельности стало движение «Детские и молодёжные социальные инициативы», которое создано при поддержке Министерства образования и Комитета по делам молодёжи. Оно сродни «тимуровскому» движению и привлекает на свою сторону «волонтёров», готовых к социально значимой деятельности, позволяющей развивать у них инициативу, создавать условия для самостоятельного включения в жизнь, делать осознанный выбор и действовать на основе постоянного творческого поиска. Участники этого движения осуществляют многоплановую деятельность: проводят благотворительные акции; шествуют над инвалидами и сиротами; занимаются благоустройством дворов и улиц по месту жительства; охраняют природу и памятники культуры; проводят игры и творческие занятия с детьми в клубах, кружках и секциях.


На основе движения «Детские и молодёжные социальные инициативы» создано социально-педагогическое движение, которое осуществляет по всей стране программу начального социально-педагогического образования. Благодаря этой программе созданы условия для реализации комплексных социально-педагогических акций, направленных на:

-патриотическое воспитание – в рамках этого направления досуговой деятельности осуществляется воспитание любви и уважения к своей большой и малой родине, обучение основам взаимопонимания, уважение к своей национальной и мировой культуре. Для реализации целей и задач патриотического воспитания организуются походы по местам боевой и трудовой славы, «вахты Памяти», поисковые экспедиции, летние оборонно-спортивные лагеря, патриотические слёты, военно-патриотические игры, изу-чение исто­рического. опыта, древних традиций; вос­становление разрушенных церквей; ремонт помещений и техники социально значи­мых объектов (библиотек, музеев, выста­вочных залов и т.п.);

-профилактическое направление способствует предотвращению воз-никновения социально запущенной, маргинальной молодежи. Наиболее эффективна работа в данном направлении при установлении «случайных» контактов с молодежными асоциальными группами в периоды их сборов и проведения свободного времени. Кроме того в рамках этого направления осуществляются: определение потребностей и особых проб­лем уличных групп, оказание им соответ­ствующей помощи, направление их актив­ности в менее агрессивное русло; поиск помещений для уличных групп молодежи и организация для них различных форм досуга; посещение следственных изолято­ров, тюрем, домов малютки, наркологиче­ских, психоневрологических, кожно-венерических диспансеров; присутствие на судеб­ных слушаниях по преступлениям, совер­шенным молодежью; установление контак­тов с наркоманами, определение их в ле­чебные заведения; привлечение подростков к солидарной поддержке своих сверстников, т.е. формирование из их рядов до­бровольных помощников социального педа­гога и социального работника;

-трудовое направление (вопросы трудовой занято­сти, профориента-ционной работы): органи­зация лагерей добровольного труда по восстановлению памятников "архитектуры, экологической очистке территорий; рас­чистка дорожек от снега; посадка цветов; утепление оконных рам; работа в огороде; сбор картофеля; помощь в выращивании рассады; уход за домашними цветами и животными; проведение, генеральной убор­ки и косметического, ремонта; предоставле­ние рабочих <мест детям, подросткам.и молодежи через создаваемые биржи труда и информационные банки данных; созда­ние педагогических и строительных отря­дов; организация молодежного строитель­ства; разработка перспективных моделей электрических и активных колясок для инвалидов; поддержка, молодежного пред­принимательства; создание центров соци­альной адаптации инвалидов и «трудных» подростков;

-валеалогичваюе направление (формирование здоро­вого образа, жизни): обучение оказанию первой медицинской помощи; сбор лекар­ственных трав и ягод; организация оздо­ровительных.процедур; работа фитобара; запись клиента кврачу; посещение больных, в лечебных. учреждениях; совместное посещение спортивных, мероприятий и секций; поддержка любительского клубного спортивного движения; организация сорев­нований «Кожаный –мяч» «Чудо-шашки», «Детские старты», проведение туристиче­ских слетов, «школ выживания»; проведе­ние «физкультминуток» с дошкольниками, младшими школьниками и подростками;

-лидерское направление (формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни): обучение основам управле­ния, психологии, права, бизнеса, педагоги­ки, делопроизводства, социальной работы, журналистики, экологии, валеологии; орга­низаторская работа в коллективе, проведе­ние психологических тренингов, деловых игр, «круглых столов», изучение иностран­ных языков, компьютерных технологий, проведение лагерей актива; сотрудничество с неправитель-ственными и государственны­ми организациями; занятия с детьми и молодыми лидерами общественных объ­единений; переписка, телефонные перегово­ры, командировки, реализация совместных программ - представителей разных организа­ций; оказание помощи в программирова­нии и проектировании деятельности детско-молодежных общественных объедине­ний;

-психолого-педагогическое направление (воздействие на самочувствие и поведение клиента): составление социальной карты местности; консультирование по интересующим проб­лемам; совместное обсуждение конкретного случая; наблюдение; беседа; групповые дискуссии; тренинги;

-социально-бытовоенаправление (материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов): доставка продуктов, гуманитарной помощи; оплата коммунальных, услуг; доставка ли­тературы из библиотеки; оформление подписки на газеты и журналы; написание писем; фотоателье на дому, мастерская по ремонту одежды, домашняя, парикмахер­ская; подготовка и доставка, праздничных посылок; патронаж; моральное и матери­альное поощрение социально активных клиентов;

-социокультурное направление (повышение уровня культуры клиентов, организация досу­га): проведение дней.рождения, поздравле­ние. с праздником: оформление, празднич­ных газет; выпуск «настенной, газеты, организация выставок; подготовка видеофиль­мов о жизни клиентов; организация, поез­док, экскурсий, концертов; сборы благотворительных пожертвований; конкурсы на лучшего помощника., социального работни­ка; приобретение.билетов в театр, кино, выставочные залы; поддержка и. развитие авторской песни; зарубежные поездки, прием зарубежных делегаций, совместные образовательные проекты с зарубежными коллегами;

-социально-правовое (повышение уров­ня правовой культуры, зашита прав чело­века): организация встреч клиентов с юристами, работниками коммунальных служб; создание специальных обществен­ных судов для несовершеннолетних; орга­низация деловых игр «Выборы», участие в избирательных кампаниях и выборах; при­влечение клиентов к работе общественных комиссий, комитетов, организаций, фондов; поддержка подростков и молодежи в мес­тах заключения;

-информационное направление (внедрение новых технологий, обеспе-чение взаимосвязи меж­ду специалистами, пропаганда новых форм социальной работы): поддержка детско-молодежных средств массовой инфор­мации; организация.работы «Интернет-кафе»; журналистская работа (подготовка заказных материалов и интервью, инфор­мирование об основных.событиях, фоторе­портажи с мест событий и др.); режис­серская и операторская работа (съемка, монтаж, звукооформление фильмов).

Предложенный вариант организации досуга, а именно привлечение детей и молодёжи к активной социальной деятельности в свободное от основного занятия время, является наиболее перспективным и социально полезным. Уже сегодня наши дети не знают куда себя деть. Досуг в обычном его понимании стал для них практически недоступен из-за перегруженности школьных программ, комерциализации работы кружков и секций, усиления идеологического фактора в социокультурной среде, компьютеризации познавательных процессов и т.д.

Современные исследования ценностных ориентаций городской молодёжи (Скриптунова Е.А., Морозова А.А. О предпочтениях городской молодёжи. /социологические исследования. 2002. № 1.) показывают, что их удовлетворённость различными сторонами жизни отвечает тем основным требованиям социума, которые доминируют в современном обществе. На четвёртом месте - досуг. Он удовлетворяет 46,6% молодых людей (не удовлетворяет12,5%). На третьем месте – здоровье (51,8%), на втором месте отношения с родителями (56,4%). И на первом месте отношения со сверстниками (66,3%). Из этого можно сделать вывод, что ценностные ориентации современного молодого человека могут более результативно развиваться в рамках ДИМСИ.

9.2.Технологический аспект социально-культурной деятельности в рамках детской и молодёжной социальной инициативы

Существующие методологические и технологические приёмы решения проблем обозначенных в основных направлениях деятельности социального педагога по организации досуговой деятельности в рамках ДИМСИ вполне отвечают современным требованиям. Существует более сорока программ, которые окончательно оформлены и реализуются в практической деятельности современных социальных педагогов. Из них наиболее приемлемые для реализации в системе практической деятельности социального педагога, программы, которые предлагаются ниже.

"Третий сектор". Программа направле­на на укрепление взаимодействия детско-молодежного общественного объединения с представителями СМИ на федеральном, региональном и местном уровнях. Предпо­лагает системную работу известных журналистов, писателей, издателей, редакторов с детьми и молодежью (имеющими склон­ность к журналистской работе и литературному творчеству и проявившими себя как социально активные волонтеры),. ак­тивное вовлечена творческой интеллиген­ции в процесс воспитания юного поколе­ния; усиление внимания к социальным проблемам подростков; создание независи­мых детско-молодежных изданий, радио- и телепередач. Данная программа разработа­на совместно с рядом газет, журналов радиостанций и телевизионных каналов.

«Лидер здоровья». Программа предпоглагает разработку и реализацию системы мер по пропаганде здорового образа жиз­ни и семейных ценностей. В ее рамках запланированы проведение разъяснительной работы среди населения о негативном влиянии алкоголизма и табакокурения на здоровье и жизнь людей; усиление обще­ственного контроля за состоянием окружа­ющей среды, условиями труда и обучения; вовлечение детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом, привитие навыков и умений сохранения своего здо­ровья

«Диалог индивидуальностей». Програм­ма предусматривает непрерыв-ный комплекс мероприятий социально-педагогического характера по оказанию гуманитарной, пра­вовой, психолого-педагогической помощи детям из неблагополучных, неполных, ма­лообеспеченных семей, школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве техноло­гической основы применяются отдельные элементы социальной работы американской благотворительной организации «Большие Братья - Большие Сестры»; на конкурс­ной основе (с использованием специаль­ных тестов и методик) проводится отбор волонтеров из числа имеющих педагоги­ческие способности и заинтересованных в индивидуальном шефстве над проблемным ребенком взрослых и студентов психологи­ческих, педагогических, медицинских и юридических вузов.

«Возвращение к истокам». программа приобщения подрастающих поколений к культурно-историческим ценностям россий­ских народов. Ее цель - осмысление значимости духовных основ человеческого бытия современного воспитания на высо­ких нравственных идеалах и традициях, культуре и искусстве; .осуществлении преемственности поколений наилучших национальных и общечеловеческих демократи­ческих.ценностях. Любовь и почитание «малой» родины, семьи, дома, родного края не воспитаешь лозунгами и призывами. Лишь в социально значимой деятельности ребенок чувствует себя хозяином, тружеником, радетелем и старателем своего отечества; именно так он может осо­знать себя реальным звеном в цепи исто­рических.событий. Участники программы проводят, экспедиции вглубь России, собирают исторические, фольклорные, этногра­фические, географические, биологические материалы, оказывают посильную помощь их хранителям - пожилым людям; обоб­щают и анализируют свои находки, по­полняют коллекции библиотек, музеев, пропагандируют народные ценности в сво­их выступлениях перед сверстниками в средствах массовой информации

"Юное поколение выбирает книгу". Программа основана на признании непре­ходящей ценности хорошей книги, высокой оценке личностного потенциала писа­телей, журналистов, художников, поэтов, издателей детских журналов в воспитании нравственно и духовно здоровых детей и подростков. Привлечение коммерческих из­дательств в качестве спонсоров позволяет сформировать призовой фонд для многих мероприятий, конкурсов и фестивалей ДИМСИ, создает возможность пополнения библиотек отдаленных районов России. В рамках программы проводятся семинары, фестиваль "Дети и книга", "Неделя дет­ской книги", конкурсы юных авторов, ас­самблеи средств массовой информации ДИМСИ и др. По приглашению регио­нальных подразделений ДИМСИ извест­ные детские писатели, журналисты и из­датели выезжают на места с презентация­ми своих трудов, анализируют и отбирают для публикаций произведения юных авто­ров; дают рекомендации для поступления ребят в престижные вузы.

"Врата учености". Программа пред­усматривает привлечение деятелей науки и культуры к работе с детьми и молоде­жью; приобщение подрастающих поколе­ний" к научным знаниям в различных об­ластях: социальная работа, педагогика, валеология, право, экономика, география, биология, химия, математика, экология, политика, русский и иностранные языки и др.; проведение конкурсов, викторин, смо"ф6в;" признание достижений юных та­лантов и их поощрение различными путя­ми - вплоть до рекомендаций и путевок в престижные вузы; издание сборников научных трудов" подростков и молодежи в области социальной работы. В рамках данного проекта ежегодно проводятся два конкурса: "Творческий конкурс на лучшее исследование" в области социальной рабо­ты и социальной педагогики"; "Творческий конкурс юных авторов ДИМСИ". "

В настоящее время в ДИМСИ насчиты­вается более 10 тыс. официальных членов и свыше 50 тыс. человек, вовлеченных в различные программы. На самом деле количественные показатели на порядок больше, так как жесткого учета нет, что естественно для неформализованной волон­терской деятельности. Чем объясняется интерес детей и молодежи к этой работе?

Главными стимулами проявления интере­са к самостоятельной социально значимой деятельности выступают:

желание добиться успеха в карьере и общественного признания;

возможность осознать свои сильные и слабые стороны, проявить свою индивиду­альность, заработать деньги чесаным тру­дом;

расширение сферы общения;

интерес и желание действовать само­стоятельно, с пользой, на перспективу;

раскрытие творческих способностей, при­обретение умений.и навыков реальной экономической, предпринимательской и профессиональной деятельности;

возможность проявить сострадание и милосердие, соприкоснуться с реальной жизнью, познакомиться с проблемами, ре­шаемыми учреждениями -социальной сфе­ры, общественными объединениями, госу­дарственными и коммерческими структура­ми; с условиями, в.которых они рабо­тают;

овладение методами социального «целительства» и разрешения конфликтов;

возможность выбора сферы применения своих сил, свободного вхождения и выхо­да во временно создаваемых<в том чис­ле и собственных) творческих объедине­ниях.

У социально-педагогического движения детей, молодежи и взрослых большое бу­дущее, потому что в его основе лежит идея единения, а не отчуждеяия людей разных социально-возрастных "и профес­сиональных групп, национальности и веро­исповедания, классовой и партийной при­надлежности на платформе Дружбы, Ми­лосердия и Вдохновения.

Предлагаемые программы являются основой для организации технологического процесса по проблемам досуга. В практической работе возможно, по усмотрению руководителя практического занятия, отработать технологический процесс по реализации данных программ в рамках социально-педагогического движения.

Эволюция общества неизбежно влечет за собой преобразование культурно-досуговой деятельности. Это важнейший элемент в жизни любого человека. Известно, что труд должен разбавляться отдыхом. Вопрос лишь в том, какую форму он принимает. В нашей статье будет подробно рассказано об истории, типах, средствах и целях культурно-досуговой деятельности и отдыха.

Досуг - что это?

Каждая историческая эпоха характеризуется особыми формами работы и отдыха. История приносила новые требования к вариантам построения деятельности человека. В первобытное время человек заботился о своем выживании, а единственной формой отдыха у него было восстановление сил. Чуть позже появилось искусство. Оно активно применялось во все последующие периоды.

С зарождением религии люди стали уделять больше внимания молитвам и обрядам. Особое значение приобрели оккультные и религиозные Вера в высшие силы стала тесно переплетаться с культурой. Это особенно заметно на примере искусства Средневековья.

Ближе к Новому времени развитие культурно-досуговой деятельности приобретает совсем иное значение. Немалую роль в развитии общества стала играть наука. Соответственно, преобразился и досуг. Изменились потребности общества, отдых людей стал более продуктивным. То же касается настоящего времени: сегодня досуг имеет под собой громадную базу из науки, культуры, искусства, а главное, человеческого труда.

Факультативным фактором влияния на досуг стала сфера маркетинговых технологий. Причиной такого сближения стала рыночная экономика, получившая особое развитие за последние несколько лет. Разные компании активно рекламируют свою продукцию, в результате чего постепенно превращается в индустрию досуга.

Культурология рассматривает организацию культурно-досуговой деятельности как процесс создания условий для мотивационного выбора человеком предметной деятельности. Надо отметить, что процесс этот определяется индивидуальными потребностями каждого человека, его интересами и увлечениями.

Сущность досуга

Социальная значимость направления культурно-досуговой деятельности заметно выросла за последние несколько лет. В связи с этим человеческий отдых привлекает к себе все больше исследовательского внимания. Проблема досуга изучается не только социологией, но и культурологией, философией и многими другими научными направлениями.

Досугом называют свободное от учебы и работы время, остающееся за вычетом различных непреложных затрат. В рамках досуга выделяют активный и пассивный отдых.

Работу и учебу не стоит путать с физическими и умственными нагрузками. Так, человек может работать постоянно, а отдыхом для него будет смена деятельности. При этом задачи досуговой деятельности остаются одинаковыми. Они широки и многообразны в своей социальной направленности, что позволяет исследователям подходить к досугу как к важной части социальной системы.

Основам культурно-досуговой деятельности в Российской Федерации уделяется особое внимание. Государство вынуждено заботиться о своих гражданах, а потому оптимизирует все национальные сферы культуры: искусство, образование, сельское хозяйство и т. д.

Потенциал досуга вбирает в себя громадные возможности для развития нравственных ориентиров как отдельных персон, так и для крупных социальных групп. В последнее время вокруг понятия "отдых" ходит множество различных представлений. Общество считает, что культурно-досуговая деятельность - это вторичные по отношению к работе и учебе явления. Существуют и вовсе маргинализированные трактовки понятия "отдых" - вроде асоциального поведения, опасной эмоциональной разрядки и т. д.

Современное общество должно стремиться к организации качественного, эффективного досуга. Любая деятельность, осуществляемая человеком, должна быть полезной для общества. Это является главным принципом как работы, так и отдыха. О том, какие формы может принимать досуг, будет рассказано далее.

Направления современного досуга

Для учеников и студентов любой досуг является неотъемлемой частью учебного процесса. Целостность и стабильность отдыха в воспитательном и образовательном процессах определяются рядом элементов: формы, ценностей, идей, отдельных ее носителей и т. д. Культурно-досуговая деятельность - это процедура приобщения людей к культуре, которая выражается в духовной или материальной форме.

А что подразумевается под культурой? Одна из самых популярных трактовок этого понятия гласит, что культура - это весь окружающий нас мир во всем его многообразии. Досуг же является процедурой познания или преобразования мира. Эти же действия характерны для работы и учебы, но во время досуга они могут быть реализованы в более легких, например творческих, формах.

В педагогическом процессе отдых всегда взаимосвязан с воспитанием и образованием. Так, культурно-досуговая деятельность подростков вбирает в себя трудовое воспитание. Дети знакомятся с различными профессиями, изучают рабочие участки, посещают экскурсии и т. д. Помимо знакомства с трудом немалую роль играет нравственное воспитание. Подростки наблюдают положительные примеры поведения из предметов искусства: книг, картин, фильмов и т. д. Здесь же стоит выделить эстетическое воспитание.

Таким образом, все направления культурно-досуговой деятельности тесно взаимосвязаны. Совместная их реализация способствует индивидуальному самоутверждению личности и совершенствованию общества.

Цели и мотивы культурного досуга

Любые цели и побуждения человека формируются на основе его склонностей, привычек, черт характера и жизненного опыта. То же касается организации культурно-досуговой деятельности. Условия для создания отдыха зависят от работы и степени занятости человека. Очевидно, что люди, вынужденные трудиться физически, могут отдыхать за умственной работой. Это же правило срабатывает и наоборот: интеллектуально занятые персоны отдыхают за физическими нагрузками.

Человек - эксперт своего досуга. Если он понимает, что любое его действие имеет хоть какое-то влияние, то и отдых будет организован соответствующим образом. Важно лишь ставить конкретные цели и обладать четкими мотивами.

Под целями отдыха ученые понимают представления о результате, которого желает добиться гражданин в тех или иных досуговых занятиях. Субъективные цели человека обусловлены специфически, в отличие от целей прагматических занятий. Если в труде человек руководствуется экономией сил и материальным эффектом работы, то от досуга он будет ожидать успокоения, восстановления организма и получения пользы для своего здоровья - умственного или физического.

Особенность культурно-досуговой деятельности заключается в ее гедонистическом, неутилитарном характере. Человек освобождается от привычных обязанностей, аспектов внутреннего развития и прочих затруднительных факторов.

Мотивы досуга имеют куда более сложный характер, нежели цели. Если цель может сформировать самостоятельно, то мотивы не осознаются человеком в полном объеме. Они исключительно разнообразны, гибки и подчас прихотливы. Мотивы отражают субъективные предпочтения, внешние факторы и скрытые установки, которые человек не всегда способен объективно осмыслить.

При этом именно мотивация является базовой характеристикой в организации культурно-досуговой деятельности. Так, отдых может содержать в себе такие элементы, как осмысление чужого и своего мнения, расширение жизненного опыта, умножение общественных коммуникаций, наличие и применение творческого начала и т. д.

Человек, добиваясь бодрого и отдохнувшего состояния в процессе досуговой деятельности, одновременно реализует сразу несколько собственных потребностей. Отдых может сформировать у человека ощущение целостности внутреннего мира и полноты своего бытия - в этом и заключается вся его суть.

Функции отдыха

Культурно-досуговая деятельность - это сложная структура с множеством элементов. Все они взаимодействуют между собой, в результате чего образуется множество системных функций. В культурологии сформировано несколько классификаций, содержащих в себе функции досуга и отдыха. Первой важной задачей является реализация потребностей и аспектов своего внутреннего развития. Человек вряд ли сможет осмыслить свое положение во время работы или учебы. Отдых же в полной мере позволяет обдумать тот или иной момент.

Особое значение имеют просветительские и воспитательные функции досуга. Не стоит думать, что они имеют важное значение только для детей и юношей. Большое количество взрослых людей еще больше нуждаются в просвещении и понимании базовых моментов бытия. Речь может идти о вторичной социализации, индивидуальном развитии, расширении кругозора и т. д.

Еще одна задача современной культурно-досуговой деятельности - это терапевтическое и рекреационно-оздоровительное воздействие на человека. Стресс, повышенный невротизм, неуравновешенность психического здоровья - все это может перейти в устойчивые болезни, порой даже опасные для остального общества. Грамотно организованный досуг поможет человеку избежать душевных заболеваний.

Итак, отдых помогает человеку лучше разобраться в себе, оздоровить свою психику и расширить индивидуальную жизненную среду. Без досуга жизнь человека попросту лишилась бы базовых стержней и приобрела труднопереносимый характер.

Субъекты досуговой деятельности

Важнейшими элементами любого вида культурно-досуговой деятельности являются люди, общественные группы, организации и даже государства. Необходимо проанализировать индивидуальных и коллективных субъектов досуга для лучшего понимания того, что именно представляет собой рассматриваемая сфера.

Индивидуальные субъекты досуга - это конкретные люди (индивиды, предприниматели, специалисты, работники культурных учреждений и т. д.). Такие субъекты делятся на несколько групп, среди которых есть круг основных участников досуга. Это конкретные лица, члены дружеских групп и рабочих коллективов. Здесь можно выделить самодеятельных субъектов, задействованных в активных видах досуга. Это, например, любители охоты, путешествий, рыбалки и т. д. Они не прибегают к чьей-либо помощи при организации своего отдыха.

Есть также субъекты, прибегающие к помощи сторонних организаторов. Такие лица пользуются услугами определенных компаний.

Согласно другой классификации, субъекты досуговой деятельности делятся на физических и юридических лиц. Одни отдыхают, другие организуют отдых. Существует деление по целевой направленности досуга, способу его организации, количеству участников и т. д.

Большинство классификаций имеют своей целью деление субъектов досуга по численности и характеру деятельности.

Социальный потенциал досуга

Человеческое общество прошло долгий путь к осознанию того, как именно нужно организовывать свой досуг и тратить свободное время. Раньше народ уделял большое внимание "спасению души" и молитвам к высшим силам. Так, социальный потенциал досуга осмыслялся через религиозные воззрения. Церковь и ее работники формировали определенную идеологию и актуальную картину мира. Задавались поведенческие нормы и представления о человеке, которые носили социально-интегративное значение.

Культура Древнего мира и средневековой Европы имела минимальный социальный потенциал. Люди не имели приоритетной целью развитие общества и окружающего мира. Они горели желанием спасти свои души и создать почву для "жизни небесной".

Эпоха Просвещения породила свою теорию культурно-досуговой деятельности. Появилась мода на античные традиции, и религия стала постепенно уходить в прошлое. Мыслители новой эпохи начали трактовать отдых как явление, наполненное позитивным содержанием по отношению к каждой персоне. На первое место, наконец, встает не Бог, а человек. Такая концепция сохраняется в большинстве народов и по сей день. Безусловно, религия никуда не исчезла. Однако ее суть кардинально поменялась. Человек спасает свою душу не усердными молитвами, а трудом на благо общества.

Современный социум трактует отдых как самостоятельную сферу, которая тесно связана с такими программами культурно-досуговой деятельности, как спорт, путешествия, религия, искусства, семейные отношения, быт, массовые зрелища, индивидуальные увлечения и т. д. Культура постоянно развивается благодаря научным разработкам и непрерывной социальной эволюции. Интегрируются технические новинки и осваиваются эффективные технологии организации.

Культура и этика отдыха

В современном обществе выработаны целые технологии культурно-досуговой деятельности. Они являют собой своеобразные эталоны, идеальные способы организации отдыха. Населению всячески навязываются наиболее безопасные и эффективные виды отдыха. Все они соответствуют понятию идеальной культуры досуга.

Под культурой отдыха понимается способ и характер организации досуговой деятельности. По итогам работы государства, правовых инстанций, общественных и религиозных организаций формируются представления о желаемом характере досуга. Требования исходят из понимания того, что досуг обладает не только персональной, но и общественной значимостью.

Не менее важным понятием является этика досуга. Она представляет собой совокупность духовных ценностей и моральных принципов, определяющих цели, функции, задачи и поведение отдыхающего человека. Этика направляет взаимодействие человека с окружающей средой, а также социальное поведение людей. Вырабатываются определенные требования к поведению отдыхающих.

Что произойдет, если люди перестанут руководствоваться досуговой этикой? Популярность приобретут представления о развлечениях и отдыхе, которые не соответствуют культурным традициям или даже законам. Например, маргинальные группы увлекаются занятиями, разрушающими духовное и физическое здоровье. Это пьянство, употребление наркотических средств, азартные игры, циничное отношение к окружающей среде и т. д. Любой человек должен выстраивать для себя определенные технологии культурно-досуговой деятельности, которые помогли бы ему отдыхать без вреда для себя и окружающих.

Стратификация общественного досуга

Социальные и культурные потребности людей трансформируются вместе с их индивидуальным развитием. То же касается потребностей, связанных с реализацией свободного времени.

Для каждого возраста есть определенный потенциал запросов. Возрастные потребности, если они являются полезными для развития личности, должны быть вовремя реализованы в полном объеме. Особенно это касается детского периода, когда формируется наибольшее количество средств культурно-досуговой деятельности. Ближайшая общественная среда, а также сами люди должны формировать благоприятные условия для того, чтобы представители подрастающего поколения смогли усвоить культурное наследие, применять свой творческий потенциал, а также определять конструктивное развитие собственной личности в течение всей следующей жизни.

Юношеский возраст не менее важный, чем детский. На первый план выходит потребность в повышенной физической активности, познавательной деятельности, стремлении провести свободное время с ровесниками ради общения.

Досуг взрослых людей должен быть направлен на восстановление сил после работы и саморазвитие - хотя бы минимальное. Как бы ни был занят человек, он должен найти хотя бы несколько минут для самоорганизации и понимания своего "Я".

Досуг пожилых людей зависит от их предпочтений, а также психического и физического здоровья. В пожилом возрасте человек нередко связывает цели досуга с рекреационными (восстановительными) потребностями. Они высоко ценят уже устоявшиеся общественные связи. При этом целевые ориентации и привычки не должны стать барьером для формирования новых видов досуга.

Помимо семейного положения, статуса, возраста и уровня занятости большую роль играет организация досуговой деятельности. Например, в отдаленной местности человеку будет сложнее себя занять, чем в крупном мегаполисе. Но здесь нужно обращаться к вопросу об экономике досуга.

Экономика досуговой деятельности

В современной экономической сфере сформирована обширная производственная область, связанная с функционированием и обслуживанием различных областей и сегментов культуры. Происходит поддержка повседневных отношений людей, их культурного отдыха, финансируется система образования, информации и искусства. Всю представленную область называют экономикой культуры. При этом следует помнить, что речь идет не о масштабной культуре, а лишь о малой ее части, которая выступает историческим механизмом жизнедеятельности общества.

Все области и сегменты культуры приобретают громадное значение в национальной экономике. Они стимулируют воспроизводство культуры по целому ряду отраслей, поддерживая тем самым ее целостную эволюцию в оперативном режиме.

Можно наблюдать, как назначение культурной части экономики с ее информационными потоками, досугом и прочими элементами сводятся к реализации следующих функций:

  • духовное развитие общества и конкретных граждан (нравственное, эстетическое, религиозное, интеллектуальное и прочие виды развития);
  • поддержка социальных связей и форм взаимодействий;
  • социализация и инкультурация новых поколений;
  • удовлетворение потребностей человека в рекреации и самореализации в свободное для него время.

Экономика и отношения рынка могут выполнить множество конструктивных функций по отношению к развитию досуга и культуры. В условиях рыночной экономики отрабатываются и удовлетворяются множественные духовные потребности, а также развиваются новые технологии социального и культурного обслуживания.

Лекция 1.

ДОСУГ - часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу или учебу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и неразрывно связана с физическим и духовным развитием человека . Досуг охватывает учебу и самообразование, приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и т. п.), общественно-политическую активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и др. Досугом называется также деятельность, отношения, состояние ума. Определение досуга распадается на четыре основных группы.
1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.
2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.

Социальная ценность досуга в конкретно-исторической обстановке определенного общественного строя определяется его величиной (объемом), структурой и содержанием. В структуре и содержании досуга решающую роль играет соотношение “возвышенных” и “низменных” занятий. Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое детский досуг ? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования. Досуг часто отождествляется со свободным временем, но свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть. Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг. Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

Досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

Досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

Досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;

Досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

Досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

Досуг стимулирует творческую инициативу детей;

Досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

Досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

Досуг детерминирован внутренне и внешне;

Досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

Досуг способствует объективной самооценке детей;

Досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

Досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

Досуг способствует самовоспитанию личности;

Досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

Досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;

Природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);

Детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

Детский досуг широк в своем понимании.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Жизнь подсказывает, что досуг всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени детей и подростков соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью детского и подросткового досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали Дома культуры, клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных процессов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Ода из таких форм - художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия. К данной форме можно отнести - массовые представления, вечера отдыха, шоу - представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии. Подросток познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения. Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребёнка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.

В практике досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою "сказочность", "таинственность". На первый план выступает познавательная значимость игры.

Большой эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно - развлекательные игры "Брей - ринг", "Что? Где? Когда".

Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека-клуб. Существуют два вида дискотеки - просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется чёткая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.

Одним из чрезвычайно важных видов занятости свободного времени детей в современных условиях становится спортивно-оздоровительная деятельность в связи с тем, что состояние их здоровья в России вызывает особую тревогу. Формирование здорового образа жизни, включающего рационально построенный режим учёбы, отдыха, физические упражнения, объединённые в оптимальном режиме, правильное питание, закаливание, проведение гигиенических и психофизических мероприятий должны стать составным элементом деятельности каждого из социальных институтов.

В структуре свободного времени подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части эмоционально- нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том числе и к самой себе. Игровой вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение опытом поведения социально активной личности. Именно поэтому, роль игровой деятельности в сфере свободного времени и досуга подростков чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга.

Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.

Социально-культурное творчество - это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения. Социально-культурное творчество направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений. Социально-культурное творчество проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.

Профессор Салахутдинов Р.Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:

  • 1. Общественно-политическое самодеятельное творчество:
    • - правово-политической направленности;
    • - историко-культурный и экологической направленности;
    • - интернациональной дружбы;
    • - искусствоведческой, художественно-критической направленности;
    • - антивоенное движение;
    • - движение по защите прав потребителей;
    • - лоббистские организации и группировки;
    • -фанаты спортивные, популярных творческих коллективов и исполнителей;
    • - религиозной и экстремистской направленности и другие.
  • - служат каналом выражения интересов масс;
  • - выступают как школа политического воспитания;
  • - обуславливают сохранение органов государственной власти в сфере контроля общества;
  • - охрана памятников культуры, окружающей среды оказывают влияние на политическую власть.
  • 2. Производственно-техническое самодеятельное творчество :
    • - конструирование - постройка технических объектов с выполнением их проектов;
    • - моделирование, воспроизведение технических объектов по образцам в
    • - изучение устройства, принципов действия и приемов управления техническими объектами;
    • - изобретательство - техническое творчество на производстве, направленное на разработку новых принципов создания и применения техники;
    • - рационализаторство - техническое творчество, направленное на совершенствование используемой техники, технологии;
    • - любительство - техническое творчество, непосредственно не связанное с производством и профессиональной деятельностью человека;
    • - массово-техническое творчество - творческая деятельность народных масс происходящая в свободное время.
  • - ознакомить с достижениями НТП;
  • - развитие творческих способностей человека;
  • - воспитание культуры труда - потребности познания, творчества и созидательного труда;
  • - трудовое воспитание - бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей;
  • - воспитание чувства гордости, патриотизма за достижения отечественной науки, техники и производства.
  • 3. Самодеятельное, художественное творчество :
    • - самодеятельность, направленная на фольклор и этнографическую культуру прошлого;
    • - художественная самодеятельность, ориентированная на профессиональное искусство;
    • - массово-художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);
    • - народно-художественные промыслы и ремесла;
    • - авторская самодеятельность;
    • - оригинальная самодеятельность, не имеющая аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.
  • - общественная организация социокультурной деятельности масс по интересу во время досуга;
  • - реализация эстетических потребностей и художественные способности людей;
  • -организационно-педагогическое - воспитание нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения;
  • -возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и народного творчества.
  • 4. Естественно-научное самодеятельное творчество :
    • - краеведение, природоведение;
    • - туристско-экскурсионная деятельность следопытов;
    • - садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;
    • - изучение живой фауны;
    • - аквариумисты, рыболовы, голубеводы;
    • - любители астрономии, физики, математики, географии и т.д.
  • - экологическое просвещение;
  • - благоустройство, озеленение района, города;
  • - формирование умений и навыков рационального природопользования;
  • - воспитание любви и патриотизма к своему краю.
  • 5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество :
    • - туризм, альпинизм;
    • - легкая атлетика (бег, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т.д.);
    • - гимнастика, фигурное катание, настольный теннис, бадминтон и другие;
    • - тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее);
    • - шахматно-шашечный, нарды;
    • - йоги, оздоровительные клубы Иваново, моржи;
    • - фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.
  • - физкультурно-оздоровительное просвещение, популяризация спорта;
  • - воспитание физической культуры;
  • - пропаганда здорового образа жизни;
  • - подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах, спортивных олимпиадах.
  • 6. Неординарные формы самодеятельного творчества :
    • - праздники: семьи, двора, улицы, города, КВНы, брейнринги и другие;
    • - конкурсы “Талантливая семья”, “Папа, мама и я - спортивная семья”;
    • - конкурсы красоты “Мисс Самара”, моделей одежды;
    • - коллекционно-собирательская деятельность (филофонисты, филателисты, нумизматы и другие);
    • - дни национальных культур, декады, выставки-ярмарки.
  • - популяризация культурных ценностей и субъектов культурной деятельности;
  • - вовлечение людей в социально-культурную практику;
  • - превращение пассивных потребителей культуры в активных

потребителей; активных - в распространителей; распространителей - в созидателей;

Формирование культуры быта.

Таким образом, достигается несколько результатов, которые Салахутдинов Р.Г. назвал предметными и воспитательными:

  • 1. Предметные - это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т.д.; культурная среда, т.е. культура быта, труда, производства.
  • 2. Питательные - это культура личности. Под ней подразумевают нравственную, эстетическую, физическую, экологическую, экономическую, правовую культуры и культуру общения.

Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным.

Анализ работы профессора Салахутдинова Р.Г. показал, что в нашей стране существует множество различных способов организации детского и подросткового досуга. Культурные центры здесь выступают как место концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. В настоящее время включены в практику новые, нетрадиционные формы развлечения, просвещения, общения и творчества детей и подростков, заложены основы для дальнейшего развития данной сферы деятельности.

1

В статье рассмотрено содержание культурно-развлекательной деятельности студентов. Отмечено, что в настоящее время наблюдается многообразие направлений и форм культурно-развлекательной деятельности молодежи. Вместе с тем имеющееся разнообразие культурно-досуговой деятельности не всегда соответствует интересам и потребностям молодежи. С позиции системного подхода проанализировано мнение студентов об их досуге. Рассмотрено отношение молодежи к имеющимся досуговым мероприятиям в мегаполисе. Конкретизировано наличие свободного времени в недельном цикле. Выделены причины непосещения культурно-развлекательных мероприятий. Впервые определены критерии интересного культурно-развлекательного мероприятия с точки зрения молодежи как потребителя этих услуг: соответствие потребностям молодежи, использование информационных технологий, инновации и разнообразие формата проведения, возможность принимать участие в разработке мероприятия, интерактивная форма проведения, использование зарубежных методик разработки и реализации молодежных мероприятий. Конкретизированы наиболее привлекательные для молодежи виды культурно-досуговой деятельности. Рассмотрено мнение молодежи о тех видах и направлениях культурно-развлекательной деятельности, которых не достаточно в городе Омске. Результаты исследования рекомендуется использовать в государственных и частных организациях, занимающихся организацией культурно-досуговой деятельности молодежи, а также при подготовке специалистов по профильным направлениям подготовки в области организации различного вида досуга.

студенческая молодежь

культурно-досуговая деятельность

инновационные формы развлечений.

1. Козин С.В. Досуг современной студенческой молодежи // SCI-ARTICLE. - 2015. - № 28. - С. 1-13.

2. Опарин Г.А. Досуг молодежи // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 195. - С. 56-64.

3. Лосун К.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 1. - С. 45-47.

4. Попова А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. - 2014. - № 11. - С. 220-223.

5. Кравчук Т.А. Структурно-функциональная модель процесса организации культурно-досуговых мероприятий для молодежи / Т.А. Кравчук, П.И. Флянку // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. - № 4 (46). – Ч. 3. – Апрель. - С. 61-66.

6. Макарьева Е.А. Досуг и развлечения студентов / Е.А. Макарьева, М.А. Сердюкова, Л.П. Колупанова, О.В. Дробышева // Актуальные направления научных исследований ХХI века: теория и практика. - 2014. - № 3-1 (8-1). - С. 439-442.

Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из важнейших особенностей культурного развития молодого поколения является широкое разнообразие направлений культурно-развлекательной деятельности в области свободного времени молодежи . Сфера развлечений является важнейшей составляющей повседневности и необходимой ценностью для молодого поколения, к тому же за годы экономических перемен страна претерпевала в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражалось в существенном расширении у молодежи возможностей заполнения своего досуга, а также в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени .

В связи с изменчивостью макроэкономических условий внешней среды произошли коренные изменения в направлении деятельности культурно-развлекательных учреждений на пути решения задач культурного воспитания молодого поколения . Поэтому разнообразие направлений культурно-развлекательной деятельности для молодежи на сегодняшний день не всегда соответствует ее интересам и потребностям .

Проблема исследования - отсутствие современных данных о предпочтениях в проведении развлечений для молодежи, а также о специфике организации этих развлечений.

Объект исследования - досуг молодежи.

Предмет исследования - содержание досуга молодежи.

Цель исследования - выявить предпочтения молодежи в культурно-развлекательной деятельности.

Для решения поставленной цели использовались следующие задачи исследования.

1. Рассмотреть современные молодежные формы культурно-развлекательной деятельности.

2. Изучить мнение молодежи о предпочтениях в проведении досуга и инновационных форм развлечений.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы; опрос (анкетирование), математическая обработка данных.

Организация исследования: исследование выполнялось на базе кафедры теории и методики туризма и рекреации ФГБОУ ВО «СибГУФК», а также на базе следующих вузов г. Омска: ФГБОУ ВО «ОмГУПС», ФГБОУ ВО «СибАДИ».

Результаты исследования. Контент-анализ в поисковых системах сети Интернет позволил нам выделить в городе Омске наиболее популярные учреждения досуга и развлечений: досуговые центры (163); рестораны, кафе, пиццерии (787); парки культуры и отдыха, пляжи (7); цирки (1); кинотеатры (31); театры, концертные залы (45); музеи, выставки (102), боулинг, бильярд и развлекательные центры (49).

Как правило, весь спектр государственных форм развития развлечений и досуга молодежи сливается в общий массовый досуг всего населения региона, так как молодежный сегмент развлечений в регионе не столь развит для выделения его как отдельной категории. Тем не менее городские государственные объекты занимаются реализацией отдыха молодежи посредством организации экскурсий, проведением туристских мероприятий, спортивных походов, экспедиций и прочего.

Самыми распространенными в проведении различных форм развлечений для молодежи в г. Омске являются негосударственные учреждения, и, как правило, это горнолыжные базы, спортивные клубы, центры активных развлечений, туристические компании и иные организации, которые занимаются организацией различного рода экскурсий, круизов, культурно-развлекательных мероприятий, осуществляют спортивно-развлекательный отдых, туры выходного дня, а также аренду помещений для отдыха и развлечений потенциальных потребителей. Опять же следует уточнить, что такие формы развлечений применимы как для всего населения, так и для молодежи как отдельной категории с учетом разработки и предоставления продукта, характерного для их досуга и развлечений.

Опрос в виде анкетирования проходил среди студентов 1-5 курсов в возрасте 17-22 лет. Общий объем выборки опроса составил 300 респондентов. Из числа всех респондентов 41% составлял юношей и 59% девушек. Возраст респондентов варьировался следующим образом: 15% - 17-летних, 16% - 18-летних, 23% - 19-летних, 17% - 20-летних, 15% - 21-летних, 14% - 22-летних.

В ходе исследования было выявлено, что большую ценность для молодежи представляют знания (23%), развлечения (22%) и успех (18%). Остальная часть респондентов (12%) предпочитают деньги и получение новых впечатлений. Лишь 6-7% респондентов выделяют ценностью популярность среди сверстников и признание окружающими как специалиста (рис. 1).

Рис. 1. Жизненные ценности современной молодежи, %

Из вышесказанного следует, что студенты большей ценностью на данный период времени видят поиск и усвоение новых знаний. Также респонденты выделяют развлечения как приятное времяпрепровождение в свободное от учебы время.

Исследование показало, что в среднем большим количеством свободного времени студенты располагают, как правило, в выходные дни. Количество свободного времени здесь варьируется от 2 до 4 часов (32%), и более 5 часов выделили 39% студентов. В будние дни студенты располагают меньшим количеством свободного времени. Таким образом, количество отведенного свободного времени, которым располагают студенты, зависит от времени, которое уходит на занятия в учебных заведениях. Менее 1 часа выделяют 39% студентов и от 1 до 2 часов - 29% респондентов.

В процессе анализа ответов студентов мы выделить тенденцию преобладания «реального» досуга, основанного на занятиях спортом и регулярных встречах с друзьями, над «виртуальным», строящимся на общении в интернете. Это может говорить о положительной тенденции в пользу «реального» проведения свободного времени молодежью, характеризующегося как оптимальный здоровый досуг.

Также в ходе исследования мы выявили, что вполне удовлетворены проведением своего свободного времени 75% респондентов. Однако имелись и те, кто затруднился с выбором ответа (14%). И самая незначительная часть респондентов была скорее не удовлетворена проведением этого времени либо вовсе не удовлетворена (8 и 3% соответственно).

Согласно частоте посещения развлекательных заведений г. Омска, 29% студентов крайне редко это делают, возможно, это связано с нехваткой времени. Тем не менее 24% посещают 1-2 раза в неделю. Каждую неделю посещает 21% респондентов, остальные 18% посещают развлекательные заведения с частотой в 1-2 раза в месяц. И вовсе не посещают всего лишь 8% студентов. Из этого следует, что основная часть студентов посещает развлекательные заведения г. Омска. Это говорит о том, что молодежь стремится к организованным развлечениям в зависимости от наличия свободного времени.

По всем культурно-развлекательным мероприятиям, которые проводятся в нашем городе, 54% респондентов стараются их посещать и 46% их вовсе не посещают. Далее было выяснено, что 54% респондентов посещают следующие культурно-развлекательные мероприятия: День города, концерты, спартакиады, фестивали, день молодежи, праздничные мероприятия на 1 мая и 9 мая, фестивали красок, различные выставки, марафоны, ярмарки, концерты звезд, спортивные мероприятия.

Те, кто не посещает такие мероприятия (46%), указали в числе причин нехватку времени (30%). Вместе с тем 27% опрошенных выделили отсутствие таких мероприятий, которые были бы им интересны, также 16% не устраивает сам формат проведения. Всего 12% выделили плохую рекламу и отдаленность места проведения. И лишь малая часть респондентов выделили незаинтересованность в таких мероприятиях, отсутствие денег, лень и прочее. Это все говорит о том, что не только время является ограничением в проведении свободного времени, но также и ряд других не менее важных причин. В их числе респонденты отмечали не достаточное количество свободного времени и отсутствие интересующих мероприятий (рис. 2).

Определяя наиболее приемлемую обстановку в проведении развлечений, выяснилось, что оптимальной является небольшая компания (49%). В обществе большого скопления людей предпочитают проводить 24% респондентов. Всего 16% предпочитают одиночество. Наименьшая часть респондентов (11%) не против провести свободное время у компьютера или телевизора, нежели в обществе людей. Все это подчеркивает тот факт, что и современная молодежь в большей массе все же видит приемлемую обстановку в проведении развлечений в обществе людей, что немаловажно на сегодняшний день с наличием интенсивных интернет-коммуникаций в молодежной среде.

Рис. 2. Причины непосещения культурно-развлекательных мероприятий, %

При выборе места отдыха большинство респондентов ориентируются в первую очередь на наличие уютной атмосферы (24%). Не менее важной является приемлемая стоимость (21%). Также здесь важен контингент посетителей и удобное местоположение. Остальные критерии пользуются меньшей значимостью при выборе места отдыха. Здесь количество респондентов варьируется от 1-10%. В целом основное, на что опираются респонденты при выборе места отдыха, это уют, цена и контингент посетителей (рис. 3).

Рис. 3. Критерии выбора места отдыха, %

Разнообразие культурно-развлекательных заведений, представленных в нашем городе, удовлетворяет 38% респондентов. Основная часть респондентов хотели бы большего разнообразия (45%). И лишь 17% не удовлетворены разнообразием подобных заведений. Это говорит о том, что молодежь в большей степени хотела бы видеть такие культурно-развлекательные заведения, которые бы удовлетворяли их потребности и интересы в развлечениях.

Спортивно-оздоровительные формы в культурно-развлекательной деятельности интересуют 42% респондентов, активные формы и квест-игры привлекают 36% студентов. Анимационные мероприятия актуальны для 15% молодежи. Всего 7% студентов отдают предпочтения пассивным формам досуга.

Для того чтобы культурно-развлекательное мероприятие было популярным среди молодежи, оно должно в первую очередь соответствовать ее потребностям. Также, согласно современным запросам молодежи, здесь должны присутствовать информационные технологии. На сегодняшний день актуальным считается внедрение инноваций в досуг, поэтому они тоже рассматриваются как важный критерий во многих современных мероприятиях. Среди имеющегося разнообразия формата проведения мероприятий молодежь все же хочет видеть что-то новое. Важным критерием для молодежи является возможность принимать участие в разработке мероприятия. Вызывают интерес интерактивные и зарубежных методики разработки и реализации мероприятия. Данная динамика позволяет определить наиболее важные критерии, которыми должно обладать культурно-развлекательное мероприятие.

Согласно частоте выбора наиболее высокой оценки по сравнению с самой низкой по балльной системе, были выделены наиболее приемлемые виды культурно-развлекательной деятельности:

1. Оздоровительные мероприятия.

2. Подвижные игры с участием подготовленных и неподготовленных людей.

3. Досуговые церемонии и общение.

4. Логические игры.

5. Аттракционы, развивающие ловкость.

Далее респонденты выделили такие виды культурно-развлекательной деятельности, которых, на их взгляд, не достаточно в нашем городе (таблица). Согласно полученным результатам ответы были распределены по следующим блокам: пассивная деятельность, спортивная деятельность, активные развлечения. Респондентами было внесено большинство предложений по активным развлечениям, которые представляют наибольший интерес для молодежи. В основе всей культурно-развлекательной деятельности студенты выделили как обязательный критерий доступность и приемлемую цену. Также респондентами было отмечено, что в принципе хватает всего, необходимо только изменить методы проведения и тематику мероприятий.

Мнения молодежи по культурно-развлекательной деятельности,

которой не достаточно в г. Омске, %

Пассивная деятельность

Спортивная деятельность

Активные развлечения

«Ботанические» мероприятия (интеллектуальные игры, дебаты), соревнования по компьютерным играм Dota 2, CS.GO.

Велоразвлечения - квесты,

развлечения по силовым видам спорта - воркаут, кросфит, оздоровительные,

по типу «Мама, папа, я - спортивная семья»

Игры на открытом воздухе, активные развлечения для молодежи, парки аттракционов, развлекательные и с юмором, увлекательные, развлекательные спектакли, флешмобы, концерты современных исполнителей, досуговые церемонии, квесты, большие батутные парки, аквапарки, всё на водную тематику, танцевальные, реконструкции исторических сражений, доспешные интерактивные площадки, турниры, тематические вечера, интеллектуальные игры

Недорогостоящие и доступные.

Хватает всего, только изменить методы проведения и тематику

Разработаны практические рекомендации для учреждений сферы физической культуры и спорта, социально-культурного сервиса и туризма по организации инновационных форм развлечений для молодежи, основаны на мнении потенциальных потребителей и обоснованной необходимости процесса организации культурно-развлекательных мероприятий, направлены на совершенствование деятельности данных предприятий, а также увеличение доли предлагаемых услуг для молодежи.

1. Развлечения входят в число наиболее значимых жизненных ценностей для молодежи. Количество свободного времени, которое могут себе позволить студенты на отдых, как правило, зависит от недельной учебной нагрузки. Также была выделена тенденция преобладания «реального» досуга, основанного на занятиях спортом и регулярных встречах с друзьями, над «виртуальным», строящимся на общении в интернете.

2. Согласно частоте посещения культурно-развлекательных заведений г. Омска большая часть студентов крайне редко это делают из-за не столь большого разнообразия в выборе таких заведений, которые бы полностью удовлетворяли их потребности в развлечениях. Вместе с тем большая часть респондентов посещают культурно-развлекательные мероприятия. Те, кто не посещают их, связывают это в первую очередь с нехваткой времени и отсутствием таких мероприятий, которые были бы им интересны.

3. Наиболее предпочитаемой обстановкой в проведении развлечений, как выяснилось, является небольшая компания. При выборе места отдыха большинство респондентов ориентируются в первую очередь на наличие уютной атмосферы и приемлемой стоимости. Также для студентов в культурно-развлекательной деятельности наиболее привлекательными считаются спортивно-оздоровительные и активные формы, а также квест-игры.

4. По мнению молодежи, культурно-развлекательное мероприятие должно обладать следующими критериями:

Соответствие потребностям молодежи,

Использование информационных технологий,

Инновации и разнообразие формата проведения,

Возможность принимать участие в разработке мероприятия,

Интерактивная форма проведения,

Использование зарубежных методик разработки и реализации молодежных мероприятий.

Библиографическая ссылка

Кравчук Т.А., Савчак Д.А., Кравчук А.И., Петкова И.С. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27655 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»