Какой самолет считается прадедушкой современных стратегических бомбардировщиков. Небесный ядерный щит: на что способна стратегическая авиация России. Российские «Аллигаторы» совершенствуются в Сирии

Стратегические бомбардировщики В-52 и Ту-160, разработанные в середине XX века, по-прежнему стоят на вооружении. Они неподвластны времени. Оба самолета неоднократно участвовали в боевых действиях.

В эпоху холодной войны США и Советский Союз в течение нескольких десятилетий устрашали друг для друга угрозой уничтожения противника с помощью ядерного оружия. Усилия миллионов человек и несметные средства тратились на разработку и размещение систем вооружения, оснащенных самыми современными технологиями, чтобы гарантировать полное уничтожение вражеского государства в случае, если холодная война перейдет в горячую стадию.

В процессе этой гонки вооружений обе стороны создали бомбардировщики, способные пересекать океаны и континенты, чтобы сбрасывать ядерные бомбы непосредственно на территорию врага. Впоследствии, когда это стало невозможным из-за усовершенствования систем ПВО, на этих самолетах стали размещать ракеты для запуска в максимальной близости от цели. Кажется невероятным, что некоторые из этих чудес инженерной мысли 1950-х — 1970-х годов продолжают летать и сегодня, через 26 лет после развала Советского Союза и окончания холодной войны, для участия в которой они были разработаны.

За штурвалами некоторых самолетов сидят внуки их первых пилотов, и эти аппараты не теряют своей эффективности. Их модернизируют, чтобы не снимать с вооружения, например, американские B-52 или российские Ту-95 (Bear — «Медведь» по классификации НАТО), или возобновляют их производство для выпуска новых моделей, в частности, российского Ту-160. Гиганты времен холодной войны останутся с нами на долгие годы, некоторые из них прослужат более ста лет, а это целая вечность для самолета.

Boeing B-52 Stratofortress

Контракт на разработку стратегического бомбардировщика B-52 был заключен в 1946 году, первый полет этого аппарата состоялся 15 апреля 1952 года, в 1955 году он был поставлен на вооружение ВВС США. По прошествии 62 лет этот модернизированный и модифицированный самолет продолжает летать и участвовать в боевых действиях. B-52 Stratofortress (летающая крепость) разрабатывался как межконтинентальный реактивный бомбардировщик-носитель неуправляемых ядерных бомб для нанесения ударов по городам и стратегически важным объектам инфраструктуры СССР.

© РИА Новости, Скрынников

Ядерные бомбы ни разу не сбрасывались с этих самолетов, которые использовались в оперативно-тактических целях во всех вооруженных конфликтах с участием США, начиная с 1965 года — войны во Вьетнаме. Зато с них сбрасывались тысячи тонн неуправляемых и управляемых бомб с обычным зарядом, и сейчас они продолжают бороздить небо, иногда пилотируемые внуками своих первых командиров. Между собой летчики называют этот бомбардировщик Бафф (Buff). Это акроним, образованный из слов Big Ugly Fat Fucker (большой, уродливый, толстый тип).

Длина самолета — 48,5 метра, размах крыльев — 56,4 метра, площадь крыла — 370 квадратных метров. Высота вертикального стабилизатора — 12,4 метра, масса пустого самолета — 83,25 тонны, максимальная взлетная масса — 220 тонн, что позволяет ему нести 31,5 тысячи килограмм вооружения и 181 тысячу литров топлива.

Контекст

The National Interest 30.03.2016

Война делает Су-35 еще более грозным

The National Interest 08.06.2017

Российские «Аллигаторы» совершенствуются в Сирии

Al Madena news 05.06.2017
Бомбардировщик имеет стреловидные крылья (угол стреловидности 35 градусов), с них свисают четыре спаренных отсека с турбореактивными двигателями TF-33 производства Pratt & Whitney. Аппарат может развивать максимальную скорость до 1046 км/ч (650 миль в час или 0,86 махов). Максимальная дальность полета без дозаправки в воздухе составляет 14 тысяч километров (перегоночная дальность — более 16 тысяч километров), но при дозаправке в воздухе максимальная дальность полета зависит от выносливости экипажа. Самолет может летать на высоте до 15,24 тысячи метров. Экипаж состоит из пяти человек (командира, второго пилота, штурмана, радиста-стрелка и инженера-электронщика), хотя иногда в нем размещались и артиллеристы для ведения огня из зенитных орудий, снятых с аппарата в его последних модификациях.

B-52, разработанный для транспортировки большой массы бомбовой нагрузки, оснащен большим внутренним грузовым отсеком и четырьмя подкрыльными системами подвески вооружения, благодаря чему аппарат может нести разнообразные виды неуправляемых и управляемых бомб (ядерных, кассетных и обычных), а также ракеты воздух-поверхность, предназначенные для удара как по наземным, так и по надводным целям, мины, системы радиоэлектронного подавления общей массой до 31,5 тонны. Всего было построено 744 аппарата в восьми модификациях (от A до H), последний самолет покинул заводской цех 26 октября 1962 года.

По мере разработки новых моделей бомбардировщика совершенствовалась его конструкция и устанавливаемое на борту электронное оборудование, изменялось строение хвостовой части, включая место расположения хвостовых пулеметов (которые впоследствии были сняты с аппарата). Также самолеты оснащались новыми целеуказателями, системами ведения радиоэлектронной борьбы, модифицированными моделями двигателей большей мощности и с меньшим потреблением топлива. В настоящее время ВВС США имеют на вооружении около 70-ти бомбардировщиков В-52 в полной боевой готовности, и еще 20 находятся в резерве. Все аппараты относятся к модификации H, прошли модернизацию с продлением срока службы.

Первыми боевыми задачами этих самолетов, разработанных изначально для участия в ядерной войне, стали так называемые ковровые бомбардировки с использованием неуправляемых бомб с обычным зарядом (во время войны во Вьетнаме) наподобие тех, что применялись во время Второй мировой войны. На протяжении американской военной кампании в Персидском заливе В-52 осуществляли бомбардировки с большой высоты, а также наносили удары по целям с малой высоты, включая ракетные удары.

Сегодня американские стратегические бомбардировщики используются в Сирии, Афганистане и Ираке в качестве самолетов поддержки на большой высоте с использованием управляемых боеприпасов. Благодаря своему боевому радиусу и высокой живучести, эти аппараты являются идеальными «летающими арсеналами» для сбрасывания управляемых бомб (с лазерным наведением или по GPS) по команде с земли. Оснащение самолетов модулем Litening c 2007 года позволило применять их для выполнения вышеупомянутых задач. Помимо этого, B-52 может использоваться для патрулирования морских акваторий и принимать на борт мины или ракеты Harpoon. Скорость и дальность полета бомбардировщика позволяет ему облетать обширные территории в ходе поисковых операций.

За долгие годы службы B-52, по меньшей мере, 11 аппаратов было потеряно в результате авиакатастроф, включая B-52G, который 17 января 1966 года столкнулся с самолетом-заправщиком KC-135 Stratotanker в небе над испанской деревушкой Паломарес (провинция Альмерия). На землю упали четыре термоядерных бомбы, находившихся на борту бомбардировщика, вызвав радиационное заражение местности. Еще 30 самолетов было потеряно во время войны во Вьетнаме: из них не менее десяти было сбито противником, и пять получили такие серьезные повреждения, что с трудом смогли долететь до аэродромов союзников. В свою очередь, стрелки двух самолетов B-52D сбили из хвостовых пулеметов два истребителя МиГ-21. В настоящее время B-52 продолжают выполнять боевые задачи в Сирии и Ираке, нанося удары по позициям террористических группировок, включая «Исламское государство» (организация запрещена в РФ — прим. пер.), и выполняют полеты для «демонстрации силы» в зонах повышенной международной напряженности: Прибалтике, Восточной Европе или Южно-Китайском море.

Последний выпущенный самолет B-52 находится в эксплуатации 55 лет и имеет десятки тысяч часов налета, но конструкция этих аппаратов в стиле 50-х годов и неоднократные модернизации и модификации позволяют эксплуатировать их еще долгие годы. Именно на это направлено новое предложение о замене двигателей американских бомбардировщиков — их самого слабого звена. ВВС США запросили около десяти миллионов долларов на проведение работ по изучению вариантов замены последней версии двигателей TF-33 Pratt & Whitney на самые современные силовые установки, что должно снизить расходы на эксплуатацию самолетов (стоимость летного часа, расход топлива) и увеличить дальность полета.

Мультимедиа

Истребители, бомбардировщики и ударные вертолеты российских ВВС

ИноСМИ 13.08.2010

«Булава» поразила цель

World of Weapon 28.06.2017
Стоимость усовершенствования парка бомбардировщиков B-52, включая перестройку грузового отсека для обеспечения возможности его загрузки управляемыми боеприпасами, составляет 227 миллионов долларов. В период с 2018 по 2020 годы предполагается потратить 1,34 миллиарда долларов на модернизацию радиолокационных установок и оснащение аппаратов новыми системами. ВВС США намерено продолжать эксплуатацию «Баффов» до 2040 года, когда этому самолету исполнится 100 лет. И он продолжит наносить бомбовые удары.

Ту-160 «Белый лебедь»

Советским аналогом американского B-52, по сути, был турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 со стреловидным крылом, разработанный для выполнений тех же боевых задач в ту же эпоху, который также продолжает эксплуатироваться в настоящее время. Но более интересным примером в том, что касается модернизации, является, без сомнения, последователь этого самолета — Ту-160 «Белый лебедь» (Blackjack — «Блэкджек» по классификации НАТО). Этот аппарат относится к следующему поколению бомбардировщиков, и он поистине достоин уважения.

Ту-160, разработка которого началась на конкурсной основе в 1972 году, должен был стать конкурентом американских моделей XB-70 Valkyrie или B-1A, которые так и не были поставлены на вооружение. В рамках реализации этой задачи ОКБ Туполева создал монстра: самый большой и самый тяжелый в мире боевой самолет с изменяемой геометрией крыла, способный развивать скорость, в два раза превышающую скорость звука, и самый быстрый в мире бомбардировщик, стоящий на вооружении в настоящее время. Все это стоило так дорого, что сегодня осталось лишь 16 таких аппаратов, которые могут эксплуатироваться. Но они обладают таким потенциалом, что российское Министерство обороны планирует возобновить производство этого самолета.

По внешнему виду Ту-160 напоминает американский самолет Rockwell B-1 Lancer в увеличенном виде. Российский бомбардировщик имеет большие размеры, чем его американский аналог (длина — 54,1 метра по сравнению с 44,5 метра; максимальный размах крыла — 55,7 метра по сравнению с 41,8 метра), он более тяжелый (максимальная взлетная масса — 275 тонн по сравнению с 216 тоннами), более быстрый (максимальная скорость — 2 маха по сравнению с 1,25 маха), может нести в грузовом отсеке больше вооружения (40 тонн по сравнению с 34 тоннами). Он разрабатывался как ракетоносец, грузовые отсеки оборудованы двумя барабанными пусковыми установками, каждая из которых может нести по шесть крылатых ракет Х-55 (с обычным и ядерным зарядом и радиусом действия до 2,5 тысячи километров) или по 12 аэробаллистических гиперзвуковых ракет Х-15 (ядерных или противокорабельных) малой дальности (до 300 километров).

Максимальная дальность полета Ту-160 без дозаправки в воздухе — 12,3 тысячи километров, боевой радиус — около 7 тысяч километров, он оборудован штангой топливоприёмника воздушной дозаправки, которая используется в редких случаях. Максимальная высота полета — 15 тысяч метров. Хотя самолет строился без применения технологии Stealth, ряд конструктивных особенностей снижают его радиолокационную заметность, например, по сравнению с B-52.

В апреле 1987 года 184-й гвардейский Полтавско-берлинский краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк в Прилуках (на территории Украинской ССР) был оснащен бомбардировщиками Ту-160, но после выпуска 36 аппаратов произошел развал Советского Союза, что повлияло на дальнейшую судьбу Ту-160.

После того, как в 1991 году СССР прекратил свое существование, Украина национализировала все Вооруженные силы, находящиеся на ее территории. На аэродроме в Прилуках находилось 19 «Белых лебедей», которые присвоила себе Украина, хотя большинство пилотов и авиатехников предпочли уехать в Россию.

В 90-е годы эти самолеты постепенно выходили из строя из-за отсутствия необходимого ремонтно-восстановительного обслуживания. Россия и Украина вели переговоры о возможной продаже этих самолетов. Украине они были не нужны, но запрошенная цена (около 3 миллиардов долларов) была слишком высока для Москвы. После долгих пререканий и утилизации одного аппарата по договору о ядерном разоружении Украины стороны пришли к соглашению: с учетом списания части долга по закупкам газа, Россия должна была заплатить Украине 285 миллионов долларов за восемь Ту-160, находящихся в лучшем состоянии, три Ту-95МС и 575 ракет Х-55М. После необходимой подготовки, в период с ноября 1999 года до февраля 2001 года, Ту-160 были перебазированы на российскую авиабазу вблизи города Энгельс Саратовской области.

Статьи по теме

Ту-160 против В-1. Кто победит?

The National Interest 30.03.2016

Как Россия намерена противостоять США

The National Interest 13.05.2017

Глава СТРАТКОМ о перевооружении ядерных сил США

ИноСМИ 26.06.2017

В небе над Балтикой - редкий гость

Ilta-Sanomat 17.06.2017
В составе 121-го гвардейского Севастопольского тяжелого бомбардировочного авиационного полка, базирующегося на аэродроме под Энгельсом, уже было шесть аппаратов Ту-160, к ним добавилось еще восемь бомбардировщиков, переданных Украиной, и несколько самолетов, которые достраивались российским Министерством обороны уже после развала СССР. После ряда авиакатастроф и ввода в строй новых ракетоносцев сейчас на вооружении ВВС РФ находится 16 Ту-160 (в модификации Ту-160M), хотя считается, что только 11 из них находятся в состоянии полной боевой готовности. Эти аппараты осуществляли демонстрационные полеты в Южной Америке (в 2008 году в Венесуле и в 2013 году в Колумбии). В ноябре 2015 года бомбардировщики Ту-160 впервые приняли участие в боевых действиях, нанося удары крылатыми ракетами по целям в Сирии.

С учетом мощности и потенциала этих аппаратов, нет ничего удивительного в том, что российское Министерство обороны захотело увеличить парк Ту-160. Появилась идея возобновить производство этих самолетов (один аппарат в два-три года) и довести их количество до 30 к 2030-2040 годам. Ракетоносцы будут выпускаться в модификации Ту-160М2 и, по официальным данным, будут оснащены новыми комплектующими на 60%, включая новые силовые установки, которые должны увеличить дальность полета Ту-160 приблизительно на тысячу километров и высоту полета до 18 тысяч метров.

В бортовую систему самолета планируется встроить новейшие высокоточные приборы, которые позволят стрелкам использовать «интеллектуальные» боеприпасы, а также радиолокационные системы и средства связи последнего поколения. Еще одним важным изменением будет замена всего оборудования украинского производства, так как сейчас, когда отношения между Россией и Украиной накалились, его ввоз является невозможным. Возобновление производства Ту-160 затормозит реализацию программы разработки перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), но продлит срок службы аппарата, который в этом случае может оставаться в строю более 50 лет. И тогда никто не сможет сказать, что «старики» ни на что не годятся.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

25 января президент РФ Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (филиал ПАО "Туполев", входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК), где понаблюдал за демонстрационным полетом модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160. Этот новый ракетоносец с заводским номером 0804 получил имя первого главнокомандующего ВВС России Петра Дейнекина.

Испытательные полеты самолета начались еще на прошлой неделе. Церемония выкатки первого опытного образца состоялась 16 ноября 2017 года. Ожидается, что до конца текущего года ракетоносец будет передан Воздушно-космическим силам (ВКС) РФ. Объем контракта на поставку Минобороны РФ десяти модернизированных ракетоносцев Ту-160М составит 160 млрд рублей. По словам президента, это позволит полностью загрузить предприятие до 2027 года. Глава государства назвал проведенную работу по созданию самолета "большим успехом коллектива завода".

История "лебедя"

Сверхзвуковой Ту-160М2 (по кодификации НАТО - Blackjack) является усовершенствованной версией разработанного еще в СССР Ту-160. Среди летчиков получил прозвище "Белый лебедь". Наряду с Ту-95МС составляет основу современного авиапарка Дальней авиации ВКС России. Ту-160 - самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет, самый тяжелый боевой самолет в мире, способный нести на борту крылатые ракеты с ядерными боеголовками.

Он был создан в ответ на появление в США межконтинентального бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer. Необходимость создания нового самолета объяснялась также тем, что на вооружении стратегической авиации в конце 1960-х годов находились лишь устаревшие дозвуковые бомбардировщики - Ту-95 и М-4.

По сравнению с американским соперником Ту-160 получил электродистанционную систему управления, руль направления в виде цельноповоротной верхней части киля, поворотный "гребень", улучшающий обтекание в зоне сочленения подвижной и неподвижной частей крыла. Центральная балка этого самолета длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, являющаяся основным силовым элементом конструкции, выполнена из титана по уникальной технологии. Максимальная дальность полета - почти 14 тыс. км. Кстати, в 1985 году в ходе испытаний на Ту-160 была впервые превышена скорость звука.

С 1981 по 1992 год было построено 36 таких самолетов, хотя первоначально планировалось сделать 100. Первые 19 экземпляров бомбардировщика с 1987 года передавались в бомбардировочный авиаполк в городе Прилуки Украинской ССР. Поэтому после распада СССР у РФ не оказалось ни одного новейшего стратегического бомбардировщика. В 1992–1994 годах было построено шесть самолетов, переданных бомбардировочному авиаполку в Энгельсе. В 1999–2000 годах Россия получила от Украины 11 стратегических бомбардировщиков (восемь Ту-160 и три Ту-95МС), а также около 600 ракет воздушного базирования в счет украинских долгов за российский газ. Оставшиеся в Прилуках десять самолетов были утилизированы по настоянию США, еще один передан в музей в Полтаве. Сегодня в боевом составе ВКС РФ находится 16 единиц.

Стоимость "Белого лебедя"

Экспертные оценки стоимости колеблются в диапазоне $250-600 млн (в 1993 году СМИ называли 6 млрд рублей, что соответствовало примерно $600 млн). Один час полета ракетоносца (без боевого применения) обходится, по официальным данным на 2008 год, в 580 тыс. рублей (около $23,3 тыс.). Для сравнения: стоимость американского бомбардировщика B-1B, близкого к Ту-160 по летно-техническим характеристикам, составляет $317 млн, час полета обходится в $57,8 тыс.

Продолжение

Решение возобновить производство бомбардировщиков в модернизированном варианте было принято в 2015 году. В Минобороны РФ сообщали, что их серийный выпуск должен начаться в 2023 году. В июне 2017 года Виктор Бондарев, занимавший тогда пост главкома ВКС, заявлял, что Ту-160М2 может впервые подняться в воздух уже в конце 2018 года. В ПАО "Туполев" были развернуты работы по созданию глубокомодернизированных самолетов.

Обновление "лебедя"

Несмотря на внешнюю схожесть с предыдущей версией, Ту-160М2 отличают новейшие системы обеспечения боевого применения, а также последние версии двухконтурного турбореактивного форсированного двигателя НК-32 (производится на самарском ПАО "Кузнецов").

По сообщению источника ТАСС в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), новый самолет не является опытным образцом модернизированного варианта бомбардировщика.

На самолете проведена только малая модернизация, планер и двигатели остались прежними. Полностью оцифрованная документация по новому ракетоносцу будет выпущена не ранее середины текущего года, а без нее работы по строительству Ту-160М невозможны

источник в ОПК

Благодаря модернизации эффективность увеличится на 60%. По словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, Ту-160М2 будет представлять собой практически новый самолет, в два с половиной раза превосходящий по эффективности предшественника. Внешний вид обновленного "Белого лебедя" такой же узнаваемый, как и у его "старшего брата", созданного в советское время.

В планах Минобороны стоит восстановление производства стратегического бомбардировщика Ту-160. Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, - это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2 и будет практически новым самолетом

Юрий Борисов

замминистра обороны РФ

По словам командующего Дальней авиацией ВКС РФ генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша, внедрение новых цифровых технологий позволит "существенно повысить боевые возможности ударного комплекса с применением высокоточного оружия большой дальности".

Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полета, что в совокупности с заявленной энерговооруженностью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов

Сергей Кобылаш

командующий Дальней авиацией ВКС РФ, генерал-лейтенант

За счет модернизации ряда узлов двигателя НК-32 серии 02 самолет стал экономичнее. "Он обладает более широкими ресурсными возможностями. Благодаря данному двигателю бомбардировщик Ту-160М2, производство которого планируется развернуть в России, получит расширенные возможности, в том числе будет увеличена дальность полета", - отметили в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). В ОДК заявляли, что стенд для испытаний новых двигателей прошел реконструкцию и аттестован для работы с силовыми установками НК-32.

Этот двигатель прошел модернизацию: основные блоки, узлы стали более экономичными, двигатель в целом имеет лучшие ресурсные возможности, а за счет работ, которые позволили улучшить его экономические показатели, дальность полета самолета будет минимум на тысячу километров больше по сравнению с существующим

Виктор Бондарев

экс-главком ВКС России, генерал-полковник

Как поясняют в пресс-службе Казанского авиационного завода, образец был построен на основе имеющегося на предприятии технологического задела. "Он достраивался в том числе для решения задач воспроизводства Ту-160 в новом облике: восстановления технологии окончательной сборки, проверки отдельных новых технологических решений, отработки новых авиадвигателей с улучшенными характеристиками", - отмечает пресс-служба завода.

Возможности "лебедя"

Не остались в стороне и поставщики комплектующих для нового самолета. В ходе модернизации Ту-160 концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) создает новые вычислительные и бортовые системы, средства контроля, бесплатформенную инерциальную навигационную систему, комплекс радиоэлектронной борьбы, топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением. Борт нового Ту-160М2 будет выполнен с элементами интегрированной модульной авионики, которая потом будет использована и для ПАК ДА. Разработку бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для Ту-160М2 обещали завершить к 2020 году.

Бомбардировщики России - это одна из основных ударных сил России, гарант её силы и мощи.

Бомбардировщики можно разделить на стратегические и фронтовые.

Стратегические бомбардировщики

Стратегический бомбардировщик - это боевой самолёт, предназначенный для уничтожения объектов стратегической важности в глубине тыла врага. Стратегический бомбардировщик практически всегда является носителем ядерного оружия, ракет или бомб.

Самый мощный стратегический бомбардировщик России - .

Ту-160 «Белый лебедь».

История создания бомбардировщика Ту-160 уходит корнями в 80-ые годы прошлого века. Это было время разгара холодной войны между СССР и США. В армию США начали поступать стратегические бомбардировщаки B-1. Советский Союз не мог оставить без ответа такой шаг вероятного противника, и начал разработку аналога. В результате этих работ и появился самолёт Ту-160.

Стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь».

Советские конструкторы уже имели опыт создания похожих самолётов, например уже был создан пассажирский самолёт Ту-144 и дальний бомбардировщик Ту-22М3 .

Первый полёт серийный Ту-160 совершил в 1984 году.

Ту-160 «Белый лебедь».

Ту-160 имеет крыло изменяемой стреловидности.

Смотрите другие фото .

Ту-95 можно назвать ветераном стратегической авиации России. Смотрите фото :


Ту-95 получил прозвище "Медведь", он является одним из самых заметных символов холодной войны межды СССР и США.

Пара Ту-95 в полёте.

Первый полёт Ту-95 совершил в далёком 1955 году, но спустя столько лет, пройдя множество модернизаций, Ту-95 всё ещё стоит на вооружении армии России.

Смотрите другие фото .

Ту-22М3 - дальний бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.

Смотрите еще .


Фото Ту-22М3.

Ту-22М3 был создан в СССР. Работы по его сознанию начались в середине 60-ых годов 20 века, но в то время руководство СССР делало ставку на ракеты, что затрудняло и замедляло работы по проекту.

Фронтовые бомбардировщики

Фронтовой бомбардировщик - бомбардировщик, предназначенный для уничтожения объектов и техники противника на тактическом растоянии. Ещё этот тип бомбардировщиков называют тактическими. Внешне фронтовые бомбардировщики похожи на истребители, хотя не предназначены для ведения воздушного боя.

Су-24

Су-24 - фронтовой бомбардировщик КБ Сухого, стоящий на вооружении ВКС России и армий ряда других государств.

Только две страны в мире: США и Россия, имеют в составе Вооружённых Сил такой элитный род Военно-Воздушных Сил, как Стратегическая или Дальняя авиация. Вместе с подводными ракетоносцами и межконтинентальными баллистическими ракетами, самолеты Дальней авиации входят в состав ядерной триады и отвечают за безопасность государства в воздухе.
Стратегический бомбардировщик - военный самолёт, предназначенный для бомбардировки стратегически значимых объектов в тылу противника, с целью подрыва его военной и промышленной мощи. В отличие от фронтовых бомбардировщиков, предназначенных для поражения техники и личного состава непосредственно на поле боя, стратегические бомбардировщики призваны уничтожать заводы, электростанции, дороги, мосты, плотины, важные объекты сельского хозяйства, военные объекты и целые города. В настоящий момент лишь Россия и США обладают такими типами самолётов.
Следует отметить, что бомбардировщик принято называть стратегическим , только когда он обладает межконтинентальной дальностью действия и способен применять ядерное оружие. Например, самолёты типа Ту-22М, Ту-16 и B-47 способны применять ядерное оружие, но не обладают межконтинентальной дальностью полёта, и поэтому рассматриваются как дальние бомбардировщики.

Однако из-за неопределённости критериев с одной стороны, и политической конъюнктуры с другой, некоторые страны могут называть свои дальние, тактические и оперативные бомбардировщики стратегическими (Xian H-6A - ВВС Китая, Vickers 667 Valiant - ВВС Великобритании, Mirage 2000N - ВВС Франции, FB-111 - ВВС США).

История вопроса

Стратегическая авиация, в полном смысле этого термина, начала активно развиваться в первые годы холодной войны. Тем не менее к стратегическим бомбардировщикам часто относят B-29 ВВС США времён Второй мировой войны.
Во время Второй мировой войны стали появляться и проекты действительно межконтинентальных бомбардировщиков. В Германии и Японии существовали планы использования таких бомбардировщиков для налётов на США с территории Европы и Азии соответственно. В США, в свою очередь, разрабатывался проект межконтинентального бомбардировщика для налётов на Германию в случае падения Англии - в итоге дальнейшего развития этого проекта во второй половине 1940-х годов началось массовое производство первого «настоящего» стратегического бомбардировщика В-36. Однако B-36, будучи поршневым самолётом, вскоре стал достаточно уязвимым для быстро совершенствовавшихся реактивных истребителей, несмотря на свою очень большую (для тех лет) высоту полёта. Тем не менее, в течение ряда лет B-36 составляли основу стратегических ядерных сил США.

Далее развитие этого вида вооружений пошло быстрыми темпами. Через какое-то время стратегические бомбардировщики, оснащенные, как правило, ядерным оружием, постоянно несли боевое дежурство, обеспечивая условия взаимно-гарантированного уничтожения в случае вооружённого конфликта. Главным требованием к стратегическому бомбардировщику, к выполнению которого стремились авиаконструкторы, являлась способность самолета доставить ядерное оружие до территории потенциального противника и вернуться обратно. Основными такими самолетами в период холодной войны стали американский B-52 и советский Ту-95.

С развитием новых технологий стратегические бомбардировщики получили сверхзвуковую скорость и способность летать на предельно малых высотах (B-1, Ту-160), а в некоторых случаях и пониженную радиолокационную заметность (B-2). Данный комплекс характеристик увеличивает вероятность успешного проникновения в чужое охраняемое воздушное пространство.

Тем не менее, высокая стоимость создания и содержания самолётов данного типа, а также их невысокая эффективность в конфликтах малой интенсивности, не даёт возможности быстро заменить авиапарк, и некоторые типы самолётов остаются на вооружении в течение нескольких десятилетий (B-52 и Ту-95). Однако моральное и техническое старение машин данного типа вызывает необходимость их замены. Так в США была запущена программа по разработке нового бомбардировщика для замены B-52 (после 2030 года, когда предварительно, самолеты данного типа должны будут сняты с боевого дежурства). В России же планируется Ту-95 заменить на модернизированные Ту-160 после 2015.

Как правило, стратегические бомбардировщики разрабатывались непосредственно для доставки ядерного оружия. Но они иногда использовались в локальных войнах. В частности, Ту-16, Ту-22 и Ту-22М ограниченно применялись в Афганской войне, B-52 - во Вьетнаме и Ираке, B-2 - в Югославии и в Ираке.

Стратегический бомбардировщик представляет собой боевой самолет, который может нести авиационное, в том числе ядерное, вооружение (баллистические и крылатые ракеты, авиабомбы). Его предназначение заключается в нанесении ракетных и бомбовых ударов по объектам стратегической значимости, расположенных на вражеской территории, обычно вне зоны основных военных действий, с целью подрыва промышленного и военного положения противника.

По сравнению с тактическими бомбардировщиками, которые предназначены для поражения целей непосредственно во фронтовой зоне (личного состава, тактических баз, стационарной и мобильной техники), стратегические бомбардировщики обладают:

    большой дальностью полета, увеличенным по массе боевым вооружением, которое производит наиболее разрушительные поражающие воздействия;

    более комфортабельными условиями для размещения членов экипажа, что вызвано требованием к сохранению их работоспособности в режиме боевого дежурства (при выполнении длительного полета).

Наличие у государств стратегических бомбардировщиков, которые несут ракето-ядерные средства поражения, особенно страшно для их потенциальных противников и сдерживает агрессию со стороны «разжигателей войны».

Еще одно отличие стратегических бомбардировщиков от тактических заключается в том, что первые являются более дорогостоящими и универсальными, способны уничтожать электростанции, заводы, плотины, мосты, магистральные дороги, важные объекты и даже целые населенные пункты как на поле боя, так и за его пределами. На сегодняшний день стратегическими бомбардировщиками располагают только 2 государства – США и Россия.

Ограничение термина

Стратегическим бомбардировщиком называется тип самолета, который обладает межконтинентальной дальностью полета (более 5000 км) и может использовать ядерное оружие. Самолеты типа B-47, Ту-16 и Ту-22М, например, хоть и могут вооружаться ядерными ракетами и бомбами, не способны преодолеть межконтинентальную дальность полета, поэтому их относят к категории дальних бомбардировщиков. Использование термина «дальние бомбардировщики» не совсем корректно, потому что такие самолеты, кроме того, что не имеют межконтинентальной дальности полета, по остальным техническим характеристикам полностью соответствуют требованиям стратегических бомбардировщиков. То есть дальние и межконтинентальные бомбардировщики правильно указывать как два подкласса стратегических бомбардировщиков.

Неопределенность критериев с одной стороны и политическая конъюнктура с другой привели к тому, что отдельные государства называют стратегическими не только тактические, но и оперативно-тактические бомбардировщики – FB-111 (США), Mirage 2000N (Франция), Vickers 667 Valiant (Великобритания), Xian H-6A (Китай).

В частности, это вызвано использованием (в том числе планируемым) в техническом аспекте оперативно-тактических и тактических бомбардировщиков в качестве стратегических. В некоторых случаях оно будет целесообразно, если находящиеся на территории противника стратегические объекты находятся в зоне досягаемости оперативно-тактической и тактической ударной авиации.

История

Стратегическая авиация (в т. ч. стратегическая бомбардировочная) начала полноценно развиваться с приходом холодной войны. Однако к категории стратегических бомбардировщиков можно также смело отнести тяжелые бомбардировщики периода Второй мировой войны:

    бомбардировщики «Ланкастер» на вооружении Королевских ВВС Великой Британии.

    B-29, B-24 и B-17 ВВС США.

    Советские Пе-8 и Ил-4.

Эти самолеты в военное время использовались в качестве стратегических бомбардировщиков. По характеру боевого применения советский Ту-4 также относился к классу стратегических бомбардировщиков.

Во времена Второй мировой войны началось проектирование межконтинентальных бомбардировщиков. Японская и германская армии использовали такие бомбардировщики (Nakajima G10N и Amerika Bomber) для совершения налетов на территорию США. Американцы, в свою очередь, занимались проектированием межконтинентального бомбардировщика, способного осуществлять налеты на Германию в случае капитуляции Англии. Итогом дальнейшего развития событий стало появление в рядах ВВС США в начале 1940-х гг. первого полноценного стратегического бомбардировщика B-36. Этот поршневой самолет не смог составить должное сопротивление реактивным истребителям, несмотря на большую для того периода высоту полета. Однако продолжительное время бомбардировщики B-36 были основой ядерных стратегических сил США.

Далее начинается стремительное развитие этой военной техники. Спустя некоторое время стратегические бомбардировщики, укомплектованные ядерным и обычным оружием, постоянно проводили боевое дежурство, обеспечивая гарантированное уничтожение позиций противника в случае войны. В послевоенное время главное требование, которое ставилось перед конструкторами стратегических бомбардировщиков, – это возможность доставления ядерных бомб или ракет до вражеской территории и благополучное возвращение на свою базу. Основными самолетами этого класса во времена холодной войны стали Boeing B-52 Stratofortress (США) и Ту-95 (СССР).

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики

В первой половине 1950-х еще не было зенитных комплексов, способных поражать высотные высокоскоростные цели.

Единственными вариантами, которые можно было использовать против таких целей, были истребители-перехватчики (напр. Convair F-102 Delta Dagger). Поэтому решить проблему неуязвимости стратегического бомбардировщика можно было за счет создания самолета этого класса с увеличенными параметрами максимальной скорости и практического потолка.

По этой доктрине в США разработали бомбардировщики A-5 и B-58. Особенностью этих самолетов является в первую очередь то, что они не могли использовать никакое иное вооружение кроме ядерных авиабомб.

Примерным аналогом со стороны СССР можно считать М-50 и Ту-22.

Самым совершенным аппаратом, созданным по этой доктрине, стал американский бомбардировщик «Валькирия» и советский Т-4.

После появления в составе ПВО зенитно-ракетных комплексов, способных поражать любые высотные цели, производство самолетов B-58 свернули, а первый стратегический бомбардировщик палубного размещения A-5 переделали в разведывательную версию.

На данном этапе гонки вооружений к стратегическому бомбардировщику предъявлялись по-прежнему серьезные требования в скорости, но не для прорыва средств ПВО противника, а лишь сокращения времени подлета к месту нанесения авиаудара. Для прохождения ПВО врага планировалось использовать полет на очень малой высоте.

По такому принципу были созданы такие самолеты, как Ту-22М (СССР), FB-111 (США) и TSR.2 (Великобритания). Последний бомбардировщик не попал в серийное изготовление из-за переориентации государства на применение ПЛАРБ, несущих ракеты «Поларис». Такие самолеты в англоязычных текстах получили название «интердиктор».

В эпоху развития новых технологий самолеты стратегической авиации получали способность летать на разных высотах (в том числе предельно малых – Ту-160, B-1), а некоторые из них обладали пониженной радиолокационной заметностью (B-2). Все эти характеристики в комплексе способствовали успешному проникновению в чужое воздушное пространство.

Однако высокая стоимость постройки и содержания этого типа самолетов и их сомнительная эффективность в возможных локальных военных конфликтах (например, в российских ВВС имеются для этих целей Ту-22М и Су-34) не дают возможности произвести замену военного авиапарка государств, некоторые типы самолетов не снимаются с военного учета (яркие примеры: Ту-95 и B-52). Вместе с этим техническое и моральное старение аппаратов представленного типа порождает необходимость проведения их замены. С этой целью в США учреждена программа разработки нового бомбардировщика, который сменит B-52 (самолеты этого типа планируется полностью снять с боевого дежурства до 2030 года). На замену Ту-95 в России поступят ПАК ДА и модернизированные Ту-160 (первые поставки Ту-160 в ряды российских ВВС датируются 2015 г.).

Основные требования, которые ставились перед конструкторами-создателями самолетов стратегической бомбардировочной авиации, – это возможность выполнять доставку ядерного оружия. Однако известны случаи их использования в локальных военных конфликтах. В частности, Ту-22М, Ту-22 и Ту-16 были задействованы в Афганской войне, B-52 – в Ираке и Вьетнаме, B-2 – в Ираке (2003) и Югославии.

Основные модели стратегических бомбардировщиков

Холодная война:

    Handley Page Victor.

    Vickers Valiant.

  • B-52 Stratofortress.

Нереализованные и опытные проекты:

Современные:

    B-52H Stratofortress.

Будущие:

    Next-Generation Bomber (NGB).

    модернизированные Ту-160.

Классификация самолетов:


А
Б
В
Г
Д
И
К
Л