Управление и педагогический менеджмент. Понятия «управление» и «педагогический менеджмент. Вопросы и задания для самоконтроля

Современная педагогическая наука и практика придает ему строгий научно обоснованный характер. Термин «управление» появился в науке и практике не так давно.

Понятие «управление» происходит от древнеанглийского « manage», которое произошло от латинского слова «манус», что означает «рука». С понятием «управление» в педагогическом менеджменте применяется слово «руководство». В современной науке и практике эти понятия выступают как идентичные, взаимозаменяемые.

Под управлением понимаются деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.

Основная цель управления - эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.

Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.

Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, заключающиеся в способах постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях.

Управление внутри образовательного заведения представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса как изучения объективных закономерностей этого процесса для достижения оптимального результата.

Его объектом являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия.

Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования. Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.


Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей.

Понятие «педагогический менеджмент» .

В условиях перестройки структур управления в нашей стране особое внимание уделяется менеджменту - управленческому опыту развитых стран мира. Но перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно, так как особенности менеджмента обусловлены совокупностью факторов, среди которых формы государственного устройства, типы собственности, степень развитости рынка и др.

В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления : первый - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ); второй - культура управления (т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения); третий - это рынок, рыночные (т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения. В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается преимущество.

Общая тенденция в менеджменте проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления. Менеджмент используется не столько как система власти в виде иерархической пирамиды, сколько как ресурс развития горизонтальной организационной системы. Современное ПОУ рассматривается как открытая педагогическая система и как особая социально-экономическая организация общества. Обновление системы управления ПОУ может происходить только на основе новых технологий управления его развитием.

Теория педагогического менеджмента открывает перед руководителями и педагогами ПОУ неисчерпаемые резервы, так как обладает следующими его возможностями:

Позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно ориентированный подход к деятельности по достижению максимальных результатов;

Обеспечивает возможность развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося ПОУ;

Создает комфортный психолого-педагогический климат для всех участников образовательного процесса.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику , так как связан с творческой деятельностью людей. Менеджмент вообще можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Педагогический менеджмент имеет присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, орудием труда - язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента - учащихся.

Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта : совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса; социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни. В русском языке его синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением. В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы - обучающих и обучаемых.

Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент - это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.

Менеджмент - это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.

Менеджмент - это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам, ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.

В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:

Процесс постановки и достижения, целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;

Управление бизнесом через филигранную работу с людьми;

Специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;

Умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

Функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

Область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

В науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности», и в значении «области знания».

Современный менеджмент - это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей.

П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива.

2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.

3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.

4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ.СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РФ. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ.

"Государственно-общественный характер управления образованием" В Законе РФ "Об образовании" провозглашён принцип: "демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений". Таковы два типа управляющего взаимодействия основных субъектов социума: государства и гражданского общества в определении и проведении образовательной политики, и решении целей и задач управления в сфере образования. Различие типов взаимодействия, хотя они и связаны, зависит от доминирования в них первых или вторых структур. Государственно-общественное управление имеет вертикальное строение и однонаправленные связи, находится под контролем государства, диктуя условия нижестоящим организациям (к числу которых относят и школу). Это чётко прослеживается в текстах Закона, где во всех статьях обосновываются цели, задачи, функции государства в отношении образовательных учреждений - механизмы государственного управления.

Однако в Законе присутствует (хотя и рассматривается в гораздо меньшем объёме и как соподчинённая часть) общественная составляющая. Например, говорится о праве образовательных учреждений создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы - т.е. общественные структуры). Подчёркивается, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, а это значит, что на сферу образования распространяются все гражданские права и свободы. Да и как реализовать другой принцип, провозглашённый в Законе - принцип свободы и плюрализма, если не опираться на общественную составляющую управления? С другой стороны, общественные структуры управления остаются неразвитыми и отчасти поэтому, отчасти из-за простого нежелания этого партнёрства со стороны государственных структур, закон работает далеко не в полную силу. Значит ли это, что требуется специально и дополнительно "прописать" (т.е. "разрешить использовать") право общественности на участие в управлении? Думается, что в этом нет необходимости.

Потребность есть в другом - в создании самой общественностью практической базы своего участия во всех делах школы. Государственные структуры мешать этому не в праве. Гражданские сообщества просто должны быть настойчивее, активнее и целеустремлённее. Образование как социально-культурный процесс и школа как социально-культурный институт - средоточие, как интересов государства, так и гражданского общества. Школа - одновременно и частица общественной жизни, и элемент структуры, подвластный государственному контролю. В условиях развития демократии и расширения практики соуправления школа будет всё больше опираться на общественные организации и сообщества. Это поможет совершить переход от политики патронажа и доминирования государственного над общественным к их конструктивному оппонированию и взаимодействию.

Государство, поддерживая в системе управления образованием дружественного оппонента в лице родительского сообщества, должно будет заботиться о реальном обеспечении тех прав, полномочий, прерогатив, которые определены в существующих документах. Это - стратегическая задача. Тактическая задача - обеспечить возможность школ самостоятельно решать проблемы взаимодействия субъектов образования с учётом собственных условий и кадровых особенностей. Задача демократизации управления в результате конструктивного диалога школы, гражданского общества и государства состоит в том, чтобы связать всех субъектов в единой "упряжке" совместных действий на основе их реальной заинтересованности в развитии образования. Такая связь осуществляется в каждой школе на основе её самостоятельного определения и выбора модели соуправления (действия её органов, в работе которых участвуют все субъекты реализации образовательной политики).

Механизмом изменения станет не комплекс особых разрешительных (со стороны государства) норм и положений, а конкретное (материальное или финансовое) поощрение со стороны государства тех школ, в которых продуктивное взаимодействие субъектов образования наиболее развито. Итак, общественно-государственное управление - управленческая деятельность, осуществляемая структурами гражданского общества - добровольно сформировавшимися объединениями, ассоциациями и организациями граждан, проводящих общественную образовательную политику на основе демократических процедур самоуправления и соуправления. Эти объединения учреждаются по желанию самих граждан, свободны от правительственного контроля и могут на него воздействовать.

При общественно-государственном управлении получают распространение культурно-образовательная автономия школы и ценности:

· признания широкого круга прав и свобод детей и взрослых в сфере образования и их обеспечения;

· участия детей и взрослых в различных органах школьного соуправления и местного самоуправления;

· признания их права участвовать в обсуждении, инициировании предложений и принятии решений в сфере образования в рамках деятельности органов школьного соуправления и местного самоуправления;

· свободного выражения мнения, которое всегда учитывается;

· регулярной смены (ротации и кооптации) представителей всех субъектов образования в органах самоуправления и соуправления. Доминирование общественно-государственных форм управления создаёт условия для:

· проявления высокой активности членов сообщества и их заинтересованного участия в деятельности;

· самоорганизации сообществ;

· действия процедур, как прямой демократии (непосредственного участия членов школьного сообщества в решении основных вопросов и претворении решений в жизнь), так и представительной демократии (основанной на выборах). Государственная и общественная составляющие управления имеют свои сильные и слабые стороны. Сравним их (см. таблицу ).

Государственная составляющая управления - плюсы: Финансирование и обеспечение развития материально-технической базы сферы образования. Использование ресурсов для решения задач развития образования.

Минусы : Авторитаризм управленческой позиции. Бюрократизм в принятии и исполнении решений. Ставка на административный нажим и давление на общественную инициативу, стремление ограничить её роль и снизить её значение. Тенденции к разрастанию и бюрократизации структуры управления. Использование государственного ресурса при определении и проведении образовательной политики. Попытки разграничения (ограничения) функций и соблюдение властной иерархии. Непринятие по зиции меньшинства.

Общественная составляющая управления-плюсы : Независимость действий органов самоуправления и соуправления. Широкая социальная основа участия общественности (родителей) в соуправлении и деятельности школы. Практика открытых и публичных обсуждений и принятия решений. Поощрение инициативы. Учёт мнения меньшинства.

Минусы: Недостаточные ресурсы и возможности финансирования проектов развития.

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

  • федеральном;
  • региональном;
  • муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

Осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения. Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.

Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает. При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования. В настоящем подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отдела образования.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Подсистемами более общей системы – общеобразовательной школы являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.

Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания, планирования, организации, контроля.

Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда и др.

Сегодня на смену философии «воздействия» в управлении школой идет философия «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления».

Теория управления школой существенно дополняется теорией внутришкольного менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.). теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дают основание для разработки самостоятельного направления – внутришкольного менеджмента.

28. Государственно-общественная система управления образованием

Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 г.

Концептуальная основа развития образования была сформулирована в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» на период до 2025 г., принятой Правительством РФ 16 октября 2000 г. Доктрина устанавливает приоритет образования в государственной политике. В ней утверждается, что государство берет на себя ответственность на настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России, формирование у детей творческих способностей, трудолюбия, высокой нравственности, качественного образования на основе развития материальной базы школы, общедоступное и бесплатное основное и полное среднее образование.

Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования , принимаемая высшим органом законодательной власти – Федеральным Собранием РФ, на перспективу.

Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержанием, которого определяется как общими принципами, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования.

Программа содержит три основных раздела: аналитический , освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный , излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный , определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ «Об образований»:

    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

    единство федерального, культурного и образовательного пространства;

    общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;

    светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

    свобода и плюрализм в образовании;

    демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения,

Социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов,

Включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Государственные органы управления-министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы:

1)разработка и реализация целевых федеральных и международных образовательных программ;

2) разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;

3) государственная аккредитация образовательных учреждений, расширение границ общественной аккредитации; аттестация педагогических кадров;

4) формирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка;

5) финансирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;

6) разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений;

7) прогнозирование сети образовательных учреждений;

8) контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления- совета школы. Функции содержание работы совета определяются «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации».

Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп.

Диверсификация образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов - как государственных, так и негосударственных.

Педагогический менеджмент как прикладная наука возникла на базе двух дисциплин – педагогики и менеджмента. Термин «педагогика» возник в Древней Греции. В переводе на русский язык он означает детовождение. Педагогами назывались наставники, воспи­тывающие детей аристократов. Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т.е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реа­лизуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие преподавателей и уча­щихся с целью передачи им социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Педагогика как гуманитарная наука представляет собой совокупность зна­ний, которые лежат в основе описания, анализа, прогнозирования, проектиро­вания и организации педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития, воспитания и подготовки человека к жизни в обществе.

Под менеджментом понимают научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений.

В современной научной литературе менеджмент рассматривается как:

Процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;

Управление бизнесом с помощью эффективной организации работы членов предприятия;

Специальный вид управленческой деятельности, ориентированной на человека;

Умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

Функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разных организациях;

Область знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

Таким образом, в науке менеджмент рассматривается и в значении «вид деятельности», и в значении «область знания». В мировой практике менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. В нем соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, организацией коллектива для достижения конечной цели. Менеджер же является организатором профессиональной деятельности сотрудников организации.



Предметом менеджмента выступают управленческие процессы в организациях. Управление – функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление – целенаправленное воздействие на какую-либо социальную систему для ее упорядочения, сохранения, совершенствования и развития. Управление является одной из важнейших функций любой организованной системы, без которой эта система не может существовать – она неизбежно погибает. Социальное управление включает процессы сбора и анализа данных о функционировании, организации и деятельности коллектива, выработки и реализации решения, процессы контроля выполнения принятых решений и оценки результатов и мотивации труда сотрудников организации. Все эти процессы опираются на знания и практический опыт руководителей и реализуются с помощью мышления, памяти, восприятия, внимания, общения, речи, волевых усилий и т.д. Иными словами, управление представляет собой психический процесс взаимодействия руководителя и подчиненных по подготовке и реализации организационных решений. Конечной целью управления является оптимизация функционирования системы, получение возможно большего полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах.

Основные этапы процесса управления: сбор и обработка информации; ее анализ, диагноз состояния объекта управления, прогноз его дальнейшего изменения (развития); установление цели; выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, проектирования, программирования; выработка конкретных (частных) управленческих решений; организация деятельности для выполнения решений; контроль за этой деятельностью; сбор и обработка информации о результатах деятельности (далее цикл повторяется).



Педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов и организационных форм управления системой образования и учебно-познавательным процессом, направленным на повышение их эффективности. Предметом педагогического менеджмента являются процессы, явления и проблемы, связанные с особенностями управленческой деятельности руководителей и преподавателей в образовательных учреждениях. Наиболее полное определение менеджмента, которое может быть использовано в образовании, дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер (119). Он считал, что современный менеджмент - это специфический вид управленческой деятельности, ориентированной на человека, имеющий целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

Сплачивать людей вокруг общих целей предприятия, чтобы создать коллектив;

Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять;

Ни на минуту не останавливать развитие людей;

Выстраивать производственную деятельность на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности, поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ;

Разрабатывать комплексные способы и средства оценки эффективности функционирования предприятия.

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ковровская государственная технологическая академия»

Им. В.А. Дегтярёва

Кафедра Менеджмента

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

по теме «Педагогическая деятельность менеджера»

Руководитель: Куликова Т.А.

Исполнитель: Калиганова Е.Е.

ст. гр. ЗМН(2)-110

Ковров 2010.

1. Введение. 3

2. Педагогический менеджмент.

2.1 Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента. 6

2.2. Цели и задачи педагогического менеджмента. 8

2.3. Функции педагогического менеджмента. 11

2.4. Принципы педагогического менеджмента. 14

2.5. Методы педагогического менеджмента. 15

2.6. Факторы, определяющие эффективность педагогического менеджмента 17

2.7. Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента. 18

3. Заключение. 19

4. Список литературы. 20

Введение.

Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга.

Актуальность этой проблемы обуславливается тем, что характер взаимоотношений по вертикали во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива.

Для этого необходимо формировать у руководителя рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время управленческие решения будут страдать некоторой односторонностью.

В отношениях по горизонтали восприятие руководителя связано с формированием внутригрупповых норм. При этом важным является то, как характеристики руководителя воспринимаются большинством членов коллектива и задают эталоны преобладающего к нему отношения. Сформированная коллективом общая оценка может усиливать эффективность управленческих воздействий, либо тормозить их вследствие выработанного в перцептивном опыте эталона отношения коллектива к руководителю.

Эмоциональный компонент групповых оценок руководителя влияет на атмосферу взаимодействия в управлении, а, следовательно, на социально-психологический климат коллектива.

Действуя в комплексе, это оказывает влияние на формирование авторитета руководителя, трудовую активность и заинтересованность членов коллектива в эффективности деятельности.

Специальная структура личности руководителя включает 4 основные подструктуры:

· Профессиональную компетентность;

· Организаторские способности;

· Педагогические качества;

· Морально – этические.

Педагогические качества руководителя.

Существенными функциональными составляющими управленческой деятельности являются обучение и воспитание подчиненных. Эффективное выполнение этих функций предъявляет повышенные требования к педагогическим качествам руководителей. В литературе по психологии управления педагогические качества обычно не выделяют в отдельную подструктуру личности руководителя, а автоматически включаются в группу организаторских качеств.

Такое включение представляется недостаточно обоснованным. Нет сомнения, что организаторские способности и педагогические качества связаны между собой. Но, тем не менее, в деятельности руководителя производственного коллектива четко выделяются самостоятельные задачи по организации, обучению и воспитанию. Вполне могут сложиться такие ситуации, когда в рамках достаточно хорошо организованного производства плохо налажена воспитательная работа с подчиненными. Поэтому, идя от структурно - функциональной организации управленческой деятельности, в структуре личности руководителя необходимо выделить в специальную подструктуру педагогических качеств.

По мнению Н.В. Кузьминой, педагогические способности человека обнаруживаются в том, «насколько быстро он овладевает педагогическими навыками и умением, как он анализирует и обобщает собственную деятельность, ее достоинства и недостатки и как он умеет перестраивать ее в соответствии с целями, которые перед ним стоят». Структура педагогических способностей соответствует структуре педагогической деятельности. В педагогической науке выделяют конструктивные, организаторские, коммуникативные, и гностические компоненты педагогической деятельности и способностей. От их формирования и развития будет зависеть успешность руководства производственным коллективом.

2.1. Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента.

Поиск новой философии социального управления, обусловленный происходящими в нашей стране изменениями экономических отношений, государственно-политического устройства, общественного сознания, ценностей и ориентаций, осуществляется как через переосмысление и переоценку своего управленческого опыта, так и через изучение, анализ, оценку и адаптацию к нашим условиям мирового управленческого опыта. Этот мировой опыт управления на уровне организации (завода, фирмы, компании, объединения, школы и др.) выражается в общем понятии «менеджмент».

В книге М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей», как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях» и как «область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию». Таким образом, слово менеджмент, переводимое с английского как «управление», рассматривается в значении вида деятельности, и в значении области знания. Кроме того в многочисленных источниках менеджмент рассматривается не только как наука (область знаний) управления, но и как искусство управления, основывающееся на здравом смысле и интуиции менеджера (управления), проявляющееся в нестандартности и оригинальности его решений, быстрой реакции и импровизации действий.

Педагогический менеджмент как деятельностная (в первую очередь) и суммативная система одновременно имеет свою структуру и системообразующие факторы, которые можно условно представить в следующем виде.

1. Сущность и характеристика основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы.

2. Цели педагогического менеджмента.

3. Основные задачи, стоящие перед менеджером образовательного процесса.

4. Принципы педагогического менеджмента.

4.1. Общие принципы управления.

4.2. Принципы научной организации педагогического и управленческого труда.

4.3. Принципы аналитической деятельности менеджера образовательного процесса.

5. Функции (основные функциональные компоненты) педагогического менеджмента.

6. Методы управления (методы педагогического менеджмента).

7. Результат деятельности субъектов менеджмента.

7.1. Эффективность как характеристика процесса совместной деятельности преподавателя и учащихся.

7.2. Качество как характеристика конечного результата.

Педагогический менеджмент как деятельностная система включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы:

· цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат);

· субъект деятельности (директор, его заместители, преподаватели, учащиеся, студенты и т.п.);

· объект деятельности (он же второй субъект) – исполнитель распоряжений руководителя (учащийся, студент, преподаватель, заместитель директора и т.д.);

· способы деятельности (методы и стиль взаимодействия преподавателя с учащимися, руководителя с преподавателем и учащимися и т.д.).

2.2. Цели и задачи педагогического менеджмента.

Второй составляющей основы управления педагогическими системами являются цели деятельности субъектов педагогического менеджмента.

Цель деятельности – планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель – модель результата).

Цель занятий (урока) реально достижимый итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести большинство обучаемых в ходе учебных занятий (чему планирует научить определять, вычислять, измерять, анализировать, находить, решать и т.п.).

Цель посещения занятий (урока) – вид и результат деятельности преподавателя и учащихся, который обязательно отслеживается на каждом учебном занятии и поддается вербальной и количественной оценке.

Таким образом, выделяется проблема определения основных целей воспитания в современном обществе. И.Ф. Харламов вслед за Х.И. Лейметсом считает, что воспитание можно понимать как процесс управления развитием личности.

На современном этапе развития общества в качестве основных можно предложить следующие цели воспитания.

1. всестороннее развитие личности.

2. воспитание гражданина-патриота.

3. избежание крайностей коллективизма и индивидуализма.

4. устойчивое развитие общества как саморазвивающейся и целенаправленной системы.

5. быстрая адаптация личности к реальным условиям конкретного социума.

Подбор и расстановка, подготовка и воспитание кадров – сложная социально-психологическая и психолого-педагогическая задача, требующая от руководителя определенных способностей и личностных качеств, знаний, умений и навыков. В данном случае в задачи руководителя входят:

1. подбор кадров, их начальная оценка и расстановка;

2. подготовка кадров, в том числе переподготовка, повышение квалификации, организация непрерывного образования;

3. оценка персонала, которая предполагает:

а) текущую оценку работников и результатов их деятельности,

б) периодическую аттестацию руководителей, специалистов и служащих;

4. расстановка кадров, предполагающая:

а) распределение работников по рабочим местам,

б) формирование, подготовку и выдвижение резерва руководящих кадров,

в) ориентационно-методическое обеспечение выборов и конкурсов на замещение должностей руководителей и специалистов;

5. совершенствование структуры коллектива и повышение его устойчивости, включающее:

а) изучение потребностей и интересов различных учителей и динамики изменений структуры коллектива,

б) изучение причин текучести кадров и нарушений трудовой дисциплины, совершенствование социально-педагогического климата коллектива.

Основные задачи педагогического менеджмента :

1. отражают периодичность и последовательность как отдельных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом;

2. предусматривают методику и правила выполнения отдельных видов работы на конкретный отрезок времени;

3. определяют требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени;

4. устанавливают требования к составу и квалификации исполнителей, определенных для конкретной деятельности (в соответствии с их функциональными обязанностями);

5. определяют количество необходимой информации и ее основные источники с учетом оптимальности (необходимости и недостаточности);

6. определяют и предусматривают основные правила контроля и учета хода и результатов деятельности исполнителей.

2.3. Функции педагогического менеджмента.

Важным понятием педагогического менеджмента является понятие о его функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятельности, а точнее – законченный цикл определенных действий в сумме и составляющих управленческую деятельность в целом. Другими словами, функция – это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Исходя из теории менеджмента и анализа практики управления средними учебными заведениями можно выделить следующие основные функции педагогического менеджмента.

Функция планирования, или принятия решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы, решения совета, решения педсовета и т.п.). Планирование учебно-воспитательного процесса – первый основной компонент (функция) педагогического менеджмента, реализуемый через определение основных видов деятельности и мероприятий с указанием конкретных исполнителей, сроков исполнения с учетом имеющегося в распоряжении данного субъекта фактического бюджета времени. Несомненно, что всякое управленческое воздействие является итогом определенного управленческого решения, принятого менеджером конкретного уровня управления. При этом управленческое решение должно удовлетворять целому ряду требований. Анализ теории менеджмента и изучение практики показывает, что решение должно:

· иметь целевую направленность, т.е. полностью соответствовать цели педагогического менеджмента;

· быть обоснованным, адресным (кто будет претворять его в жизнь и нести ответственность за его эффективную реализацию) и правомочным;

· быть непротиворечивым, т.е. отражать единство и согласованность с общей системой принимаемых управленческих решений;

· отвечать условию конкретности по времени его реализации и предусматривать критерии эффективности его реализации с учетом оптимальности затрачиваемых сил, средств и времени;

· быть актуальным и современным;

· быть полным, кратко и четко изложенным.

Функция организации выполнения принятых решений и планов включает в себя:

· доведение принятого решения (плана) до исполнителя;

· материально-техническое обеспечение возможности выполнения данного решения (плана);

· согласование данного решения (плана) с установками и потребностями личности исполнителя (второго субъекта менеджмента).

Организация выполнения принятых решений и планов – второй базовый компонент (вторая функция) педагогического менеджмента, основой которой являются принципы научной организации труда (НОТ).

Функция мотивации. Члены организации должны выполнять свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации, порой да же не осознавая этого.

Функция предварительного, текущего, отсроченного и итогового контроля. Предварительный контроль предполагает проверку планов, остальные виды контроля – координирование деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности, анализ и оценку ее эффективности на основании результатов этого контроля.

Исходя из функций педагогического менеджмента могут иметь место различные уровни или роли, управления, а именно:

1) роль главного руководителя, предполагающая участие в мероприятиях, когда к этому обязывает положение;

2) роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию подчиненных, подбор и расстановку кадров;

3) роль связующего звена. Предполагает осуществление переписки, участие в совещаниях на стороне, т.е. заключается в установлении внешних контактов с организациями и частными лицами;

4) приемник информации. Суть работы состоит в поиске и получении необходимой информации. При этом менеджер обрабатывает всю почту, осуществляет контакты в целях получения информации;

5) распространитель информации. Менеджер передает информацию, полученную из внешних источников, членам своей организации, организует рассылку почты по организациям с целью распространения информации;

6) предприниматель. В данной роли менеджер разрабатывает и запускает «проекты к совершенствованию», приносящие изменения;

7) устраняющий нарушения. Менеджер осуществляет корректировочные действия в случаях, когда в организации назревает кризис и возникают проблемы;

8) распределитель ресурсов. Роль подразумевает ответственность за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений;

9) ведущий переговоры. Менеджер является ответственным за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.

2.4. Принципы педагогического менеджмента.

Принципы педагогического менеджмента – основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами). К ним относятся принципы гуманизации и оптимальности .

Принципы аналитической деятельности субъекта менеджмента – основные правила, которых должен придерживаться менеджер при наблюдении, анализе и оценке эффективности деятельности.

Важнейшим принципом педагогического менеджмента является принцип конкретного целеполагания или принцип целенаправленности , как основы планирования и контроля, т.е. основы содержания всей деятельности менеджера любого уровня управления. В целом принцип целенаправленности педагогического менеджмента отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности.

Принцип кооперации и разделения труда отражает важнейшее требование к управленческой деятельности менеджера любого уровня. Недопустимо стремление руководителя все сделать самому: составить план работы, организовать его выполнение, единолично контролировать и координировать деятельность всех исполнителей.

Четкая реализация основных идей педагогического менеджмента на практике невозможна без реализации принципа функционального подхода . Претворение в жизнь этого принципа является так же условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций исполнителей.

Принцип комплексности предполагает сочетание целевого, функционального и линейного управления. Системное управление немыслимо вне комплекса научно обоснованных субъект-субъектных управленческих воздействий, и данный принцип составляет его суть.

2.5. Методы педагогического менеджмента.

Разработка научных основ педагогического менеджмента актуализирует вопрос методов управления, которые выступают в качестве способов достижения поставленных целей педагогического менеджмента и реализации основных его функций. Существует четыре группы методов педагогического менеджмента:

·первая группа – экономические методы, или методы экономического стимулирования;

·вторая группа – организационно-распорядительские, или административные методы;

·третья группа – методы психолого-педагогического воздействия;

·четвертая группа – методы общественного воздействия.

В зависимости от задач кадровой работы эти методы можно систематизировать следующим образом (табл. 1.1.)

Таблица 1.1.

Применение методов психолого-педагогического воздействия в зависимости от задач кадровой работы.

Задача кадровой работы Объект исследования Метод исследования
Подбор кадров 1. Направленность личности 1.Беседа, наблюдение, тесты, библиографический метод
2. Уровень развития общих и специальных способностей 2.Тесты общих и специальных способностей
3. Индивидуально-психологические и личностные особенности педагогов 3. Личностные тесты
Подготовка кадров 1. Профессионально необходимые знания, умения, навыки 1. Экспертные оценки, опросы, беседы
2. Эффективность методов психолого-педагогического воздействия на обучаемых 2. Анализ конкретных ситуаций, деловые игры, социально-психологический тренинг
3. Эффективность форм профессионального обучения 3. Различные психолого-педагогические методы
Оценка и расстановка кадров 1. Соответствие работника выполняемой работе 1. Опросники, тесты, анкеты
2. Возможность дальнейшего использования работника 2. Групповая оценка личности (ГОЛ)
3. Результаты трудовой деятельности 3. Наблюдение, беседа, анализ результатов трудовой деятельности
4. Место педагога в системе внутриколлективных отношений 4. Социометрия
Рациональное использование кадров 1. Причины текучести и нарушений трудовой дисциплины 1. Социометрия и референтометрия, тесты межличностных отношений
2. Состояние социально-психологического климата коллектива 2. Опросники, анкеты, тесты
3. Эффективность кадровой работы 3. Анализ документов, исследование стиля руководства, наблюдение

Методы педагогического менеджмента необходимо систематизировать по уровням управленческой деятельности. Можно выделить три таких уровня:

1. личностный (индивидуальный) – микроуровень, на котором решаются задачи соответствия работника конкретному рабочему месту;

2. групповой (социально-психологический) – мезоуровень, в рамках которого производится оптимальная расстановка работников в коллективе;

3. социологический – макроуровень, на котором формируются социальные механизмы создания «элитных групп» управления (руководящих работников различного уровня).

2.6. Факторы, определяющие эффективность педагогического менеджмента.

Основой эффективности организации управления педагогическими системами являются предупреждение и преодоление элементов формализма в образовательном процессе в средних учебных заведениях. Основные базовые понятия этой сферы педагогического менеджмента.

Формализм в педагогическом менеджменте – предпочтение бумаготворчества живому делу, нарушение системного, комплексного подхода к вопросам планирования, организации, наблюдения, анализа и оценки эффективности деятельности исполнителей.

Формализм в обучении – стремление фетишировать механическое, бездумное запоминание правил, законов, определений в ущерб их пониманию и осознанному применению на практике.

Формализм в воспитании – предпочтение словесной методики в воспитании (а не наглядной и практической), массовых форм работы (а не индивидуального подхода), отдельных направлений в воспитании (а не комплексного подхода), подавление инициативы и самостоятельности воспитанников (директивное воспитание).

Формализм в планировании образовательного процесса – большое количество плановых мероприятий без учета фактического учета времени, реальных возможностей исполнителей, актуальности и целесообразности планируемых мероприятий.

Формализм в организации учебно-познавательной деятельности учащихся заключается прежде всего в игнорировании принципа связи обучения и воспитания с жизнью, психолого-физиологических требований к организации умственного труда.

Формализм при контроле за образовательным процессом – стремление поставить форму над содержанием деятельности, одноразовые количественные показатели – над качественными, устаревшие нормы и инструкции – над реальными и целесообразными действиями проверяемых.

2.7. Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента.

Результат образовательной деятельности субъектов менеджмента – чрезвычайно важная и сложная составляющая базовых понятий теории, методики и практики педагогического менеджмента. Она включает в себя целый ряд весьма актуальных понятий и определений.

Качество знаний учащихся – прочность, глубина и системность этих знаний и их осознанное применение на практике.

Степень обученности учащегося – уровень последовательных показателей усвоения материала учащимся в процессе обучения.

В целом успешное достижение целей и задач руководителя педагогического менеджмента предопределяется рядом важных факторов. Их можно разделить на четыре группы:

1) личностный фактор руководителя (степень его подготовленности и профессионализма, его целевые установки, ценностные ориентации и потребности);

2) морально-психологический климат в системе субъективных отношений (степень взаимодействия и степень заинтересованности в обучении);

3) временные характеристики как фактор рационализации и научной организации образовательного процесса;

4) пространственные характеристики как фактор эффективной деятельности взаимодействующих субъектов, в которых протекает деятельность.

Заключение.

Для профессиональной деятельности менеджера в сфере преподавания имеют значение следующие важнейшие аспекты:

· научная квалификация;

· педагогические способности;

· опыт практического руководства коллективами людей.

Следует отметить, что для успешного преподавания желательно наличие всех трех аспектов подготовки, однако решающее значение имеют научная квалификация и педагогические способности. Исторический опыт показывает, что ведущие профессора высших учебных заведений, как правило, являются лидерами научных исследований в области управления. Профессия преподавателя менеджмента имеет свои особенности по сравнению с профессиями практического руководителя (менеджера-практика) и научного работника, специализирующегося в области управления (менеджера-ученого). Эти особенности проистекают их того, что преподаватель менеджмента должен не только располагать знаниями в области управления, но и уметь передать эти знания своим студентам (слушателям), привить им практические навыки и умения в области управления организацией. В этой связи многие профессиональные знания, навыки и умения преподавателя менеджмента отвечают требованиям, предъявляемым к профессии преподавателя.

Список литературы

1. Карпов А.В.

Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 584с.: ил.

2. Авдулова Т.П.

Психология менеджмента: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256с.

3. Пряжников Н.С.

Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 368с.

4. Гончаров М.А.

Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А.Гончаров. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008-480с.

Традиционная система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при внедрении идей педагогического менеджмента в практику образовательных учреждений.

С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы :

Принцип уважения и доверия к человеку;

Принцип целостного взгляда человека;

Принцип сотрудничества;

Принцип социальной справедливости;

Принцип индивидуального подхода в управлении;

Принцип обогащения работы педагога;

Принцип личного стимулирования;

Принцип консенсуса;

Принцип коллективного принятия решения;

Принцип целевой гармонизации;

Принцип горизонтальных связей;

Принцип автономизации управления;

Принцип постоянного обновления.

Остановимся несколько более подробно на каждом из названных выше принципе.

Принцип уважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.

Требования этого принципа:

уважайте личное достоинство человека, признавайте за человеком соответствующие права и возможности;

уважайте человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в других также присутствует человек;

предоставляйте личности когда это возможно, свободу выбора;

доверяйте человеку; его потенциальные возможности неисчерпаемы;

создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения;

уважайте человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;

создавайте обстановку, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;

максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе;

поощряйте достижения и личный вклад каждого в дела образовательного учреждения;

гарантируйте каждому педагогу и ребенку личную защищенность в коллективе.

Принцип целостного взгляда человека – вторая очень важная позиция в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многоцветии ее качеств и проявлений. Из этого принципа также вытекает целый ряд конкретных требований:

стройте свои отношения с педагогом не как должностное лицо с подчиненным, а как человек с человеком;

не ограничивайте отношения с педагогами только должностными обязанностями, вникайте в их жизнь, духовный мир и стремления, иначе каждый педагог неизбежно будет чувствовать отчужденность;

помните, что жизнь педагога и ребенка не ограничивается только часами, проведенными в образовательном учреждении, - она гораздо шире и богаче;

общаясь с педагогом, никогда не забывайте, что его работа составляет большую часть его жизни, - сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе были для педагога светлыми и радостными;

управленец должен быть причастен к образу жизни членов педагогического коллектива, он должен понимать, в чем состоят общие их потребности;

встречайтесь с педагогами не только в формально-официальной обстановке, но и в такой, где можно просто пообщаться, «поговорить по душам».

Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Приведем некоторые, вытекающие из него требования:

считайтесь с человеком как с активным фактором, а не с пассивным элементом педагогической системы;

знайте и учитывайте личные качества педагогов и на основе этого формируйте оптимальные социально-педагогические связи между ними, создавая рабочую высокопродуктивную атмосферу в образовательном учреждении;

цените в педагоге гуманное отношение к детям, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется не подчиненный, а со трудник, человек дела;

создавайте атмосферу не только возложения на педагога ответственности, но и осознания им роли и необходимости участия в процессе управления образовательным учреждением;

бережно относитесь к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же и по отношению к педагогам;

основными паролями совместной деятельности руководителя и педагогического коллектива должны быть: человечность, сознательная дисциплина, инициатива, педагогически целесообразная работа. Инициатива вначале, работа потом, человечность и сознательная дисциплина – всегда;

сначала - пристальное внимание, анализ, диагноз, потом – принятие решения – вот основа сотрудничества.

Н.Витке считал, что вся суть административной работы заключается в создании атмосферы дружного коллективного сотрудничества, при сочетании всеми признанного делового и морального авторитета администрации с проявлением самой широкой инициативы сотрудников учреждения.

Принцип социальной справедливости предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его средства. Некоторые требования, вытекающие из этого принципа:

стремитесь равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди педагогов, осторожно и постепенно включая их в социальную структуру;

создавайте условия и предпосылки, дающие возможность проявить свои профессиональные и другие способности не только «педагогическим звездочкам», но и всем педагогам;

поощряйте, оценивайте деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых» возможностей;

всегда при оценке труда педагога приводите в соответствие его трудовые достижения и их общественное признание;

помните, что одной из гарантий социальной справедливости в педагогическом коллективе является гласность, систематическое освещение в коллективе всей деятельности аппарата управления;

руководитель должен учитывать, что уровень социальной справедливости всегда находит отражение в общественном мнении, которое оценивает его в целом и по отдельным параметрам;

ощущение несправедливости возникает тогда, когда человек признает, что соотношение его трудового вклада и результата оценено ниже (несправедливо) по сравнению с соотношением вклада и результата других участников деятельности. Отсюда и возникают конфликты.

Принцип индивидуального подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Некоторые требования этого принципа формулируются следующим образом:

помните, что индивидуальный подход может опираться только на глубокое изучение системы работы каждого педагога и его личности;

на основе этого изучения индивидуализируйте объем, частоту и формы общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрение одних и расширение требований к другим;

в ходе индивидуальной работы с педагогом помогайте ему укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он обладает. Вселяйте в него профессиональную уверенность. Помните, что поощрение желательных видов индивидуального поведения всегда более плодотворно, чем подавление нежелательных. Опора на сильные стороны приносит больше пользы, чем бесконечный «разбор» недостатков;

одной из главных задач индивидуального подхода в управлении образовательным учреждением является задача выравнивания профессионального мастерства педагогов, постепенное доведение отстающих до уровня передовых;

определяйте для каждого педагога его индивидуальные цели и рубежи их достижения, - этим вы обеспечите ему путь к успеху.

Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности. Некоторые конкретные требования этого принципа:

проводить с педагогами консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;

создать условия для включения педагогов в инновационную деятельность;

организовывать посещение уроков (занятий с детьми) творчески работающих педагогов в своем и других образовательных учреждениях;

проводить семинары, «круглые столы» по проблемам методов образовательной деятельности;

следить за повышением квалификации педагогов.

Принцип личного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом. Об этом свидетельствуют некоторые требования, вытекающие из этого принципа:

каждый руководитель должен иметь хорошо продуманную систему стимулов, включающую материальное и моральное стимулирование. Кроме того, необходимо помнить, что вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение руководителя также являются достаточно действенными стимулами для подчиненных;

вся работа руководителя с педагогами должна строиться на основе стимулирования их деятельности: создание условий для труда, создание атмосферы взаимной удовлетворенности, создание системы творческой деятельности, создание условий для самообразования и т.д.

Реализация принципа консенсуса позволит руководителю в условиях формирования у педагогов самостоятельных взглядов и различных точек зрения привести коллектив к согласию, перевести людей от конфронтации к сотрудничеству. Приведем некоторые требования этого принципа:

в основе консенсуса должна лежать объективная оценка точек зрения членов коллектива при обсуждении проблемы или принятия решения;

руководитель должен особенно четко и логично аргументировать свою точку зрения, чтобы ее восприняло «критическое большинство» в коллективе;

основным инструментом руководителя должен быть логический анализ ошибочных суждений. Он должен уметь вскрывать противоречия в суждениях коллег, добиваться осознания ими этих противоречий и пересмотра своей точки зрения, когда это необходимо;

умейте идти на взаимные уступки, но не во вред делу.

Принцип коллективного принятия решения – это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями. Некоторые требования принципа:

Не всякое решение должно приниматься коллективно (это касается оперативных ситуаций, рутинных, повторяющихся дел). Коллективно принимаются решения играющие существенную роль в жизнедеятельности образовательного учреждения (принятие его Устава, определение режима работы, принятие Программы развития и т.д.), касающиеся практически каждого члена коллектива;

с информацией, на основе которой будет приниматься такое решение, должен познакомиться каждый член коллектива;

решение только в том случае будет активно поддерживаться частью коллектива, если педагоги активно участвовали в его подготовке;

всегда надо помнить, что там, где решение, принято большинством, бывает и меньшинство, не согласное с ним. С этим меньшинство необходимо и дальше вести работу, вовлекая его в процесс выполнения решения.

Принцип целевой гармонизации предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую работу руководителя с целями, в результате которой в образовательном учреждении появляется целевая целостность, т.е. такое положение, когда частные, лично профессиональные цели членов педагогического коллектива соответствуют общим целям образовательного учреждения, что является задачей управления образовательной системой. Некоторые принципы, вытекающие из этого принципа:

что бы в образовательном учреждении ни делалось, - все должно делаться на основе осмысленной, предварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;

целевая целостность в образовательном учреждении формируется не сразу, это результат длительной и кропотливой работы руководителя с кадрами;

приверженность целям образовательного учреждения связана с убеждениями педагога, с его приверженностью основным ценностям образовательного учреждения и его культуре.

Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом, не позволяет педагогу профессионально обособиться в коллективе. Вот некоторые требования принципа:

принцип реализуется в процессе делегирования полномочий педагогам, коллективном принятии решений, установления единого статуса всех работников и др.;

горизонтальные связи необходимо формировать целесообразно, имея программу на длительное время;

при формировании такой системы связей необходимо учитывать неформальные, дружеские связи между педагогами, с одной стороны, они улучшат качество работы, с другой - они могут стать источником оппозиции администрации и целям образовательного учреждения.

Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации управления, являясь необходимым условием формирования групп линейных менеджеров (локальных руководителей внутри образовательного учреждения). Автономизация позволяет децентрализовать контроль за качеством профессиональной деятельности педагогов. Некоторые требования к осуществлению принципа:

во главе автономных участков управления обязательно должны находиться высококвалифицированные педагоги, изъявившие желание заниматься управленческой деятельностью;

желательно, чтобы педагоги, руководящие конкретными участками управления (методическим объединением, командой диагностического сопровождения, командой учебно-программного обеспечения, командой педагогической поддержки ребенка и т.д.) выбирались или утверждались на собрании всего педагогического коллектива;

все педагоги, ставшие во главе автономных подразделений, должны пройти соответствующую подготовку.

Принцип постоянного обновления обусловливает перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип – основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур, иных изменений в образовательном учреждении. Некоторые требования к его осуществлению:

любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой;

изменения должны быть основаны на детальном плане (проекте) и расчете, который обязательно приведет к успеху, - если уверенности в успехе нет, их лучше не проводить;

коллектив должен готов теоретически и практически к осуществлению изменений;

сопротивление переменам было, есть и будет, учитывая это, необходимо искать консенсус и склонять людей к идее неизбежности и обоснованности внесения изменений;

процесс перемен в образовательном учреждении – это, прежде всего, процесс перемен в самом педагоге, в его личности.

Представленные выше принципы системны, - для осуществления эффективного управления каждый из них «работает» только при условии, что и остальные, взаимосвязанные с ним, также исполняются.