Осень поредела на березах листва сиротливо качается. Обучающее изложение «Прощальная песенка. Деление текста на части

Презентацию подготовила Датская Н..М. 2010 г.

г. Краснодар




Этапы проведения изложения

  • Работа над заголовком текста.

  • Чтение текста.

  • Работа над основными микротемами текста.

  • Орфографическая подготовка.

  • Вторичное чтение текста.

  • Написание изложений.

  • Самопроверка. Анализ учителем.


Работа над заголовком текста.

  • Прощальная песенка.

  • -О чём будет текст?

  • -Какое настроение навевает название?


Чтение текста. Прощальная песенка.




План.

1.Пришла осень.

2.Сиротливый скворечник.

3.Прощальная песенка.

4.Пора в далёкий путь.



Орфографическая подготовка.

  • Безударная гласная.

  • Поредела, листва, качается, скворечник, подлетели, скворчиха, скользнула, поглядел, сторонам, родным, весной, далёкий.

  • Выделите корень. Подчеркните буквы безударных гласных в корне слов.

  • Подберите проверочные слова


Орфографическая подготовка.


Чтение текста.(вторичное)

    Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг подлетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку, поглядел по сторонам и тихо запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника.Птицы прощались с родным домиком. Весной они снова прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.


Изложение.

Прощальная песенка.


Прощальная песенка.

вылетела из скворечника.

путь.


Как вы понимаете выражение

«сиротливо качается»?

Кто прилетел к скворечнику?

Что сделала скворчиха?

А скворец?

Зачем птицы посетили старый скворечник?

Куда собрались лететь скворцы?



  • Повествовательный
  • Текст описание
  • Текст рассуждение

Определи тип текста


Деление текста на части.

Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо

качается на голой ветке скворечник.

Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро

скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку

и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка

вылетела из скворечника.

Птицы прощались с родным домиком. Весной они

опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий

путь.


  • Одинокий скворечник.
  • Прощальная песенка.
  • В далёкий путь.

Найдите ряд однокоренных слов.

Скв о ре чн ик, два скв о рца, скв о рчиха,

скв о рец, скворушка.


1.Одинокий скворечник

п о р е дела, л и ства

с и р о тлив о , к а чае тс я

Осень. Поредела на берёзах листва.

Сиротливо качается на голой ветке

скворечник.


2. Прощальная песенка.

В дру г , прил е тели,

ск о льзнула, в пти ч ий,

т и хоньк о , законч и лась,

выл е тела.

Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро

скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку

и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка

вылетела из скворечника.


3. В далёкий путь.

пр о щ а л и сь, с дом и к о м.

пр и л е тят, т е перь пора .

Птицы прощались с родным домиком. Весной они

опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий

путь.


самопроверка

Прощальная песенка.

Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо

качается на голой ветке скворечник.

Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро

скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку

и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка

вылетела из скворечника.

Птицы прощались с родным домиком. Весной они

опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий


ОСЕНЬ Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают Прочь за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеётся, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья. (К. Бальмонт) ОСЕНЬ Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают Прочь за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеётся, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья. (К. Бальмонт)


Он прилетает каждый год Туда, где птичий домик ждет. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. А всё же голос свой имеет. Он прилетает каждый год Туда, где птичий домик ждет. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. А всё же голос свой имеет.




Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг подлетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они снова прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.


Текст, в котором что-то доказывается, раскрываются причинно-следственные связи и следствия какого-то события называется рассуждением. Текст, в котором последовательно излагаются действия или события, следующие друг за другом – повествование. Текст, в котором перечисляются предметы, их признаки, одновременно существующие явления или действия – описание.






Орфографическая подготовка. Безударная гласная. Поредела, листва, качается, скворечник, подлетели, скворчиха, скользнула, поглядел, по сторонам, родным, весной, далёкий Выделите корень. Подчеркни буквы безударных гласных в корне слов. Подберите проверочные слова


Орфографическая подготовка. Глаголы. Поредела, качается, подлетели, скользнула, поглядел, закончилась, вылетела, прощались, прилетят. Наречие. Сиротливо, вдруг, быстро, тихо, снова, сюда, пора. Подчеркни в словах буквы, написание которых надо запомнить Выделите орфограммы.


Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг подлетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они снова прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь. Прощальная песенка.



При написании данной работы “ВПР по русскому языку 6 класс - 2018. Вариант 8” было использовано пособие “ .

Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Летом в лесу буше вали пожары. Сре ди обго релых де ревь ев сохра нила сь не большая осинка на краю не высокого холма. Под осе нь ли ства на ней поре дела и окраси ла сь ярким ба грянцем. (4) Возле этой осинки ещё летом постави ли стог , и сено от време ни стало жё лто -соломенн ого цвета. Изда лека увиди шь стог и осинку и сразу узнае шь родные места.

В нашей заводи сомов больше , чем в городе жите лей . А по утрам рыба жерех набрасы ваетс я на стаи мальков. Жерех хлеще т (3) хвостом по воде, и мале нькие (2) рыбки перевёрты ваютс я вверх брюхом, а хищн ик их поедае т. Мелкой рыбы в воде так много, что от удара ве сла выскаки вает к поверхности целая стайка. Будто кто-то её вверх подброси л. На удо чку рыба плохо бе рёт, зато по ночам ловя тс я на ля гушку сомы. Только ля гушек в этом году по случаю засухи мало.

(По М.М. Пришвину )

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) Морфемный и словообразовательный разборы слова

маленькие (2)
Состав слова:
мал - корень,
еньк - суффикс,
ие - окончание,
маленьк - основа слова.

малый + [еньк] = маленькие (суффиксальный способ словообразования)

(3) Морфологический разбор слова

хлещет (3)

1) Хлещет (что делает?) – глагол, н.ф. – хлестать.
2) Пост. – несов. вид, невозвр., переход., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед.ч.
3) В предложении является сказуемым.

(4) Синтаксический разбор предложения

Под осень листва на ней поредела и окрасилась ярким багрянцем . (4)

  • Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными сказуемыми.
  • Грамматическая основа: листва (подлежащее, выражено именем существительным), поредела (и) окрасилась (однородные сказуемые, выражены глаголами).
  • Второстепенные члены предложения: (поредела) под осень – обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (поредела) на ней – дополнение (возможно: обстоятельство), выражено местоимением с предлогом; (окрасилась) багрянцем – обстоятельство (возможно: дополнение), выражено именем существительным; (багрянцем) ярким – определение, выражено именем прилагательным.

Задание 3

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Ответ

Больше (6 букв и 5 звуков, буква ь звука не обозначает)

Задание 4

Поставьте знак ударения в следующих словах:

Звони т, краси вее, повтори шь, сантиме тр.

Задание 5

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Задание 6

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

  1. менее нужная вещь
  2. двое учениц
  3. к семистам метрам
  4. широкое авеню

Ответ

  1. две ученицы
  2. широкая авеню

Задание 7

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Рождественские морозы в этом году особенно крепкие.
  2. Неприметны в высокой траве мышиные норы.
  3. Песчаные дюны придают особую красоту балтийскому берегу.
  4. Дирижёр самая главная фигура в оркестре.

Ответ

  • распознавание предложения и места постановки тире

Дирижёр – самая главная фигура в оркестре.

В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в им.п.

Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Горы полностью закрыли заходящее солнце и на озеро опустились сумерки.
  2. На клумбе росли белые и красные розы и несколько георгинов.
  3. Ольгу взяли в госпиталь не медсестрой, а санитаркой.
  4. А не пойти ли нам Иван Николаевич завтра в театр?

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

А не пойти ли нам, Иван Николаевич, завтра в театр.

  • обоснование выбора предложения

Это предложение с обращением.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

Текст 2

(1)Самовар в России не был обычной принадлежностью домашнего хозяйства. (2)Он считался залогом достатка, семейного уюта, благополучия. (3)К его покупке относились серьёзно: копили деньги, долго выбирали. (4)Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили на торжества. (5)Дома самовар тщательно начищали, и он всегда красовался на самом видном месте в комнате.

(6)Особой известностью в России пользовались тульские самовары братьев Лисицыных. (7)Братья делали товар высокого качества и на любой вкус. (8)Самовар мог быть большим или маленьким. (9)Обычным или с витиеватым орнаментом. (10)Были самовары круглые, самовары, похожие на яйцо, на бочонок. (11)Походные самовары со съёмными ножками. (12)На дорогих самоварах краники были сделаны в виде зверей и рыб. (13)Изделия братьев Лисицыных соответствовали той важной роли, которую играл в России самовар. (14)Потому они стали у нас востребованным товаром и украшением любой ярмарки.

(15)Самоварное дело не случайно стало развиваться именно в Туле. (16)При всей простоте самовара процесс его создания был сложен и трудоёмок. (17)Чтобы качественно изготовить и спаять детали, требовалось особое умение работать с металлом. (18)Таким умением в то время обладали прежде всего мастера-оружейники. (19)А центром оружейной промышленности России была Тула. (20)Благодаря оружейным умельцам в XIX веке Тула стала центром самоварного дела. (21)В любом уголке России можно было встретить тульский самовар. (22)В 1913 году на тульских фабриках было выпущено около 660 тысяч самоваров. (23)А спрос на эту продукцию, благодаря особому отношению потребителя к изделию, в стране только рос.

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Самовары, большее количество которых изготавливалось в Туле, стали для русского человека важной частью его быта и культуры.

Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Ответ

  1. Значимость самовара для русской семьи.
  2. Самовары братьев Лисицыных.
  3. Тула – центр самоварного производства

Задание 11

Почему центром производства самоваров в России стала именно Тула?

Ответ

Изготовление самовара требовало особых навыков работы с металлом. Этими навыками обладали оружейные мастера. А в Туле находился центр оружейной промышленности.

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «включали» из предложения 4. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Ответ

Включали – добавляли, вносили в состав чего-либо.

Вечером в гостиной включали свет.

Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «витиеватый» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ответ

витиеватый- книжное

витиеватый – сложный, затейливый, замысловатый

Задание 14

Объясните значение фразеологизма заговаривать зубы , запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответ

Заговаривать зубы – обманывать, отвлекать внимание.

Костик часто не делает домашних зданий, но двойку ему ставят редко. Он умеет заговаривать зубы учителям, придумывая разные важные причины, из-за которых он не смог подготовиться к уроку.