Как участвовать в государственных закупках. Гайд по участию в закупках Что необходимо для участия в госзакупках

Во время экономического кризиса все коммерческие организации и индивидуальные предприниматели озабочены тем, чтобы сохранить уровень продаж на докризисном уровне. Отличные возможности для этого дает контрактная система, в рамках которой органы власти и бюджетные учреждения закупают товары, работы и услуги для своих нужд. Это очень большой и стабильный рынок, который позволяет надежным и «грамотным» поставщикам серьезно увеличить выручку от реализации своих товаров или услуг. Мы начинаем публиковать серию статей, в которых подробно расскажем о том, как организация или ИП могут стать поставщиками в рамках контрактной системы. В первой статье мы опишем контрактную систему и основные принципы, по которым она действует. В последующих статьях серии будут даны подробные инструкции, описывающие действия поставщика на разных этапах торгов.

Что такое контрактная система

С 2014 года в нашей стране действует контрактная система — особый свод правил, регулирующий закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Эти правила применяются во всех случаях, когда государственные и муниципальные организации, органы власти, бюджетные учреждения нуждаются в какой-либо продукции, услуге, когда необходимо выполнение определенной работы.

Каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована и обоснована. Поэтому все заказчики утверждают свои планы закупок, в которых указывают цели приобретения, дают описание объектов закупок, намечают сроки проведения торгов, обосновывают, каким именно образом объект закупки послужит достижению целей, предусмотренных различными программами, и выполнению функций, возложенных на заказчика государством.

Товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать эти нужды, но не иметь избыточных потребительских свойств и не являться предметами роскоши.

У кого государственные и муниципальные заказчики смогут купить все необходимое? Главными поставщиками в системе закупок являются бизнес-структуры — индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Бизнесмены могут подать свои заявки с предложениями требующихся заказчикам товаров, работ, услуг и тем самым стать участниками закупок.

На сегодняшний день в Единой информационной системе зарегистрировано более 330 000 государственных и муниципальных заказчиков, итоговая сумма по закупленным товарам, работам и услугам за 2015 год составила 6,6 трлн. рублей.

Это позволяет утверждать, что контрактная система является исключительно перспективной возможностью для развития бизнеса тех участников, которые готовы поставить нужные государству товары, работы и услуги.

По каким правилам проводятся закупки

Правила закупок, условия и требования к их проведению установлены Федеральным законом от 05.04.13 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Правила обязательны как для тех, кто в силу закона является заказчиками товаров, работ и услуг (государственные органы, в том числе органы государственной власти, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения, муниципальные образования, муниципальные органы, муниципальные казенные учреждения), так и для тех, кто является участниками контрактной системы и поставляет заказчикам все необходимое.

Принцип открытости и прозрачности

Контрактная система действует на основании нескольких определяющих принципов, важнейшими из которых является принцип открытости и прозрачности информации, поэтому абсолютно вся информация о закупках каждого заказчика публикуется в Единой информационной системе — на специальном сайте в Интернете по адресу www.zakupki.gov.ru .

Там можно бесплатно и в свободном доступе получить огромное количество полезной информации — планы закупок, которые заказчики обязаны публиковать заблаговременно, извещения и документация о закупках, которые проводятся в настоящий момент, результаты подведения итогов торгов, информацию о заключенных контрактах, сами контракты и все сведения о том, как они исполняются и оплачиваются, и многое другое.

Многие опытные поставщики также пользуются для поиска и структурирования информации специальным веб-сервисом « ». Сервис позволяет сделать поиск закупок более эффективным. Он отличается от «умным» поиском, который позволяет искать по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику, а также исправляет опечатки и не придает значения окончаниям слов. На основании сведений о предыдущих закупках в сервисе можно анализировать требования заказчика и прогнозировать стратегию поведения конкурентов. Но самое главное — в « » поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.

Принцип обеспечения добросовестной конкуренции

Другой важный принцип контрактной системы — обеспечение добросовестной конкуренции. Это означает, что система закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между теми, кто пожелает сделать свои предложения товаров, работ и услуг государственным и муниципальным заказчикам.

Закон о контрактной системе установил, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для государственных и муниципальных нужд, поэтому участниками закупок могут быть любые лица:

  • физические лица — в тех случаях, когда условия закупки отдельно предусматривают такую возможность, например, заказчик закупает услуги экскурсовода;
  • во всех остальных случаях — индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Для того, чтобы выбор поставщика осуществлялся на конкурентной основе, заказчики должны выявлять те предложения от участников закупок, в которых будут лучшие условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом запрещается совершение любых действий, которые противоречат требованиям закона и приводят к ограничению конкуренции, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Законодательство о контрактной системе содержит много строгих ограничительных норм. За их соблюдением следит контрольный орган в сфере закупок — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные подразделения, которая имеет функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа. Участникам контрактной системы предоставлено право обжаловать незаконные действия заказчиков именно в ФАС.

Регулятором сферы закупок является Министерство экономического развития РФ — орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Главная цель заказчика, действующего в рамках контрактной системы — приобрести необходимый товар (работу, услугу) для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Для этого заказчик совершает следующие действия:

  • Закупка начинается с подготовки описания необходимого товара, результата работы или услуги, и формирования начальной (максимальной) цены будущего контракта.
  • Закупка планируется и обосновывается, готовится вся необходимая документация.
  • Закупка осуществляется путем проведения торгов или приобретением товара, работы, услуги у единственного поставщика.
  • Заключается государственный или муниципальный контакт, выполнение которого и является целью закупки.

Как стать поставщиком для государственных и муниципальных нужд?

Потребуются деньги

Особенностью контрактной системы является обязательное выполнение финансовых условий, позволяющих участвовать в закупках. Все участники без исключений должны быть готовы вместе с подачей заявки уплатить обеспечение. Размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта.

Тот участник, который становится победителем торгов и с которым заключается государственный или муниципальный контракт, должен располагать еще большей суммой для оплаты обеспечения исполнения контракта — от 5 до 30 % начальной (максимальной) цены (НМЦК), если цена контракта равна или менее 50 млн. руб., и от 10 до 30 % НМЦК, если цена контракта превышает 50 млн. руб.

Закон допускает два способа обеспечения — внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии, но для использования банковских гарантий нужно учесть специальные регулирующие условия.

Потребуются документы

Участникам необходимо подтвердить свое соответствие требованиям законодательства. Прежде всего подтверждается факт государственной регистрации участника в качестве ИП или юридического лица, поэтому нужно предоставить:

  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, сообщить ИНН;
  • учредительные документы юридического лица;
  • паспортные данные ИП;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя организации;
  • документы, подтверждающие полномочия лица для представления интересов участника;
  • иные документы и сведения, указанные в документации о данной закупке.

Потребуется регистрация в ЕИС

Для того, чтобы иметь полную информацию обо всех интересующих его закупках, участник должен зарегистрироваться в Единой информационной системе — www.zakupki.gov.ru . После этого доступ к информации будет полным и бесплатным.

В рамках контрактной системы заказчики используют различные виды торговых процедур, но наиболее распространен электронный аукцион. Такие аукционы проходят на 5 электронных площадках:

  • ЗАО « Сбербанк-Автоматизированная система торгов» — www.sberbank-ast.ru ;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Москва) — www.roseltorg.ru ;
  • ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» —www.zakazrf.ru ;
  • ООО «Индексное агентство РТС» — www.rts-tender.ru ;
  • ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» — www.etp-micex.ru .

В извещении о проведении электронного аукциона, которое заказчики обязательно разместят в ЕИС, будет указание на ту электронную площадку, где проводится данный аукцион.

Для подачи заявки на электронный аукцион, участники должны получить аккредитацию — зарегистрироваться именно на указанной заказчиком электронной площадке, предоставить туда все необходимые документы в электронном виде.

Все электронные площадки на своих сайтах публикуют регламент взаимодействия с участниками и правила пользования.

Обратите внимание: для участия в торгах необходимо получить электронную подпись, которая позволит подписывать заявки и подавать ценовые предложения.

Потребуются соответствующие товары (возможность выполнить работы или оказать услуги)

В своих заявках участники делают предложения о поставке именно тех товаров, выполнении тех работ и оказании тех услуг, которые указаны заказчиком в его документации о данной закупке.

В случае победы в торговой процедуре участник станет поставщиком, заключит контракт и должен будет выполнить его условия неукоснительно. Только после исполнения всех предусмотренных контрактом обязательств поставщик вправе претендовать на заслуженную оплату.

На сегодняшний день с такими понятиями, как «госзакупки» и «тендеры» сталкивается практически каждая компания, осуществляющая активную деятельность. Как правило, термин госзакупок у многих ассоциируется с отличной возможностью выйти из кризисной ситуации и повысить свою репутацию. Однако, для остальных это понятие из-за недосконального изучения остается отдаленным. Чтобы прояснить подобную ситуацию, в данной статье мы расскажем о том, что такое госзакупка и о том, как участвовать в подобных мероприятиях.

Для компаний, которые приняли решение участвовать в госзакупке, важно понимать не только сам алгоритм действий, чтобы использовать предоставленную возможность с максимальной выгодой, но и отслеживать их эффективность, чтобы иметь больше шансов выиграть в конкурсе. Чтобы понимать цель участия в конкурсах, торгах, тендерах, следует ознакомиться с основными понятиями, о которых мы и расскажем.

Госзакупками называют форму размещения заказов на конкурентной основе для удовлетворения нужд государственных органов или органов муниципальной структуры (поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ) по предварительно оговоренным и указанным в контракте условиям, а также в надлежащем качестве и в строго отведенный для этого срок. Такие взаимоотношения выстраиваются между участником (будущим поставщиком), ставшим победителем на торгах, и заказчиком, которым является государственный или муниципальный орган.

Данная форма размещения госзаказов предусматривает определение поставщика на принципах состязательности и справедливости, что позволяет сделать более прозрачной сферу госзакупок.

В результате участия в тендерах индивидуальный предприниматель (ИП), который соответствует всем требованиям госзакупки и сможет удовлетворить все условия госзаказчика, а также выдвигает самое выгодное предложение на исполнение условий контракта, становится победителем на торгах.

Победа в подобных тендерах на размещение госзаказа – это замечательный шанс, которым могут воспользоваться желающие выйти на профессиональный рынок с массой возможностей, а также шанс принести колоссальную пользу своему предприятию. И чтобы стать более успешным, планирующий участвовать в конкурсе на размещение госзаказа, должен сначала правильно оценить свои возможности и сопоставить к ним все возможные предпринимательские риски.

В дальнейшем нужно изучать алгоритм действий для участия в тендерах на госзаказ . Для этого каждое заинтересованное физическое лицо (ИП) или юридическое лицо должен освоить базовую схему и принцип работы контрактной системы в целом, о чем мы и расскажем в этой статье.

С чего начинать?

Если говорить о том, с чего начать, стоит отметить самые первые шаги. Оценив свои возможности, ИП или другое заинтересованное в участи в конкурсе лицо может предпринять первые шаги в отношении госзакупки. Для этого стоит узнать, как можно «выйти» на размещенные заказы и, соответственно, стать одним из претендентов на участие.

Госзаказчик может размещать заказ на удовлетворение собственных нужд следующим путем:

  1. Проведением торгов (в виде аукционов, в т.ч. электронных, конкурсов);
  2. Без организации торгов (закупка у единого поставщика, запрос котировок, на товарной бирже).

Теперь мы расскажем подробнее о каждом из них:

  • На конкурсной основе

Конкурсом называется форма определения поставщика на торгах, по результатам которых победителем станет участник (ИП), который предложит самые лучшие условие по выполнению условий контракта. В зависимости от того, что является предметом госзакупки, конкурс может быть как открытым, так и закрытым (если речь идет о сведениях, имеющих отношение к государственной тайне). Узнать конкурсе, как о форме размещения госзаказа, можно из публикаций в печатных изданиях либо на официальном портале госзакупок. Претендующим на участие в тендерах компаниям, чтобы стать одним и участников на торгах, нужно подать заявку соответствующей условиям конкурсной документации формы и в указанный срок, о чем извещает заказчик при размещении заказа. Что касается конвертов с заявкой на участие (в т. ч. электронных), компании стоит помечать их соответственно наименованию конкурса, но свои данные при этом оставлять можно в самой заявке.

Условиями проведения конкурса предусмотрено определение поставщика по следующим критериям:

  1. Предложение о стоимости контракта;
  2. Соответствие требованиям заказчика;
  3. Расходы относительно обслуживания полученного товара;
  4. Сроки, предложенные для выполнения условий контракта;
  5. Гарантийный период.
  • В виде аукциона

Аукцион – еще один способ проведения торгов, предоставляющих возможность заключения госконтракта заказчиком с лицом – компанией, предложившей самую низкую цену на выполнение госзаказа. Как и в случае с участием на торгах, аукцион может быть открытым либо закрытым. Про проведение аукциона претендент на участие может узнать через размещение уведомлений о начале аукциона в печатных изданиях. Принцип аукциона заключается в том, что участник должен предложить цену, ниже заявленной заказчиком. Снижение цены осуществляется с шагом в 5% и победителем на аукционе станет та компания, которая предложит самую низкую. Что касается процедуры подачи заявки на участие, их рассмотрения комиссией заказчика и отбора участников, все эти процедуры схожи со схемой участия на торгах в виде конкурса.

  • В виде электронного аукциона

Проведение торгов в качестве электронных аукционов является более современной формой определения поставщика для осуществления госзакупки, так как связь между сторонами (госзаказчики и претендующие на участие в электронных аукционах компании) осуществляется посредством сети Интернет. Такой вид торгов проводится на специальных торговых площадках, где взаимоотношения и соответствие требованиям регулируется администратором сайта. Чтобы участвовать в электронных аукционах, компания должна пройти аккредитацию на сайте госзаказчика в установленные ним сроки. Заявки в таком случае подаются в качестве электронных писем и состоят их двух частей: первая рассматривается комиссией на предмет соответствия поставщика; вторая обеспечивает непосредственное участие, так как в ней указывается ценовое предложение. При проведении электронных аукционов, компании делают ставки с шагом в 0,5-1%. Дважды одну и ту же цену ИП или другой участник предлагать не может. Однако, если предложение с одинаковой стоимостью контракта поступило от двух разных участников, это не значит, что они обе выиграли. В подобных ситуациях выбирается физическое (ИП) или юридическое, выдвинувшее предложение первым.

Что касается других способов размещения госзаказа, о которых мы упоминали выше (запрос котировок, закупка у единственного поставщика), то относительно них соответствующим нормативно-правовым актом предусмотрены особые условия:

  • Запрос котировок проводится в ситуациях, когда стоимость контракта не более 500 000 руб.;
  • Заказ у единого поставщика, как способ проведения госзакупок размещается в ситуациях, предусмотренных законодательными нормами.

Требования для участия в определении поставщиков на конкурсной основе

Чтобы участвовать в торгах, электронных аукционах тендерах на госконтракт и прочих мероприятиях, о которых мы рассказали ранее, компания-претендент на участие должна ознакомиться с требованиями, которые являются необходимым условием для госзакупки. В современных условиях такие условия следующие:

  • Осуществление закупки, поиск заказов, регистрация данных и результатов производится через официальный портал;
  • Заказчики вносят свой заказ в систему согласно требованиям и условиям, которые содержит соответствующий закон;
  • С юридическими лицами или ИП, которые выиграли на торгах, заключается контракт.

Участником торгов по выполнению госзаказа при условии соответствия требованиям нормативно-правовых актов может стать лицо:

  • субъект хозяйствования, которому присвоен статус «юридическое лицо»;
  • ИП – физическое лицо, которое по статусу рассматривается, как и юридическое лицо.

Для всех претендующих на участие в тендерах компаний, о которых мы рассказали выше, алгоритм действий выглядит так:

  1. Ознакомление с Федеральным Законом о госзакупках ;
  2. Приобретение электронной подписи для аккредитации;
  3. Воспользоваться услугами официального сайта и найти там интересующую информацию;
  4. Ознакомиться с госзаказом и его требованиями, прежде чем начать активные действия;
  5. Приняв решение и оценив риск (внести обеспечение заявки);
  6. Подготовить и подать заявку;
  7. Отследить результаты участия в тендерах;
  8. Подписать с заказчиком контракт и выполнить взятые на себя по госконтракту обязательства.
  9. Надеемся, что информация, которую мы предлагаем в этой статье, будет полезной.

Ниже приведено интересное видео

Для того, чтобы участие в размещении госзаказа стало для акционерного общества выгодным и прибыльным, мало просто время от времени подавать заявки на участие в закупочных процедурах. Здесь важно выстроить такую систему, которая, с одной стороны, учитывала бы особенности размещения государственного и муниципального заказа, а с другой - позволяла бы подразделениям организации активно взаимодействовать между собой в целях формирования наиболее выгодного для компании предложения по конкретной закупке. Для этого юридическому отделу АО нужно четко представлять себе этапы участия в госзакупках.

1. Поиск заказов. В настоящее время все государственные и муниципальные заказы собраны в одном месте - на сайте www.zakupki.gov.ru – официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.

Чтобы не пропустить интересный и выгодный заказ, можно назначить сотрудника, который будет с установленной периодичностью посещать сайт и отслеживать необходимую информацию для АО. После того, как компания остановит свой выбор на интересном ей заказе, необходим анализ его выгодности для АО. Здесь важно не только рассчитать прибыль, которую получит компания, но и неизбежные расходы, связанные с участием в закупочных процедурах и заложенные в цену контракта. Так, например, если в цену контракта заложены расходы по доставке товара заказчику, компании будет тем выгоднее исполнять данный контракт, чем ближе к заказчику она находится. Также нужно принять в расчет и ресурсы организации – сможет ли она своими силами исполнить весь объем контракта или придется привлекать соисполнителей. И подобных нюансов для каждой компании великое множество, а потому и аналитическая работа, предшествующая участию в госзаказе, должна быть проведена на должном уровне.

Это особенно важно при участии в электронных аукционах. Как красноречиво свидетельствует практика, во многих из них участники, торгуясь и стремясь одержать победу любой ценой, значительно снижают цену (иногда в два раза и более по сравнению с начальной ценой контракта - при том, что заказчики обязаны установить обоснованную, то есть близкую к рыночной начальную цену). В результате победитель такого аукциона при исполнении контракта вдруг сталкивается с отсутствием у себя достаточных денежных средств. В конечном итоге он не может выполнить условия контракта.

2. Подача заявки, в которой содержится предложение участника размещения заказа. Заявка должна соответствовать установленным заказчиком требованиям, которые содержатся в документации по закупке (извещении о проведении запроса котировок, конкурсной или аукционной документации).

Правильно составленная заявка должна содержать:

  • согласие участника в госзаказе на участие размещения заказа на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией;
  • конкретные показатели предлагаемого для использования товара.

Иными словами, если заказчику нужно, например, жидкое мыло (уровень pH: 6, антибактериальное, в канистрах по 5 л.), то и в заявке компании должно быть указано именно это мыло и именно эти характеристики. Проще говоря, готовить заявку следует строго в соответствии с требованиями заказчика. Вносить изменений в ее текстовую часть или при заполнении таблиц ни в коем случае нельзя.

Правила подачи заявки различны в зависимости от процедуры. Например, в конкурсе и запросе котировок заявка может быть подана в письменном виде или в форме электронного документа непосредственно заказчику по адресу и во время, указанным в документации. В электронном аукционе заявка подается только в электронной форме через интерфейс торговой площадки, на которой проводится данный аукцион.

Для подачи документов в электронной форме компании необходимо иметь электронную подпись, полученную в удостоверяющем центре, аккредитованном на конкретной электронной торговой площадке. При этом она выдается не организации в целом, а конкретному уполномоченному работнику организации. Рекомендуем АО завести сразу несколько электронных подписей, для того чтобы защититься от возможных проблем, например увольнения, командировки такого работника или технических проблем с подписью.

Чтобы поучаствовать в электронных аукционах на конкретной электронной площадке, организация должна пройти на ней аккредитацию, которая является бесплатной и предоставляется сроком на три года. Рекомендуем пройти аккредитацию сразу на нескольких электронных площадках. Иначе в случае появления интересного заказа компания не сможет принять в нем участие из-за отсутствия времени для аккредитации на площадке, где проводится заказ.

3. Подписание контракта. Компания, ставшая победительницей, обязана заключить контракт, проект которого она получает от заказчика. Участник должен подписать контракт и обеспечить его получение заказчиком в указанный в документации по закупке срок.

В противном случае компания будет признана уклонившейся от заключения контракта и сведения о ней будут внесены в «черный список» – реестр недобросовестных поставщиков. Компания с подобной репутацией лишается возможности участвовать в размещении госзаказа в течение ближайших двух лет.

Важно помнить, что в электронном аукционе контракт подписывается только в электронной форме через интерфейс площадки, и направление подписанного победителем проекта контракта в бумажном виде будет считаться уклонением от его заключения.

Рекомендуем акционерным обществам использовать указанный реестр для оценки благонадежности своих партнеров. Информация о недобросовестных поставщиках размещена в открытом доступе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

4. Исполнение контракта. Итак, контракт подписан и наступает последняя стадия - его исполнение. Разумеется, он должен быть исполнен обеими сторонами в точном и полном соответствии с его условиями. И здесь участника подстерегает масса проблем. Практика показывает, что на стадии анализа закупки победители часто поверхностно изучают условия контракта, переоценивают свои возможности и недооценивают потенциальные расходы. Как следствие, исполнителям бывает очень сложно соответствующим образом исполнить контракт, что приводит к конфликтам с заказчиком.

Но иногда и сам заказчик неполно или неверно устанавливает требования по исполнению контракта. Довольно часто это встречается в строительных заказах, в которых заказчик может не учесть некоторые виды работ, которые необходимо выполнить, или занизить объем ремонтных работ. В этом случае исполнителю необходимо в его же собственных интересах действовать в полном соответствии с положениями контракта, регулирующими подобную ситуацию, а если таковых нет - в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ. Например, в установленный срок в письменном виде уведомлять заказчика о создавшейся ситуации, выполнять его законные и соответствующие контракту указания и т. д.

Кстати, исполнитель не должен бояться общения с заказчиком в письменном виде. В дальнейшем при судебном разбирательстве подобные уведомления, письма станут весомым доказательством добросовестности исполнителя. По результатам исполнения контракта исполнитель должен составить и представить заказчику на рассмотрение и подписание итоговый пакет документов - акт приема-передачи, акт выполненных работ, акт об оказании услуг и т. д.

Если нарушены права вашей компании, сразу обжалуйте действия нарушителя.

Государство тщательно регламентирует процедуры закупок. Если коммерческая организация при осуществлении закупки вправе определить условия проведения процедуры самостоятельно (например выбрать способ закупки, установить собственные требования к претендентам, даже нарушающие конкуренцию), то государственные и муниципальные заказчики обязаны руководствоваться требованиями специального закона о госзакупках (в настоящее время это Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), в котором указаны крайне жесткие и практически не оставляющие заказчикам свободы выбора правила. Нарушение заказчиком любого из этих правил влечет за собой серьезную административную ответственность для них.

Особенно законодательство о госзакупках защищает участников размещения заказа и стремится обеспечить равные для всех возможности доступности для участия в госзаказе.

Но на любой стадии размещения госзаказа заказчик в силу разных причин (невнимательности, некомпетентности, желания помочь «своему» участнику) может нарушить права компаний-участников: например ограничить количество участников, установить «завышенные» требования к предмету закупки, противоречащие закону, или незаконно чинить препятствия компании, пожелавшей принять участие в процедуре.

Акционерным обществам советуем незамедлительно обжаловать подобные действия заказчика. У компании есть два пути решения возникшей проблемы – сразу обратиться в суд или же с жалобой на действия заказчиков в систему органов, специально уполномоченных на решение подобных вопросов. Однако на практике, независимо от категории заказчика (федеральный, региональный, муниципальный), подавляющее большинство жалоб подаются в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России). Именно ФАС России проверяет сведения, содержащиеся в жалобе компании, и по ее результатам выносит соответствующее решение. Если решение контролирующего органа не устроило вашу компанию, то она может обжаловать его в арбитражный суд. Право на административное обжалование действий заказчиков действует в течение 10 дней со дня размещения на сайте www.zakupki.gov.ru протокола, подводящего итоги госзакупок. Отметим, что в любом случае контракт не может быть заключен до тех пор, пока не пройдут положенные 10 дней.

Подавая жалобу на действия заказчика, компании не нужно платить госпошлину, а все результаты рассмотрения ФАС России поданных жалоб, а также результаты проверок соответствия законодательству действий заказчиков размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru .

Поэтому компании, решившей стать участником размещения заказов, настоятельно рекомендуем перед этим тщательно изучить данные материалы, проанализировать практику конкретных контролирующих органов (например конкретного территориального управления Федеральной антимонопольной службы) и в дальнейшем руководствоваться ей при обжаловании действий заказчиков. Это поможет избежать досадных ошибок, беспрепятственно принять участие в конкурсе и, возможно, даже стать победителем.

Вовлеките в процесс размещения госзаказа все подразделения компании.

Для успешного участия вашего АО в размещении госзаказа обязательна слаженная работа всех его подразделений. Задача юридической службы – внимательно оценивать действия заказчика на предмет нарушения действующего законодательства. Финансово-экономические отделы должны взвесить выгодность данного заказа для компании, профильные подразделения – определить возможность исполнения компанией контракта в случае ее победы…

Руководителю же акционерного общества, претендующего на регулярное получение госзаказов, необходимо обеспечить грамотное и слаженное взаимодействие всех подразделений организации для достижения поставленной цели. Отсутствие такого взаимодействия, когда одно подразделение не знает, что делает другое, может привести к неудачам в борьбе за госзаказ или к проблемам при исполнении контракта в случае его заключения.

Не существует абсолютно идеальной схемы такого взаимодействия, ведь для каждой организации она индивидуальна и должна учитывать множество факторов: «размер» компании, количество задействованных подразделений, принципы принятия управленческих решений и т. д.

С чем может столкнуться компания при участии в торгах и есть ли у нее шанс восстановить нарушенные права?

Получить выгодный госзаказ - мечта многих компаний. Последние убеждены, что на нужды своих учреждений, будь то ремонт, или закупка средств связи, государство не экономит. Однако, по мнению некоторых, такие торги часто происходят с нарушением всех правил - государственные или муниципальные заказчики могут вступить в сговор с одним из участников торгов, чтобы обеспечить ему гарантированную защиту. Есть ли смысл в таком случае компании вообще участвовать в торгах? Несомненно. Тем более, что способов восстановления нарушенных прав в данной ситуации предостаточно. Здесь главное понимать, какие риски могут возникнуть при участии компании в торгах.

Нарушение №1. Документация для избранных.

В данном случае документация в торгах готовится под конкретного участника, который сможет в полном объеме удовлетворить заявленным в ней требованиям, а всех остальных участников можно было «отсеять». Заказчик объявил о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта, победитель которого получал заказ на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции общежития. При этом заказчик еще до объявления аукциона уже по сути выбрал себе нужного подрядчика. Дело в том, что он, стремясь не допустить ненужных ему участников, объединил в рамках одного лота работы не связанные с предметом аукциона. Для этого в документацию размещаемого заказа было включено требование о выполнении специальных работ: установка пожарно-охранной сигнализации, которые не связаны с предметом аукциона и могли быть выполнены отдельно. Иными словами, чтобы победить в этом заказе участник должен не только уметь выполнять строительно-монтажные работы, но еще разбираться в установке сигнализаций. Организаций отвечающим одновременно указанным двум требованиям не так уж и много – слишком различные сферы деятельности. Но нужный заказчику участник как раз мог и реконструкцию провести и сигнализацию установить.

Анализ нарушения. Подобные действия заказчиков нарушают положения сразу двух законов.

  • Во-первых, часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, согласно которой аукционная документация не может содержать требования, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа;
  • Во-вторых, пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", который запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение (оказание) которых является предметом торгов.

Суд пришел к выводу, что подобное объединение в один лот работ, не связанных с предметом аукциона, и для выполнения которых нужны разные подрядчики, позволило заказчику максимально сузить круг претендентов и объявить победителем того участника, «под которого» собственно и было все организовано. Остальные же участники лишились возможности подать заявку на участие. Аукцион был признан недействительным.

Нарушение №2. Формальные отказы

Формализм при проверке поданного для участия в торгах пакета документов. Это, пожалуй, одно из наиболее распространенных видов нарушений в сфере осуществления госзакупок. В объявленном конкурсе принять участие захотели двое участников, одному из которых в допуске было отказано по следующему основанию: «приложенная к заявке копия лицензии на право деятельности по реставрации объектов культурного наследия <…> недействительна, так как не имеет печати лицензирующего органа». В итоге, к участию был допущен лишь один участник, выгодный заказчику, с которым и планировалось заключить контракт.

Отстраненный участник посчитал отказ конкурсной комиссии незаконным и обратился в суд, который в свою очередь в действиях заказчика усмотрел нарушение требований части 2 статьи 12 Закона № 94-ФЗ. Суд указал, что отсутствие в копии лицензии печати лицензирующего органа само по себе не свидетельствует об отсутствии необходимой печати в его оригинале и соответственно о его недействительности. Более того, участник представил надлежащий пакет документов в полном объеме, и в частности, подлинник спорной лицензии, который содержал соответствующую печать лицензирующего органа. Суд признал отказ конкурсной комиссии в допуске к участию в конкурсе был признан неправомерным, и отметил, что конкурсная комиссия действовала формально и в течение всего срока рассмотрения заявок на участие в конкурсе не предоставила участнику возможность исправить недочет, разрешив представить надлежащую копию требуемого документа.

Нарушение №3. Необоснованные препятствия

Здесь речь идет о прямых ограничениях, устанавливаемых в отношении участника торгов. Иногда государственные или муниципальные заказчики напрямую в документации о торгах устанавливают специальные требования, которые ущемляют права участников торгов и создают им необоснованные препятствия. Среди требований, предъявляемых к участникам торгов, заказчик установил обязательное наличие в их уставах сведений об осуществлении определенных видов деятельности. При этом заказчик руководствовался нормативным актом органа местного самоуправления, регламентирующего проведение конкурсов и в котором были установлены, дополнительные критерии, создававшие препятствия к осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничивавшие конкуренцию. Но они были признаны судом незаконными и отменены. В уставах хозяйственных обществ отражаются основные виды деятельности, которыми они будут заниматься. Однако закон не требует чтобы указанные перечни содержали исчерпывающий перечень видов деятельности. Компании обладают общей правоспособностью, а значит могут осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие российскому законодательству, даже если тот или иной вид деятельности не указан в ее уставе.

Нарушение №4. Существенное нарушение государственным или муниципальным заказчиком процедуры проведения торгов

Суд в одном деле признал нарушением порядка проведения торгов, а именно – неправильное вскрытие конвертов с заявками. Заказчик не объявил и не внес в протокол представленные вместе с заявками данные об условиях исполнения контракта, которые являлись критериями оценки заявки.

Как компании, пострадавшей от участия в торгах, восстановить нарушенные права? Участник торгов, права и законные интересы которого были ущемлены допущенными государственным или муниципальным заказчиком нарушениями, вправе использовать для своей защиты административный или судебный порядок обжалования, или же воспользоваться ими одновременно.

Первый способ - жалуйтесь в ФАС России Важную роль в защите прав и законных интересов добросовестных участников процедуры размещения заказов играет именно ФАС России, которая по обращениям заинтересованных лиц инициирует проверки соблюдения государственными и муниципальными заказчиками процедуры проведения торгов, соблюдения сроков и иных обязательных требований, установленных Законом о размещении заказа. ФАС России уполномочена рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчиков (Приказ ФАС России от 24.07.2012 № 498). Туда участник торгов вправе подать жалобу, указав в ней, в чем конкретно он видит нарушение своих прав, и насколько допущенные нарушения являются существенными (ст. 58 Закона о размещении заказов). К жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность доводов: копии документов об участии в торгах, информация о размещенном заказе и т.д.

При этом копию жалобы нужно также направить лицу, действия (бездействие) которого оспаривает ваша компания (ч. 6 ст. 57 Закона о размещении заказов). К составлению жалобы следует подойти основательно. Помните, что если будет хоть одна ошибка в оформлении жалобы, ее тут же вернут заявителю. Даже отсутствие подписи уполномоченного лица вашей компании на заявке достаточно для того, чтобы ее «завернули». Жалобу можно отозвать, но после этого участник уже не сможет обратиться по тем же основаниям к тем же лицам (ст. 61 Закона о размещении заказов). При подаче своей жалобы участник торгов должен уложиться в установленные.

Общий срок для подачи жалобы составляет 10 дней с момента размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона (ч. 2 ст. 57 Закона о размещении заказа). Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней, решение направляется всем заинтересованным лицам, подлежит размещению на официальном сайте и может быть обжаловано в суд в срок 3 месяца (ст. 60 Закона о размещении заказа).

Второй способ - идите в суд Одновременно с обжалованием результатов торгов в административном порядке или вместо него можно обратиться с иском в арбитражный суд об оспаривании торгов, который им рассматривается по правилам главы 24 АПК РФ. В заявлении нужно указать, в чем оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы вашей компании (п. 1 ст. 198 АПК РФ). Иными словами в заявлении об оспаривании торгов пострадавший участник должен указать, когда и кем проводились торги, в чем состоял их предмет, а также в чем заключается нарушение его прав. Такое заявление может быть подано в трехмесячный срок с момента, когда заявитель узнал о нарушении своего права, при этом по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Срок для рассмотрения заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) вышеуказанных лиц составляет три месяца и может быть продлен до 6 месяцев (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

На чем основывается доказательственная база в суде

  • Каждый участвующий в деле, должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 АПК РФ).
  • Основанием для признания торгов недействительными может служить лишь нарушение, имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинно-следственной связи с ущемлением прав и охраняемых законом интересов заинтересованного лица, обратившегося с иском в суд. Поэтому, например, неуплата задатка в обеспечение поданной для участия в торгах заявки, не приложение требуемых документов, в частности, платежного поручения об уплате суммы задатка с отметкой банка об исполнении - это существенное нарушение, и весомый аргумент для удовлетворения иска. А вот пропущенный срок направления проекта контракта победителю торгов уже не столь серьезное преступление, так как не влияет ни на результат торгов, ни на порядок их проведения;
  • Обратиться в суд может лишь тот, кто принимал непосредственное участие в торгах и он должен доказать наличие защищаемого права или интереса и что. Иными словами истцу нужно доказать, что он действительно собирался принять участие в торгах, но его право было нарушено. Это требование позволяет избежать искусственного затягивания судебного разбирательства, выгодного для одной из сторон процесса, которая, например, попросила дружественную ей компанию, но не имеющую никакого отношения к торгам, затеять иск, тем самым выиграть время и приступить к исполнению контракта. Соответственно нарушение порядка проведения торгов не могут стать основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Нарушенные права истца могут быть восстановлены только в случае удовлетворения его требований об оспаривании торгов. Ведь согласно статье 449 ГК РФ реализация права на оспаривание торгов должна приводить к восстановлению нарушенных прав истца Иными словами, когда, торги с нарушениями, но все же были проведены и по их результатам заключен и фактически исполнен контракт, права пострадавшего участника уже не могут быть восстановлены. Но у него есть возможность требовать возмещения причиненных ему убытков (ст. 15 ГК РФ). Комментарий. Если ваша компания готовится к торгам, то ей следует соизмерять свои возможности и имеющиеся ресурсы с предъявляемыми требованиями, внимательно изучать документацию о торгах и строго соблюдать установленные правила. Это позволит вам в случае конфликта с государственным или муниципальным заказчиком обосновать свою правоту и подтвердить, что вы не допустили никаких нарушений при подготовке к торгам. Если же победа досталась конкурентам, как вам кажется, нечестным путем, принимайте все необходимые меры по своей защите, используя имеющиеся административные или судебные ресурсы. Тенденции последних лет говорят о том, что при разрешении споров с сфере госзакупок все чаще побеждает закон.

Госзакупки – это процесс покупки государством товаров и услуг у представителей бизнеса. Подобный рынок выгоден для поставщиков регулярностью товарооборота.

Государство нуждается в постоянном пополнении запасов изделий на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Закупки происходят на деньги из госбюджета и используются в больницах, школах и любых других учреждениях.

В госзакупках задействованы предприятия абсолютно разных отраслей, государству нужно все: от скрепок для бумаг до заводских станков. Как участвовать в госзакупках — читайте ниже.

Кто может участвовать в госзакупках

Участниками контрактной системы госзакупок с одной стороны являются заказчики. В их число входят:

  • органы государственной и муниципальной власти, казенные и бюджетные организации;
  • «РОСАТОМ» — государственная корпорация по выделению атомной энергии;
  • физические и юридические лица, имеющие право управлять бюджетными средствами.

С другой стороны к участникам относятся поставщики. В закупках могут принимать участие юридические или физические лица, ИП.

С третьей стороны, контроль за работой системы осуществляют органы, регулирующие правильность процедуры госзакупок. Среди них:

  • Минфин;
  • Рособоронзаказ (только в сфере оборонно-промышленного комплекса).

Чаще всего интересуются тем, как участвовать в тендерах на госзакупках, как начать работать, именно поставщики. Существует несколько ресурсов, на которых осуществляются госзакупки. Их официально утвердил премьер-министр РФ в июле 2018 года. Для создания перечня подходящих электронных площадок для торгов Министерством Финансов и Федеральной Антимонопольной службой была собрана комиссия.

В апреле 2018 года президентом В.В. Путиным был подписан закон, усиливающий ответственность участников госзакупок за мошенничество или превышение должностных полномочий. предусматривает штраф в размере 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 5 лет.

Госзакупки являются открытыми тендерами, которые подразумевают исполнение некоторых правил при их осуществлении. Первое правило гласит, что все участники имеют абсолютно равные права, независимо от величины капитала и формы предприятия.

Есть также правило, регламентирующее полную открытость проведения тендера, отсутствие мошенничества и коррупции, ответственность перед законом.

Сделки малого объема, не подразумевающие больших сумм и объема продаж, могут осуществляться без проведения аукциона, напрямую от продавца к заказчику. Например, столица организовала портал поставщиков Москвы, на котором любой представитель малого и среднего бизнеса может предложить свои товары или услуги. Это сделано в целях экономии средств и времени.

К поставщикам существуют следующие требования:

  1. Следование законодательству о купле-продаже на территории РФ, то есть предприятие должно иметь возможность выполнить или изготовить обещанный заказ;
  2. Владение финансовыми средствами и другими капиталом для исполнения заказа. Другими словами, в госзаказах не могут участвовать компании банкроты;
  3. Отсутствие у компании долгов по государственным платежам за последний год;
  4. Отсутствие судимостей в сфере экономики у физических лиц, отсутствие административной ответственности за последние 2 года;
  5. Неимение конфликта интересов у участников тендера;
  6. Компания не может быть офшорной;
  7. Отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков. В него попадают компании, не выполнившие государственный заказ.

Каких-либо ограничений по форме деятельности потенциального поставщика не существует, поэтому на вопрос о том, может ли ИП участвовать в госзакупках, есть только положительный ответ. Действительно, участие ИП в госзакупках вполне допустимо и даже приветствуется.

Как работать с госзакупками в качестве поставщика, индивидуальные предприниматели также могут узнать из данной статьи, поскольку их участие в закупках практически не отличается от правил, установленных для юридических лиц.

Неконкурентные закупки

В некоторых случаях заказчики решают провести неконкурентные закупки без проведения тендера. То есть, учреждение выбирает одного исполнителя, обеспечивающего исполнение заказа.

Обычно это происходит в следующих случаях:

  1. Поставки небольших объемов;
  2. При провале проведения аукциона, т.е. если заказчик не нашел исполнителя;
  3. Необходимость в приобретении редкого продукта , конкуренции в производстве которого на рынке нет.

Во всех других случаях заказчик предпочитает проведение тендера, так как именно в случае открытой конкуренции есть возможность выбрать наиболее выгодного партнера.

Как найти подходящий контракт

Для того, чтобы определить, как стать участником госзакупок и что нужно чтобы участвовать в госзакупках, рекомендуется знать действующее законодательство, проконсультироваться с юристом, специализирующимся на оказании помощи в госзакупках по 44-ФЗ, дабы понимать, с чего начать госзакупки. Для получения доступа к участию в конкурентных госзакупках, в первую очередь вам необходимо получить электронную подпись и аккредитацию на ресурсе, где вы собираетесь вести торги. Для получения аккредитации вам необходимо доказать, что вы соответствуете всем требованиям поставщика, в частности, ваша компания не принадлежит к офшорным.

Вам понадобятся выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Заранее удостоверьтесь, что у вашей компании не существует задолженностей. Чтобы оформить электронную подпись, вам необходимо обратиться в удостоверяющий центр. Она выдается в срок до 30 дней и действует 1 год. Для работы на электронной площадке вам будет необходимо настроить компьютер, он должен иметь прямое подключение к интернету.

Найти нужный контракт, перед тем как стать поставщиком госзакупок, можно на официальном портале госзакупок или на другом ресурсе. Проверяйте заказчика, на которого вы хотите работать. Не стоит связываться с представителями с завышенными ценами или с теми, кто не готов вести честный аукцион: например, отдает заказы все время одному исполнителю. Найти заказчика можно по индивидуальному налоговому номеру (ИНН). Стоит также проводить анализ своих конкурентов, прикидывать свои шансы на выигрыш в тендере.

Существует несколько видов тендеров:

  1. Аукцион. Самый распространенный вид выбора контрагента. При проведении аукциона несколько компаний подает заявки в электронном виде, затем выбирается победитель, предложивший наиболее выгодные условия. На проведение аукциона дается до 20 дней ;
  2. Конкурс. Отличается от аукционов системой баллов, которые начисляются по некоторым критериям (характеристика товара, отзывы на услуги, сумма, сроки). Их заказчик указывает на портале. Заявка подается лишь один раз и не подлежит изменению. Таким способом обычно проводится покупка высокотехнологичных товаров и узкоспециализированных услуг;
  3. Запрос котировок. При подобном отборе поставщик может указывать предлагаемые им критерии лишь один раз, в отличие от аукциона, где можно неоднократно менять условия сделки. На подобного рода торги дается 4-5 дней. Данный вид тендеров применим, если начальная цена не превышает 500 тыс. руб .

Что нужно для участия в госзакупках после выбора тендера? После выбора подходящего для вас контракта, вы в установленное время подаете заявку на участие в аукционе, конкурсе или запросе котировок в бумажном виде или с помощью электронной подписи на портале. После этого вы обязаны заплатить залог деньгами или банковской гарантией. Это делается в целях доказательства ваших финансовых возможностей.

Процент залога варьируется от 0,5% до 5% , он четко установлен в двух случаях:

  • если цена аукциона не превышает 3 млн рублей, то процент всегда равен 1%;
  • для СМП и СОНКО процент не больше 2%.

В случае отклонения заявки или проигрыша в аукционе, залог полностью вернется к вам.

Заявки подаются в закрытых конвертах или на электронных ресурсах, обеспечивающих анонимность заявок. Ознакомиться с содержимым заявления заказчик может только после прекращения принятия заявок, в установленный срок вскрытия конвертов.

Закупщик может отменить проведение тендера за 5 дней до его окончания, если это аукцион или конкурс, за 2 дня, если это запрос котировок. В этом случае все заявки аннулируются. После этого срока тендер может быть отменен только в случае непреодолимых обстоятельств.

Процедура участия в торгах

В день проведения аукциона рассматриваются все заявления и специальная комиссия отбирает победителя. Так как процесс госзакупки – открытый тендер, все участники имеют право присутствовать во время вскрытия конвертов и получать информацию в режиме реального времени. В то же время заявки остаются анонимными.

Аукцион считается проваленным, если заявку подали менее двух человек. В этом случае назначается повторное проведение торгов.

Выигравшего определяют по наиболее подходящим критериям и наименьшей предложенной цене.
После проведения аукциона вы получите решения комиссии. Оно выносится в течение 20 дней после вскрытия конвертов. Продлить срок на 10 дней можно в случае закупок, относящихся к науке, культуре и искусству. В случае проигрыша, вы можете ознакомиться с протоколом на официальном портале. Там будет указан победитель, а также критерии, по которым был выбран именно он. Вы имеете право обжаловать решение через ФАС, если заметили любое отклонение от правил.

В случае победы на аукционе, вам необходимо перечислить на счет заказчика финансовое обеспечение выполнения контракта, составляющее 5-30% от начальной максимальной цены. Это условие не распространяется на представителей малого бизнеса и некоммерческие организации.

Победителю аукциона нужно заключить контракт с заказчиком с помощью электронной подписи или в письменном виде.

После этого можно приступать к выполнению заказа и получению оплаты. Финансовое обеспечение, если оно было предоставлено, должны вернуть вам на счет.

Дополнительно о том, как участвовать в госзакупках — смотрите в видео:

Это покупка государством товаров, работ или услуг.

Госзакупки такой же рынок товаров и услуг с одной оговоркой: покупателями являются государственные, региональные и муниципальные предприятия и организации. Им тоже нужны обычные скрепки и карандаши, медицинские препараты, офисная мебель или собственный сайт. Им нужно обслуживать и реставрировать здания, вывозить мусор и прокладывать интернет и телефонию.

Проще говоря, госзакупки есть в любой сфере и в любом регионе. Они интересны бизнесу, потому что государство - хороший партнёр. Поставщиком может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Деньги на госзакупки заложены в бюджете, поэтому вам гарантированно заплатят за поставленный товар или выполненную услугу.

Зачем участвовать в госзакупках?

Это хороший рынок сбыта.

Государственные организации - значительная часть нашей экономики. По данным ФАС, доля государства в ВВП России увеличилась в два раза за 10 лет. В 2005 году она составляла 35%, а в 2015-м - 70%.

Кроме того, это поднимает уровень доверия к вашей компании и хорошо влияет на репутацию. Поэтому не стоит упускать из внимания столь значительный пласт экономики.

Я ничего не понимаю в госзакупках. Как в них участвовать?

Госзакупки бывают разного объёма. Если стоимость закупок более 100 тысяч рублей, информацию о них выкладывают на сайте zakupki.gov.ru . Ищете подходящий конкурс, подаёте заявку и участвуете в электронном аукционе. Это не такой лёгкий процесс, но если хотите побороться за значительную часть рынка, то стоит в этом разобраться. Главное - наберитесь терпения.

Есть более простой способ участия в госзакупках, без конкурсов и аукционов. Он интересен малому и среднему бизнесу из-за упрощённой процедуры участия и небольших сумм контрактов. Выглядит это так: вы предлагаете свой товар или услугу государственному учреждению, а оно выбирает поставщика и заключает контракт.

Такой вариант закупок возможен в случае, если их стоимость не превышает 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят образовательные организации или учреждения культуры: зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, театры, филармонии, библиотеки и так далее). Такие закупки называются закупками малого объёма.

Как участвовать в закупках малого объёма?

Дело в том, что, согласно № 44-ФЗ, который регламентирует госзакупки, информацию о закупках малого объёма можно нигде не публиковать. Считается, что они несущественны и проводить аукционы из-за таких сумм нецелесообразно. Поэтому государственные заказчики обычно ищут товары без конкурса (зачастую выбирая не самое выгодное предложение и неэффективно расходуя бюджетные деньги), а предприниматели не могут предложить свои услуги.

Москва пошла по другому пути. Чтобы сэкономить бюджет и привлечь малый и средний бизнес к госзакупкам, руководство города создало единый портал поставщиков. Ни одно государственное или муниципальное учреждение Москвы не может заключить контракт по закупкам малого объёма, минуя сайт. Если проводить аналогию, то вы не сможете купить хлеб, не сходив за ним в магазин.

Портал поставщиков Москвы ориентирован как раз на закупки малого объёма до 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят учреждения культуры или образовательные организации). Кроме того, на портале проходят бесконкурсные закупки лекарств по решениям врачебных комиссий.

И что такое портал поставщиков Москвы?

Это интернет-площадка, на которой город размещает информацию о закупках малого объёма и открывает доступ малому бизнесу к рынку сбыта товаров и услуг с оборотом около 20 миллиардов рублей в год.

ИП и малый бизнес участвуют в госзакупках Москвы без аукционов и лишних заморочек. Любой может разместить на портале оферту, а городские заказчики (их более 2,5 тысячи) выбирают наилучшее предложение. По сути, это магазин, где вы размещаете свои товары или услуги, предлагая их государству.

Госзакупки на сайте проходят в электронном виде. Просматривайте заказы и предлагайте свои услуги государственным и муниципальным организациям и учреждениям не выходя из дома.

Фишка портала в том, что все данные по закупкам открыты и всё прозрачно. Вы можете посмотреть:

  • Планы закупок госорганов и учреждений на ближайший год (в разделе «Планы »).
  • Предложения и цены конкурентов (в разделе «Оферты »).
  • Историю сделок по каждому зарегистрированному поставщику или заказчику (в разделе «Закупки »).
  • Заключённые контракты (в разделе «Контракты »).

В сфере госзакупок малого объёма появились чёткие и понятные правила, которые может изучить любой предприниматель. Шанс получить госзаказ в такой системе гораздо выше: изучаете рынок и предлагаете лучший вариант из имеющихся. При этом вы не снижаете цену ниже рыночной, не работаете себе в убыток, а продаёте товар или услугу по справедливой цене.

Это же просто видимость честных закупок, разве нет?

Нет, закупки проходят честно, без знакомств и блата. 93% зарегистрированных на сайте предпринимателей получили госзаказы и стали поставщиками.

Честность достигается благодаря прозрачности, открытости, электронному документообороту и понятным процедурам. Как раз для этого на портале и открыты все данные по предыдущим контрактам. Всё можно проследить и, если что-то нечестно, обратиться в ФАС. Нарушения чреваты большими штрафами и уголовной ответственностью.

Это крутое решение для госзакупок, которое применяют в странах ЕС и других развитых странах. Например, в первую пятёрку стран-лидеров по индексу восприятия коррупции в 2016 году вошли Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция и Швейцария, которые придерживаются схожих принципов при госзакупках.

Если вы всё равно не верите в честность закупок на портале, цифры говорят сами за себя: за 2016 год Москва сэкономила на госзакупках около 37 миллиардов рублей, возглавив Национальный рейтинг прозрачности закупок.

Убедили. Как стать поставщиком?

Чтобы стать поставщиком, надо выполнить несколько шагов.