Макеев виктор петрович. Энциклопедия челябинской области Биография полковника милиции макеева сергея петровича

Надгробный памятник (вид 1)
Надгробный памятник (вид 2)
Надгробный памятник (вид 3)
Бюст в Миассе
Мемориальная доска в Северодвинске
Мемориальная доска в Москве
Мемориальная доска в Миассе
Бюст в посёлке Сопка


Макеев Виктор Петрович – главный конструктор СКБ-385 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике; главный конструктор Конструкторского бюро машиностроения Министерства общего машиностроения СССР (город Миасс Челябинской области).

Родился 25 октября 1924 года в селе Протопопово (ныне – посёлок имени Кирова Коломенского района Московской области) в семье рабочего Коломенского машиностроительного завода. Работал с 1939 года на авиационном заводе № 22 в Москве (с 1941 года – в эвакуации в Казани) чертёжником и конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолётов Пе-2.

Учился на вечернем отделении Казанского авиационного института (1942), затем был переведён на дневное отделение Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (1944), который окончил в 1948 году. В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при Московском высшем техническом училище имени Н.Э.Баумана. С 1947 года (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах - на аппаратной работе, инструктор отдела рабочей молодёжи ЦК ВЛКСМ. С 1952 года - вновь ведущий конструктор в ОКБ-1.

В 1955 году по предложению С.П.Королёва назначен главным конструктором СКБ-385 (впоследствии - КБ машиностроения). С 1963 года - начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 года - начальник КБ машиностроения и генеральный конструктор. Под его руководством КБ машиностроения стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.

Указом Президиума Верховного Совета СССР ("закрытым") от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета человека в космическое пространство Макееву Виктору Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Результат деятельности В.П.Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий – три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами: Р-21 – первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 – первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 – первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р – первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 – первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ – БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 году КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Скад.

Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В.П.Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1974 года за создание комплекса с ракетой РСМ-40 награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

Автор 32 основополагающих изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографий. В.П.Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 год – профессор, заведующий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институте, с 1981 года – заведующий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физико-технического института. Инициатор сотрудничества с АН СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В.П.Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 годы.

Под руководством и при непосредственном участии В.П.Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса. При содействии В.П.Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Депутат Верховного Совета СССР (с 1966), член ЦК КПСС (с 1976), кандидат в члены ЦК КПСС (1971-1976).

Жил и работал в Москве. Скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 5 орденами Ленина (20.04.1956, 17.06.1961, 28.04.1963, 24.10.1974, 24.10.1984), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (6.06.1945).

Лауреат Ленинской премии (1959), трёх Государственных премий СССР (1968, 1978, 1983). Награждён золотой медалью АН СССР имени С.П.Королёва АН СССР (1974).

Почётный гражданин города Миасс (1997, посмертно).

В 1991 году КБ машиностроения присвоено имя В.П.Макеева (ныне – АО «Государственный ракетный центр имени академика В.П.Макеева»). Его именем названы проспект в Миассе, улица в Коломне, судно Северного флота. Памятники установлены в Миассе, Коломне, Челябинске, Северодвинске. Мемориальные доски установлены на доме, где он жил в Миассе и в Северодвинске, на зданиях, где работал в Златоусте и в Миассе. Стипендии его имени учреждены во многих высших учебных заведениях страны.

В городе – осень, ах в городе – осень,
Над Лепешковою вновь то ли дождь, то ли снег.
И снова глядят побелевшие сосны,
Как Млечным Путём застывает проспект.
Снова октябрь над Миасской долиною вьётся,
Снежною стаей кружит над Лысой горой,
Белыми-белыми-белыми крыльями бьётся,
Будто зовёт за собою в полёт неземной.



Песню о крыльях, о крыльях опять запоют.
Ну что ж тут поделать – полёт этот был неизбежен,
Встречи-разлуки судьбою нам всем суждены.
Но на земле остаются Любовь и Надежда,
Работа и Память, и Песни, что создали мы.
Пусть в чертежах и стендах музейных
Замерли… замерли старты звёздных ракет,
В разлуку не веря, подросшие ели
Вышли, встречая тебя, на проспект,
А где-то, а где-то холодные белые волны,
Как пальцы по струнам походной гитары, бегут.
А где-то, а где-то ребята в усталых подлодках
О главном конструкторе песню тихонько поют.

25 октября 1924 - 25 октября 1985

создатель отечественной школы морского ракетостроения

Доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корреспондент АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983). Окончил МАИ (1948), Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана (1950).

Биография

Родился 25 октября 1924 года в селе Протопопове (ныне посёлок имени Кирова города Коломны).

С 1939 работал на авиационном заводе в Москве , с 1941 - в эвакуации в Казани - чертёжником, конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряжённого серийного производства самолётов «Пе-2». Учился на вечернем отделении КАИ (1942), затем был переведён на дневное отделение МАИ (1944). В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана. С 1947 (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором (до 1955). Участник создания (ведущий конструктор) оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах работал инструктором ЦК ВЛКСМ.

В 1955 по предложению Сергея Королёва назначен главным конструктором СКБ-385. С 1963 - начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 - нач. предприятия, генеральный конструктор. Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.

Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий - три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 - первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 - первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 - первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Scud.

Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В. П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.

В. П. Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 - профессор, зав. кафедрой ЛА в ЧПИ, к 1981-1985 - зав. кафедрой проблем энергомашиностроения МФТИ. Инициатор сотрудничества с АН СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В. П. Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг.

Под руководством и при непосредственном участии В. П. Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса . При содействии В. П. Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды и звания

  • дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974)
  • лауреат Ленинской премии (1959)
  • трижды лауреат Государственной премии СССР (1968, 1978, 1983)
  • золотая медаль имени С. П. Королёва АН СССР (1973)
  • 5 орденов Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984)
  • орден Октябрьской Революции (1971)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

Память

В 1991 имя акад. В. П. Макеева присвоено Государственному ракетному центру. Его именем названы проспект в Миассе , улицы в Коломне и Челябинске , судно Северного флота. Установлены бюсты в Миассе, Коломне, Челябинске, северном морском полигоне ВМФ.

Учреждены стипендии его имени в ЮУрГУ, МАИ, МФТИ, ВМА им. Кузнецова. Федерация космонавтики России учредила медаль им. академика В. П. Макеева.

Кабинет В. П. Макеева в Государственном ракетном центре превращён в музей.

Макеев Виктор Петрович – выдающийся советский учёный и конструктор, создатель отечественной школы морского ракетостроения.
Родился 25 октября 1924 года в селе Протопопово (ныне – посёлок имени Кирова Коломенского района Московской области) в семье рабочего Коломенского машиностроительного завода. Работал с 1939 года на авиационном заводе № 22 в Москве (с 1941 года – в эвакуации в Казани) чертёжником и конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолётов Пе-2.
Учился на вечернем отделении Казанского авиационного института (1942), затем был переведён на дневное отделение Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (1944), который окончил в 1948 году. В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при Московском высшем техническом училище имени Н.Э.Баумана. С 1947 года (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах - на аппаратной работе, инструктор отдела рабочей молодёжи ЦК ВЛКСМ. С 1952 года - вновь ведущий конструктор в ОКБ-1.
В 1955 году по предложению С.П.Королёва назначен главным конструктором СКБ-385 (впоследствии - КБ машиностроения). С 1963 года - начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 года - начальник КБ машиностроения и генеральный конструктор. Под его руководством КБ машиностроения стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за создание ракеты Р-13 Макееву Виктору Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Результат деятельности В.П.Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий – три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами: Р-21 – первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 – первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 – первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р – первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 – первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ – БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 году КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Скад.
Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В.П.Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1974 года за создание комплекса с ракетой РСМ-40 Макеев Виктор Петрович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
Автор 32 основополагающих изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографий. В.П.Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 год – профессор, заведующий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институте, в 1981-1985 годах – заведующий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физико-технического института. Инициатор сотрудничества с АН СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В.П.Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 годы.
Под руководством и при непосредственном участии В.П.Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса. При содействии В.П.Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.
Депутат Верховного Совета СССР (1966-1985), член ЦК КПСС (1971-1985).
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награждён пятью орденами Ленина (20.04.1956, 17.06.1961, 28.04.1963, 24.10.1974, 24.10.1984), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (6.06.1945).
Академик АН СССР (1976). Доктор технических наук (1965). Профессор (1962).
Лауреат Ленинской премии (1959), трёх Государственных премий СССР (1968, 1978, 1983). Награждён золотой медалью АН СССР имени С.П.Королёва АН СССР (1974).
Почётный гражданин города Миасс (1997, посмертно).
В 1991 году КБ машиностроения присвоено имя В.П.Макеева (ныне – ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В.П.Макеева»). Его именем названы проспект в Миассе, улица в Коломне, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены памятники в Миассе, Коломне, Челябинске и посёлке Нёнокса Приморского района Архангельской области. Установлены мемориальные доски на доме, где жил В.П.Макеев в Миассе и в Северодвинске, на зданиях, где работал в Златоусте и в Миассе. Учреждены премия его имени в российской Академии наук (1988), стипендии его имени во многих высших учебных заведений страны. Федерация космонавтики страны учредила медаль «Имени академика В.П.Макеева».

| Макеев Виктор Петрович

Макеев Виктор Петрович (25.10.1924, посёлок Кирова, Московской обл. - 25.10.1985, г. Москва)

Из семьи потомственного рабочего. Трудовую деятельность начал по окончании 7 классов в 1939 году учеником чертежника, затем чертежником на авиационном з-де в Москве, с 1941 года - в Казани, куда завод был эвакуирован после начала войны. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолетов Пе-2. Совмещая работу с учебой, окончил школу, с 1942 года учился в Казанском авиационном институте. В 1944 г. был переведен в Московский авиационный институт (МАИ), который окончил в 1948 г. В 1950 г. окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Баумана. С 1947 г. параллельно с учебой в МАИ работал в Особом конструкторском бюро С. П. Королева (ОКБ-1) НИИ-88 (Калининград Московской обл.) техником, инженером, ведущим конструктором. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11 ФМ. В 1950-1952 гг. работал инструктором отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ.

В 1955 году Виктор Петрович по предложению С.П. Королева назначают гл. конструктором Специального конструкторского бюро (СКБ-385) в которое были переданы работы по ракетам Р-11, Р11-М и Р-11 ФМ. Позднее СКБ-385 переименовано в КБ машиностроения . С 1963 года Макеев назначен начальником предприятия и главным конструктором, с 1972 года - генеральный конструктор - начальник предприятия. Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвленная кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая и решающая ныне задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.

Результат деятельности В.П. Макеева и руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий - три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 - первой ракетой с подводным стартом в 1963 году; Р-27 - первой ракетой с заводской заправкой топливом в 1968 году, ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 - первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-29 - первой отечественной твердотопливной БРПС межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1988); Р-29РМ -БРПЛ наивысшего в мире энергомассового совершенства. В 1962 г. КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО "Scud - В" (Скад).

По инициативе Макеева был создан Совет Главных конструкторов (СГК)

Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой стал Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объемов по длине ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, в том числе размещенных на ракете, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков заваркой заправочно-дренажных клапанов, транспортировка ракет в заправленном состоянии с заводов-изготовителей.

Под руководством Макеева создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет и решающая задачи отраслевого уровня.

Виктор Петрович вел большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. В 1960-1981 годах - заведущий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институте, в 1981-1985 годах - заведущий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физикотехнического института.

Явился инициатором организации сотрудничества Академии наук СССР, министерств отраслей промышленности, высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Выполненные под руководством и при участии Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом Академии наук СССР одними из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг.

Под руководством и при непосредственном участии Виктора Петровича велось строительство машгородка (северного района Миасса) с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта.

Значителен его вклад в развитие города, при его содействии решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, Иремельского водохранилища и промышленных водоводов; проектирование и строительство троллейбусного сообщения "Вокзал - машгородок"; проектирование, изготовление и монтаж телевизионной вышки, и ее оснащение аппаратурой цветного телевидения; строительство нового вокзала и др. объекты

Награжден орденами: Ленина, Октябрьской Революции, медалями.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В 1991 г. имя академика В.П. Макеева присвоено Конструкторскому бюро машиностроения , ныне это - Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный ракетный центр "КБ им. акад. В. П. Макеева".

Его именем названы проспект в Миассе, улица в Коломне, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены бюсты в Миассе, Коломне, посёлке Ненокса Архангельской области, в Челябинске в ЮУрГУ. Установлены мемориальные доски на доме, где он жил в Миассе, на зданиях, где работал в Златоусте и Миассе. Учреждены стипендии его имени в ЮУрГУ, Московском авиационном ин-те, Военно-морской академии им. Кузнецова.

Федерация космонавтики страны учредила медаль имени академика В.П. Макеева.

Совместным решением администрации, партийного и профсоюзного комитетов и комитета ВЛКСМ КБ машиностроения в мае 1988 г. учреждена премия имени академика В. П. Макеева.

Лит.: Клейман В.Л., Косой Л.М., Лукьянов О.Е. Генеральный конструктор Виктор Петрович Макеев. Баллистические ракеты подводных лодок России. Избранные статьи. Миасс, 1994, 1997; БСЭ, т. 16, Москва, 1974; В. А. Пяткин "Главный конструктор". Миасс, 1994; В. А. Пяткин. Генеральный конструктор. Миасс, 1997. В. Д. Доценко. "Морской биографический словарь", Санкт-Петербург, 1995; "Инженеры Урала", Энциклопедия. Екатеринбург, 2001. Ученые Южно-Уральского Государственного университета. Сост. Тульчинский С. В., Челябинск, 1998.

В. Дегтярь

Иллюстрации

Полезные ссылки Профессиональная деятельность, достижения, награды
  1. Доктор технических наук. 1965 г.
  2. Действительный член АН СССР. 1976г.
  3. Герой социалистического труда. 1961, 1974 гг.
  4. Лауреат Ленинской премии. 1976 г.
  5. Лауреат Государственной премии. 1968, 1978, 1983 гг.
  6. Почётный гражданин города. 1997 г.
  7. Кавалер ордена Ленина. 1956, 1961, 1963, 1974, 1984 гг.
  8. Кавалер ордена Октябрьской Революции. 1971 г.
  9. Заведущий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институтете. 1960-1981 гг.
  10. Заведущий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физикотехнического института.1981-1985 гг.
Работы

Ви́ктор Петро́вич Маке́ев (25 октября - 25 октября ) - создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России, генеральный конструктор.

Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий - три поколения морских стратегических ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 - первой ракетой с подводным стартом (); Р-27 - первой ракетой с заводской заправкой топливом (), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ ; Р-29 - первой морской межконтинентальной ракетой (); Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (); Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (); Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мировом ракетостроении энерго-массового совершенства, в дальнейшем получившая развитие в модификациях "Синева" и "Лайнер". В в КБМ был разработан и сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17 , стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО - "Scud" .

Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В. П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение ракетных двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.

В. П. Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С по - профессор, зав. кафедрой ЛА в ЧПИ , к 1981- - зав. кафедрой проблем энергомашиностроения . Инициатор сотрудничества Академии Наук СССР и высшей школы с отраслями промышленности в области механики конструкций из композиционных материалов . Возглавляемый им Научный совет Академии Наук СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В. П. Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом Академии Наук СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг.

Под руководством и при непосредственном участии В. П. Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса . При содействии В. П. Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ , ЛЭП , водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .

Награды и звания

Память

Напишите отзыв о статье "Макеев, Виктор Петрович"

Примечания

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

  • на официальном сайте РАН
  • в энциклопедии «Челябинск»
  • SS-1C SCUD-B fas.org/nuke/guide/russia/theater/r-11.htm
  • www.pravda.ru/society/fashion/models/25-10-2013/1179549-makeev-0/ Ученика Королева в ЦРУ называли Уральским драконом
  • РОСКОСМОС www.tvroscosmos.ru/4895/
  • Фотодокументальная выставка "Дело всей жизни" miass.info/photo/index.php?gallery=3
  • «С.П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» - под редакцией В.А. Лопота, РКК "Энергия" им. С.П. Королёва, 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3
  • //Черток Борис Евсеевич: "Семейные истории"
  • Сайт о конструкторе морских стратегических ракет В.П.Макееве makeyev.msk.ru/
  • Сайт посвящённый морским стратегическим комплексам В.П.Макеева www.youtube.com/channel/UCfNkieB0MJ8ec2iM8hyB-kw

Отрывок, характеризующий Макеев, Виктор Петрович

Жюли собиралась на другой день уезжать из Москвы и делала прощальный вечер.
– Безухов est ridicule [смешон], но он так добр, так мил. Что за удовольствие быть так caustique [злоязычным]?
– Штраф! – сказал молодой человек в ополченском мундире, которого Жюли называла «mon chevalier» [мой рыцарь] и который с нею вместе ехал в Нижний.
В обществе Жюли, как и во многих обществах Москвы, было положено говорить только по русски, и те, которые ошибались, говоря французские слова, платили штраф в пользу комитета пожертвований.
– Другой штраф за галлицизм, – сказал русский писатель, бывший в гостиной. – «Удовольствие быть не по русски.
– Вы никому не делаете милости, – продолжала Жюли к ополченцу, не обращая внимания на замечание сочинителя. – За caustique виновата, – сказала она, – и плачу, но за удовольствие сказать вам правду я готова еще заплатить; за галлицизмы не отвечаю, – обратилась она к сочинителю: – у меня нет ни денег, ни времени, как у князя Голицына, взять учителя и учиться по русски. А вот и он, – сказала Жюли. – Quand on… [Когда.] Нет, нет, – обратилась она к ополченцу, – не поймаете. Когда говорят про солнце – видят его лучи, – сказала хозяйка, любезно улыбаясь Пьеру. – Мы только говорили о вас, – с свойственной светским женщинам свободой лжи сказала Жюли. – Мы говорили, что ваш полк, верно, будет лучше мамоновского.
– Ах, не говорите мне про мой полк, – отвечал Пьер, целуя руку хозяйке и садясь подле нее. – Он мне так надоел!
– Вы ведь, верно, сами будете командовать им? – сказала Жюли, хитро и насмешливо переглянувшись с ополченцем.
Ополченец в присутствии Пьера был уже не так caustique, и в лице его выразилось недоуменье к тому, что означала улыбка Жюли. Несмотря на свою рассеянность и добродушие, личность Пьера прекращала тотчас же всякие попытки на насмешку в его присутствии.
– Нет, – смеясь, отвечал Пьер, оглядывая свое большое, толстое тело. – В меня слишком легко попасть французам, да и я боюсь, что не влезу на лошадь…
В числе перебираемых лиц для предмета разговора общество Жюли попало на Ростовых.
– Очень, говорят, плохи дела их, – сказала Жюли. – И он так бестолков – сам граф. Разумовские хотели купить его дом и подмосковную, и все это тянется. Он дорожится.
– Нет, кажется, на днях состоится продажа, – сказал кто то. – Хотя теперь и безумно покупать что нибудь в Москве.
– Отчего? – сказала Жюли. – Неужели вы думаете, что есть опасность для Москвы?
– Отчего же вы едете?
– Я? Вот странно. Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д"Арк и не амазонка.
– Ну, да, да, дайте мне еще тряпочек.
– Ежели он сумеет повести дела, он может заплатить все долги, – продолжал ополченец про Ростова.
– Добрый старик, но очень pauvre sire [плох]. И зачем они живут тут так долго? Они давно хотели ехать в деревню. Натали, кажется, здорова теперь? – хитро улыбаясь, спросила Жюли у Пьера.
– Они ждут меньшого сына, – сказал Пьер. – Он поступил в казаки Оболенского и поехал в Белую Церковь. Там формируется полк. А теперь они перевели его в мой полк и ждут каждый день. Граф давно хотел ехать, но графиня ни за что не согласна выехать из Москвы, пока не приедет сын.
– Я их третьего дня видела у Архаровых. Натали опять похорошела и повеселела. Она пела один романс. Как все легко проходит у некоторых людей!
– Что проходит? – недовольно спросил Пьер. Жюли улыбнулась.
– Вы знаете, граф, что такие рыцари, как вы, бывают только в романах madame Suza.
– Какой рыцарь? Отчего? – краснея, спросил Пьер.
– Ну, полноте, милый граф, c"est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d"honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.]
– Штраф! Штраф! – сказал ополченец.
– Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно!
– Qu"est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер.
– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
– Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив…
– Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать…
– Да я сделаю, я сейчас прикажу.
Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул.
– Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве.
– Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила…
– Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс.
Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного.
На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего.
– Ну, продайте, – говорил он. – Что ж делать, я не могу отказаться теперь!
Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее, тем очевиднее было, что катастрофа, которой он ждал, приближается. Уже никого почти из знакомых Пьера не было в городе. Жюли уехала, княжна Марья уехала. Из близких знакомых одни Ростовы оставались; но к ним Пьер не ездил.
В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя. Государь писал графу Растопчину об этом шаре следующее:
«Aussitot que Leppich sera pret, composez lui un equipage pour sa nacelle d"hommes surs et intelligents et depechez un courrier au general Koutousoff pour l"en prevenir. Je l"ai instruit de la chose.
Recommandez, je vous prie, a Leppich d"etre bien attentif sur l"endroit ou il descendra la premiere fois, pour ne pas se tromper et ne pas tomber dans les mains de l"ennemi. Il est indispensable qu"il combine ses mouvements avec le general en chef».