О порядке расследования несчастных случаев, происшедших в пути на работу или с работы. Производственная травма по дороге на работу и с работы домой Работник по дороге на работу получил травму

Согласно трудовому законодательству, травмы делятся на два вида: производственные и бытовые. Производственной считается та травма, которая была получена работником в рабочее время, а также в период, когда он добирался на работу или наоборот – домой, однако здесь есть несколько нюансов, которые регламентируются ст. 227 ТК РФ. В соответствии с ней, расследованию в рамках трудового права подлежат несчастные случаи, произошедшие с трудящимися гражданами при следующих обстоятельствах:

  • Если работник передвигался на предоставленном работодателем служебном транспорте на работу или с работы, или же на личном автомобиле, использующимся в служебных целях.
  • Если сотрудник отправился в командировку на транспорте или получил травму, будучи пешеходом и выполняя служебное поручение.
  • Если гражданин был травмирован по дороге на работу в период пересменки. Это касается водителей-сменщиков, проводников, некоторых сотрудников РЖД и т.д.
  • Если сотрудник получил травму во время работ по предотвращению или ликвидации катастрофы и других чрезвычайных происшествий.

Стоит отметить, что рабочее время и период пересменки определяются в каждой организации индивидуально, но в любом случае они должны быть отражены в локальных нормативных актах и трудовом договоре.

Какие травмы считаются производственными:

  • Любые телесные повреждения.
  • Удары током, тепловые удары.
  • Ожоги, обморожение, утопление.
  • Поражение молнией или излучением.
  • Укусы насекомых и животных.
  • Травмы, полученные в результате взрыва, аварии, стихийного бедствия и т.д.
  • Любые повреждения, возникшие в результате внешнего воздействия и повлекшие за собой стойкую утрату трудоспособности.

Несчастный случай при следовании к месту работы, связанной с производством

Чтобы можно было квалифицировать травму как вред здоровью, полученный на производстве, необходимо соблюдение одного из условий:

  • Работник направлялся к месту работы на служебном транспорте или личном автомобиле в случае, если такая необходимость указана в трудовом договоре и он используется в служебных целях.
  • Сотрудник передвигался на любом виде транспорта или пешком для выполнения поручения руководителя.
  • Работник получил повреждения на территории организации, в которой он трудоустроен.
  • Происшествие произошло в рабочее время.

Ниже рассмотрим примеры, когда случаи получения травм квалифицируются как производственные и бытовые.

Менеджер Агафонова Л.И. ехала на работу на личном автомобиле. Ее рабочий день начинается в 9 утра, а транспортное средство не указано в документах как использующееся в служебных целях. В пути она попала в ДТП не по своей вине, в результате которого ее здоровью был причинен вред, и с диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма» она была доставлена в больницу. Компенсацию за вред здоровью ей будет выплачивать страховая компания виновника ДТП, или же он сам в судебном порядке.

Спасатель Панин А.В. участвовал в работах по ликвидации последствий обрушения многоквартирного дома, в результате чего получил травму. Комиссией было установлено, что он не нарушал технику безопасности при выполнении аварийно-ликвидационных работ, поэтому ему полагаются компенсационные выплаты за причиненный здоровью вред.

Юрист Демидова С.И. по поручению работодателя отправилась в ООО «Амакс», чтобы доставить документы. По дороге в организацию на нее упала часть плиты с многоэтажного дома, в результате чего она получила тяжелые травмы. Этот случай считается производственным, и ей полагается компенсация. Кроме того, к ответственности должен быть привлечен руководитель РЭУ или УК, на обслуживании которой находится дом, т.к. данная ситуация должна быть квалифицирована по ст. 293 УК РФ как халатность, если будет доказано, что нельзя было предотвратить происшествие.

Таким образом, травма по дороге на работу считается производственной только в том случае, если она была получена при движении на служебном или личном транспорте, использующимся в рабочих целях, или же при перемещении пешим ходом для выполнения поручения руководителя. Все остальные случаи, не указанные в ст. 227 ТК РФ, считаются бытовыми.

То же самое касается и производственной травмы по дороге с работы, и оба происшествия должны быть зафиксированы и оформлены надлежащим образом.

Сроки расследования несчастных случаев на производстве установлены ст. 229.1 ТК РФ:

  • Если сотрудник получил легкие повреждения, то на рассмотрение дается 3 дня.
  • Если была получена тяжелая травма, то на расследование отводится 15 дней.

Для расследования несчастного случая могут привлекаться сотрудники трудовой инспекции. В их обязанности входит в выявлении и установлении свидетелей происшествия; лиц, нарушивших требования охраны труда; получение объяснений от пострадавшего сотрудника и необходимой информации от его работодателя.

Какие документы должны быть оформлены в ходе расследования происшествия:

  • Приказ о составе комиссии. В нем описывается список лиц, участвующих в рассмотрении случая.
  • Протокол осмотра и схема места происшествия.
  • Протокол опроса очевидцев и самого пострадавшего.
  • Медицинское заключение о тяжести травмы.
  • Справка о погодных условиях.
  • Результаты мед.освидетельствования на предмет алкогольного или наркотического опьянения пострадавшего.
  • Заключение комиссии по форме H1, в котором будет дано полное описание происшествия и указано, является ли случай производственным, или нет.

В завершение в журнале регистрации и учета несчастных случаев на производстве делается соответствующая отметка.

Какими должны быть действия работодателя, если его сотрудник получил травму на производстве:

  • Сначала необходимо вызвать скорую и оказать первую помощь, а при необходимости – доставить в больницу.
  • До начала расследования нужно постараться сохранить обстановку на момент происшествия, или же составить схему, сделать фотографии.
  • Обратиться в больницу, куда был доставлен пострадавший, чтобы узнать диагноз и получить учетную форму №315-у.
  • В течение суток с момента несчастного случая известить об этом территориальный орган ФСС по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ №157.

Если речь идет о причинении вреда здоровью группе лиц, тяжелой травме или смерти, то, кроме органов ФСС, работодатель обязан известить о происшествии Трудовую инспекцию, прокуратуру, Профсоюз, родственников пострадавшего и Роспотребнадзор (при отравлениях).

За сокрытие страхового случая предусмотрена ответственность по ст. 15.34 КоАП РФ:

  • Для граждан – штраф от 300 до 500 руб.
  • Для должностных лиц – от 500 до 1 000 руб.
  • Для юридических лиц – от 5 000 до 10 000 руб.

Сроков давности расследования по таким происшествиям не существует, поэтому любой гражданин, получивший производственную травму, может обратиться с заявлением о сокрытии работодателем производственного случая в Трудовую инспекцию.

Какие выплаты полагаются пострадавшему работнику?

В ст. 8 ФЗ №125 «Об обязательном социальном страховании…» указан полный перечень выплат, предусмотренных для сотрудников, получивших травмы на производстве:

  • Единовременная страховая компенсация.
  • Пособие по временной нетрудоспособности.
  • Ежемесячные страховые выплаты.
  • Компенсации расходов, связанных с лечением, проездом в лечебное учреждение и обратно.

Если в организации присутствует отраслевое тарифное соглашение, в котором предусмотрено повышенное обеспечение, то травмированный работник имеет право потребовать и другие компенсации, помимо обязательных.

Травма по дороге на работу, не связанная с производством

Если комиссией было установлено, что травма не является производственной, то заключение заключается в произвольной форме, а не по образцу H-1. Нередко бывает так, что работник не обращается с заявлением о происшествии, но работодатель обязан произвести расследование по собственной инициативе, дабы избежать дальнейших проблем, ведь сроков рассмотрения случаев на производстве законодательством не предусмотрено и работник в любой момент может обратиться в Трудовую инспекцию, к тому же за сокрытие предусмотрена административная ответственность.

Если работник получил по дороге на работу бытовую травму, не связанную с производством, и не обратился с заявлением к руководителю, последний может по собственной инициативе провести расследование и запросить информацию в медицинском учреждении, в котором подчиненных проходил лечение. Чтобы обезопасить себя, рекомендуется оформить следующие документы:

  • Объяснительные от своего сотрудника и очевидцев происшествия.
  • Акт о получении травмы, не связанной с производством.
  • Получить больничный лист от подчиненного.

Куда обращаться, если нет выплат по производственной травме?

Такие ситуации возникают довольно редко, но стоит учитывать, что сотруднику, получившему производственную травму, работодатель выплачивает компенсацию не из личного кармана: все выплаты производятся из фонда ФСС. Если они не были произведены вовремя, то пострадавший работник может обратиться в Трудовую инспекцию с жалобой, сам территориальный орган ФСС или сразу в суд с исковым заявлением.

Сроки рассмотрения заявлений в суде установлены ст. 154 ГПК РФ и распространяются на случаи, когда речь идет о гражданских, а не уголовных делах. Исчисление сроков начинается со дня поступления иска, а их длительность составляет 2 месяца. Если дело рассматривается в Мировом суде, то на разрешение споров дается 1 месяц.

Мало кто знает, как действовать, если по пути на работу была получена травма. А если за это полагается выплата, вопрос приобретает еще большую актуальность. Несчастный случай может произойти внезапно, и никто от этого не застрахован.

Если травма получена по пути на работу, то относится ли она к производственной

Гражданин пошел на работу и по дороге получил травму. Относится ли данное травмирование к производственному? Нужно ли проводить расследование?

Когда человек получает травму по пути на работу, то это расценивается как связанное с производством обстоятельство. Но производственной ее называть будет неправильно.

Служебное расследование проводится:

  1. Когда сотрудник передвигался на транспорте, предоставленном предприятием. Важно, чтобы транспорт использовался для служебных целей.
  2. При получении травмы работником в командировке и на транспорте работодателя.
  3. Если во время пересменки водитель травмируется.
  4. Во время устранения последствий катастрофы происходит несчастный случай с работником.

В локальных актах должно быть отражено, как регулировать вопросы между сторонами при травмировании по пути на работу.

Например, сотрудница после работы зашла в магазин, а после вышла и упала на крыльце, сломала ногу. Будет ли этот случай отнесен к связанному с производством? Нет, так как она изначально посетила магазин.

Не связанное с производством травмирование

Если сотрудник получил травмирование по пути на работу, как определить, производственное оно или нет? Травма считается производственной, если сотрудник находился на транспорте, предоставленном предприятием, но при этом учитываются несколько условий:

  • использование личного авто по распоряжению руководства предприятия, а также если эти сведения фигурируют в трудовом соглашении;
  • в администрации предприятия имеется копия техпаспорта средства передвижения;
  • осуществляется учет разъездов работника.

Если не выполняется хотя бы одно из условий, то травмирование относится к бытовому.

Нормативная база

  1. Попросить пострадавшего и очевидцев произошедшего написать объяснительные по этому поводу.
  2. Создать комиссию по проведению расследования. Для этого необходимо медзаключение о степени тяжести.
  3. После акт по форме Н-1.
  4. Оплата больничного производится за счет работодателя, если происшествие произошло по вине администрации предприятия.

Действия работодателя регламентированы нормативными документами.

Перечень документов

Для расследования несчастного случая требуется подготовить перечень документов:

  1. Приказ по предприятию, в котором назначается комиссия по расследованию во главе с председателем. Членами комиссии не могут быть заинтересованные лица.
  2. Документы из медицинской организации об отнесении случая к степени тяжести.
  3. Показания очевидцев и личная объяснительная от пострадавшего.
  4. Видео и фотосъемки с места происшествия по возможности. Если место невозможно оставить в том виде , при котором произошел несчастный случай, то видеоматериалы не будут востребованы.
  5. Сведения о проведении инструктажей, копии личных карточек о выдаче спецодежды и СИЗ.
  6. Результаты наркологической экспертизы для подтверждения, что работник находился в нормальном состоянии.
  7. Схема места, где произошел несчастный случай.
  8. Документ, где определено отношение несчастного с производством.

При необходимости представляются иные документы.

Если травмирование произошло в командировке

Травма, связанная с производством может быть получена в командировке. Если сотрудник поехал в командировку или возвращается назад и по пути с ним произошел несчастный случай, то расследование неминуемо.

Рабочий день в командировке идентичен рабочему времени, проведенному на месте работы. Когда сотрудник действовал в интересах администрации предприятия или в личных, тоже будет учтено при расследовании.

Проведение расследования может быть разным, в зависимости от обстоятельств. Если сотрудника не откомандировали в определенную организацию, то в включаются сотрудники, в чьем ведении находится территория объекта.

Обязанность организации - провести расследование и помимо всего прочего:

  • нужно уведомить о произошедшем страховую службу;
  • подготовить Акт о случившемся;
  • отправить уведомление работодателю, у которого трудится пострадавший, если травмирование приобрело тяжелые последствия (стойкую утрату трудоспособности или летальный исход, а также произошло с несколькими сотрудниками одновременно);
  • расследовать несчастный случай при нахождении в командировке необходимо.

Ответственность работодателя при сокрытии случая

Травмирование на производстве - это страховой случай и последствия могут компенсироваться в соответствии с действующим законодательством. Получается, что работодатель несет ответственность, если не расследовал должным образом несчастный случай.

Это статья, внесенная в административный кодекс, на основании которой устанавливаются наказания. Для этого применяются штрафные санкции:

  • для простых граждан сумма штрафа установлена 300-500 рублей;
  • для работников 500 -1000 рублей;
  • для организационных структур 5000 -10000 рублей.

Поэтому невыгодно скрывать подобные случаи, чтобы все вылилось в неприятные последствия. К тому же будет проводиться расследование и организации потребуется много времени, что повлечет за собой массу непредсказуемых обстоятельств, влияющих на выпуск готовой продукции.

Какие выплаты полагаются

При подтверждении факта травмирования сотрудника и после расследования, первому полагаются выплаты из ФСС:

  1. Согласно представленному , так как установлена временная нетрудоспособность.
  2. Единовременные и каждый месяц выплачиваются компенсации.
  3. Возмещается расходование денежных средств по факту произошедшего на профессиональную, социальную или медицинскую реабилитацию.

Если сотрудник получил увечье в результате травмирования на производстве, то ему полагается выплата заработной платы в полном объеме, причем стаж на размер не влияет. Пособие выплачивается до тех пор, пока не восстановлена трудоспособность. За месяц выплаты не превышают 4 размера пособия, устанавливаемого ФСС. Если заработок превышен, то пособие может быть выплачено в максимальном размере.

Размер зависит от полученных травмирований, которые устанавливаются на МСЭК. На основании принятого положения устанавливается максимальная сумма. Для некоторых категорий выплачивается районный коэффициент. Когда произошел летальный исход, то родня должна получить миллион рублей в качестве компенсаций.

От среднего заработка зависит выплата. При этом в учет принимаются все доходы, получаемые пострадавшим ранее, в их числе вознаграждение по договору или авторскому заказу.

Если не выплачивают пособие, что делать

Если пособие не выдается, но гражданин получил травму, зафиксированную специалистами, то ему необходимо заявить о своих правах. Для этого существует трудовая инспекция. Ее сотрудники выпишут предписание и могут наказать штрафом за нарушения.

Если это не поможет, то на обращение в суд имеет право каждый гражданин. Суд вынесет решение о неправомерности действий, и пособие обяжут выплачивать в полном объеме. Согласно законодательству работник должен получать .

О травме по пути на работу смотрите в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Производственная травма - травма, полученная работником несчастного случая на рабочем месте либо в иных случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом.

Согласно статье 227 ТК РФ лицами, которые могут быть жертвами производственной травмы, являются:

  • непосредственно работники, работающие согласно трудовому договору
  • лица, привлекаемые к работе согласно ученическому договору
  • лица, проходящие производственную практику
  • лица, проходящие лечебно-исправительную терапию и привлекаемые к производственному труду
  • осуждённые, привлечённые к трудовой повинности
  • лица, привлекаемые к общественно-полезным работам

Травма по дороге на работу

Один из проблемных вопросов касательно данной темы - считается ли производственной травмой дорога на работу?

Даёт чёткий перечень несчастных случаев, которые приравниваются к общественной травме. Так, расследованию случаев, являющихся несчастными, подлежат события, в ходе которых пострадавшими работниками были получены:

  • физические телесные повреждения
  • тепловой удар
  • утопление
  • обморожение
  • поражение электричеством, излучением
  • укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми
  • повреждения вследствие аварий, разрушений, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций
  • иные повреждения здоровья

Вследствие этих повреждений возникла необходимость перевода пострадавших на иную работу, временную либо стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших. В числе прочего, производственной считается травма, если вышеуказанные события произошли:

  • при движении на работу на транспорте, предоставленном работодателем, на личном транспортном средстве, если он используется в рабочих (производственных) целях согласно соответствующему распоряжению работодателя либо условиям трудового договора
  • при движении в командировку либо при служебной поездке, как на служебном, так и общественном транспорте
  • при следовании согласно распоряжению работодателя
  • при движении на транспорте в качестве сменщика

Несчастный случай по дороге на работу, произошедший с работником, не считается производственной травмой, если лицо передвигалось:

  • на общественном транспорте, не принадлежащем предприятию
  • на личном транспорте, не используемом в рабочих целях согласно трудовому договору либо распоряжению работодателя
  • пешком. Исключением будет случай, если работник передвигался пешком согласно распоряжению работодателя (его представителя) для выполнения данного распоряжения. Такая травма по дороге на работу считается производственной.

Нестандартный случай

Особым случаем будет такой пример, когда работник будет выходить из служебного транспорта и в этот момент получит травму. Если травма получена вследствие неисправности данного транспорта (например, работник поскользнулся из-за скользкой ступеньки автобуса), то она считается производственной. Если он получил травму вследствие скользкого асфальта на остановке - травма считается бытовой. Но и тут есть особенность - если остановка либо иная местность, на которой происходит посадка/высадка, является собственностью работодателя, то тогда также имеет место быть производственная травма по дороге на работу.

Если повреждения не классифицируются как производственные, они являются бытовой травмой. Однако данный несчастный случай фиксируется больничным листом и, при наличии, соответствующей страховой компанией (её комиссией), поэтому работодатель обязан выплачивать пособие работнику согласно больничному листу до его выздоровления.

Производственная травма – ситуация, с которой достаточно часто сталкиваются как работники, так и работодатели. В законодательстве Российской Федерации установлено, что начальник предприятия или организации несёт ответственность за здоровье своих сотрудников на производстве в том случае, если они соблюдают требования техники безопасности. Но как оформляются случаи, когда работник получил такую травму не на рабочем месте, а, например, по дороге на работу?

Производственная травма – общая информация

Производственная травма – травма, которую рабочий получил во время производственного процесса. Согласно ст. 214 ТК РФ, работник обязан соблюдать на предприятии. Начальник, в свою очередь, обязуется сделать так, чтобы работа на производстве была максимально безопасной, с учетом специфики и вредности этой работы. Тем более в ст. 210 ТК РФ говорится о том, что на данный момент главным приоритетом охраны труда в государстве является сохранение не только жизни, но и здоровья работника.

Определение производственной травмы установлено законодательно в ст. 3 закона №125-ФЗ от 24.07.1998. Несчастным случаем на производстве считается событие, когда застрахованный работник получил травму или какое-нибудь увечье, исполняя требования, которые были установлены в трудовом договоре. Этот случай мог иметь место как на территории страхователя, то есть работодателя, так и за её пределами. То есть не обязательно находиться на производстве, чтобы получить производственную травму, главное в данной ситуации – исполнение трудовых обязанностей работником. Такой травмой может считаться случай, когда сотрудник получил увечье:

  • По дороге домой;
  • По дороге на работу;
  • В командировке.

И тот, и другой случай будут считаться производственной травмой только если работодатель предоставил рабочим свой транспорт. Например, если после работы сотрудников развозит по домам специально купленный для этих целей автобус. Производственная травма по дороге домой или на работу – вполне частый случай.

Во всех описанных выше случаях травма, полученная сотрудником, будет считаться производственной. А значит работодатель понесет за неё ответственность. Он обязан будет предоставить гарантии, что работник не будет уволен, пока находится на лечении, и должен будет выплатить ему компенсацию за это. Обязательно должны быть покрыты

Далеко не все работодатели без споров соглашается выплатить сотруднику компенсацию. А значит перед тем, как отправиться в больницу, работник должен сначала зафиксировать, что у него эта травма вообще есть. Если у сотрудника на руках не будет документа, подтверждающего фиксацию такой травмы, или если эта фиксация будет сделана ненадежно, то получить признание того, что увечье получено на производстве, будет крайне сложно.

Производственная травма вне рабочего места

При определении, является ли полученная травма производственной, нужно опираться на главное – получена ли она при выполнении условий трудового договора? Считается ли дорога на работу производственной травмой? Например, являются производственными, а значит работодатель несет за них полную ответственность, такие ситуации, как:

  • Травма, полученная во время обеденного перерыва , который установлен в дневном распорядке предприятия;
  • Производственная травма по дороге на работу
  • Производственная травма по дороге с работы домой на транспорте, который предоставил работодатель;

Но если на время обеда сотрудник освобождается от обязанностей, прописанных в трудовом договоре, или если он обедает не по распорядку, то признать такую травму производственной будет крайне сложно. Но производственная травма по дороге домой – вполне возможный вариант.

Травма может классифицироваться как производственная и в том случае, если сотрудник ехал к месту работу на личном транспорте. Это возможно, если работник в этот момент использует свой личный автомобиль в служебных целях и это условие заранее оговорено.

Ещё одним фактором, позволяющим классифицировать травму как производственную, может быть распоряжение работодателя. То есть если сотрудник получил увечье, когда двигался к рабочему месту по распоряжению своего начальника. И при этом абсолютно не важно, на каком именно транспорте сотрудник следовал на своё рабочее место. Даже производственная травма по дороге на работу пешком будет причиной требовать компенсацию.

Также обратите внимание на то, что случаи производственной травмы, и то, кто несет за них ответственность, что должно выплачиваться и другие важные факторы, могут быть изменены только законодательно, правительством Российской Федерации. Работодатель не имеет никакого права диктовать, какие случаи являются производственной травмой, или ограничивать сотрудника в получении каких-нибудь обязательных выплат, гарантий.

Даже если сам работник написал заявление, в котором говорит о том, что он снимает с работодателя любую ответственность за своё здоровье или конкретный случай производственной травмы – это не имеет абсолютно никаких юридических последствий. Работодатель всё равно несёт ответственность за здоровье своих сотрудников и обязан возместить им медицинские расходы. Об этом говорится в ст. 9 и ст. 8 ТК РФ.

Перечень несчастных случаев, которые рассматриваются законодательством и подлежат учету и расследованию, изложен в ст. 227 ТК РФ. Также дополнительные случаи можно увидеть в п. 3 Положения №73 “Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве”, которое установлено и утверждено Министерством Труда Российской Федерации в 24.10.2002.

Производственная травма в командировке

Отдельным пунктом следует рассмотреть производственные травмы в командировке. Являются ли они производственными увечьями, может ли сотрудник рассчитывать на компенсацию по такому делу?

Самое важное, что стоит установить во время расследования травмы, полученной во время командировки – в чьих интересах действовал сотрудник, когда получил увечье. Он делал что-то в интересах своего прямого работодателя, то есть совершал трудовую деятельность, или действовал в личных целях? И, в зависимости от случившегося, этот факт может устанавливаться и расследоваться абсолютно по-разному.

Если работник получил травму во время следования в командировку (или если возвращался из неё), то работодатель должен организовать специальную комиссию. Она будет заниматься расследованием и, в конце концов, скажет, стоит ли считать этот случай производственной травмой. О том, по каким критериям начальство должно собирать комиссию, говорится в ст. 229 ТК РФ.

Отдельно стоит разобрать ситуацию, когда сотрудник получил увечье, когда был откомандирован начальством организации не в конкретное предприятие, а действовал самостоятельно. Это, например, может быть юрист, получивший травму, когда ему необходимо было подписать бумаги с другой стороной договора и при этом сам он представляет интересы только своей организации. В таком случае комиссию собирает тоже работодатель попавшего в происшествие сотрудника, но при этом он может включить туда лиц от второй стороны договора.

Также стоит разобрать производственную травму, полученную в командировке за границей Российской Федерации. Акт о случившемся происшествии обязана составить та сторона, к которой был направлен сотрудник, если несчастное происшествие случилось в таких странах, как:

  • Кыргызстан;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Украина;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Узбекистан;
  • Таджикистан;
  • Молдова;

Они должны также зафиксировать сам факт травмы. И это правило работает как в эту, так и в обратную сторону. То есть, если сотрудник одной из этих стран приехал по командировке в Российскую Федерацию и получил здесь травму, то принимающая сторона должна сделать то же самое – составить акт, зафиксировать травму.

А если сотрудник, находящийся в командировке, прикреплен к принимающему его предприятию, то начальство этого производства должно не только составить все нужные акты, но и взять на себя часть обязанностей работодателя травмированного человека. А именно, оно должно организовать комиссию и, что самое важное, провести полное расследование случившегося. Но кроме этого организация, к которой прикреплен откомандированный сотрудник, обязана:

  • Послать уведомление в ту страховую службу, с которой сотрудничает предприятие, где работает травмированный человек;
  • Составить и оформить нужный акт о том, что несчастный случай имел место;
  • Если полученное увечье повлекло серьезные последствия, привело к смерти или если несчастный случай произошел с несколькими сотрудниками, то принимающая сторона обязуется отправить работодателю специальное уведомление об этом.

Выплаты по производственной травме

Разобравшись с тем, какие случаи являются производственной травмой, стоит задаться другим вопросом – каков размер компенсационной выплаты, которая полагается травмированному сотруднику?

  • Работодатель обязан покрыть стоимость больничного листа, который предоставить сотрудник. Это делается из тех средств, которые начальник организации выплачивал на страхование как раз от таких случаев. Но поскольку работодатель уплачивает взносы в ФСС за каждого сотрудника, затраты компенсируются из средств Фонда. И стоит отметить, что стаж работы не имеет никакого влияния на то, в каком размере покрывается больничный лист. Он в любом случае должен быть компенсирован полностью. Для того, чтобы получить такую компенсацию, сотрудник должен оформить специальный акт – лист о нетрудоспособности. Это можно сделать в том медицинском учреждении, где его лечили.
  • Выплата, которая совершается единовременно. Размер подобной выплаты зависит только от того, насколько сильную травму получил сотрудник – этот критерий устанавливается в ФСС.

Также сотрудник имеет право обратиться в суд для того, чтобы ему возместили полученный в связи с травмой материальный и моральный вред.

Стоит отметить, что комиссия устанавливает не только сам факт получения травмы, и является ли она производственной, но и то, насколько сильный вред был причинен здоровью. Если увечье легкое и не понесло за собой никаких серьезных последствий, то ФСС вообще не занимается возмещением средств и компенсацией ущерба. Эта обязанность перекладывается на плечи работодателя.

Каждому из нас приходится ежедневно преодолевать несколько километров, а иногда и десятков, чтобы добраться до своего рабочего места. Никто не знает, когда с ним может случиться несчастье и можно ли в каждом отдельном случае считать что это производственная травма по дороге на работу? Разберем суть понятия производственной травмы, и при каких обстоятельствах можно говорить о компенсации.

Суть термина «производственная травма по дороге на работу»

Производственная травма по дороге на работу считается таковой согласно 227 статьи Трудового кодекса РФ лишь тогда, когда человек передвигался в служебном автотранспорте. В случаях с общественным транспортом, полученные увечья по дороге к рабочему месту не относятся к производственным.

Скачать акт расследования несчастного случая, происшедшего по пути на работу

Производственная травма по дороге с работы домой также подчиняется вышеуказанным обстоятельствам и требует выяснения обстоятельств происшествия.

Обратите внимание! Производственная травма, полученная по дороге на работу пешком, может быть таковой лишь в том случае, когда человек выходил из служебного автотранспорта на территории предприятия. Во всех остальных случаях – бытовая травма.

Компенсация производственных увечий

Рассчитывать на выплату компенсации можно при таких обстоятельствах:

  • сотрудником были получены телесные повреждения (независимо от их типа), удар электротоком, ожоги или обморожение частей тела, тепловой удар;
  • работник попал в ДТП;
  • травматизм случился на территории, подконтрольной предприятию;
  • поражение молнией, нападение животных или укусы насекомых.

Процедура расследования

Полученная производственная травма по пути на работу или с работы имеет свои сроки рассмотрения, которые зависят от степени полученных увечий. Легкий травматизм будет рассматриваться на протяжении 3 дней, а вот тяжелый – до 15. Если производственная травма была получена по дороге на работу, процедура рассмотрения вопроса может происходить на основе поданного обращения к работодателю пострадавшим лицом, с указанными причинами и взаимосвязью травм с производственным процессом, а также с приложением заключения медиков.

Документы, на основании которых травма признается производственной

При этом в процессе расследования должна быть составлена соответствующая документация.

  1. Приказ о составлении комиссии, которая будет расследовать случай.
  2. Форме №7, в которой изложено осмотр места, где случилась неприятность.
  3. План-схема места происшествия.
  4. Протоколы по данным опроса свидетелей (если таковые имеются).
  5. Вывод о степени полученных увечий.
  6. Результаты медицинской экспертизы на наличие у потерпевшего в крови алкоголя, наркотиков.
  7. Окончательный протокол заседания комиссии, где будет признано или отказано в признании травматизма как производственного.
  8. Запись в регистрационном журнале по учету несчастных случаев на производстве.

Материальная компенсация

Травма по пути с работы относится к производственному типу тогда, когда сотрудник использовал свою машину или авто работодателя, выполняя служебные задачи. Согласно 8 статье ФЗ № 125 об обязательной процедуре по реализации социального страхования сотрудников, представлен полный перечень материальной компенсации. Так, в данном случае пострадавшему могут назначить:

  • одноразовую страховую выплату;
  • помощь по временной неработоспособности;
  • ежемесячные материальные компенсации;
  • возмещение понесенных расходов в результате лечения, проезда к медицинскому заведению.

К сведению! При наличии отраслевого тарифного соглашения на предприятии, где прописаны условия по увеличенному обеспечению, предоставляются другие виды компенсации.

Какая травма считается производственной рассказывает Роман Белов