Замволт крупнейший эсминец. Флот США получил «невидимый» супер-эсминец. «СП»: - В чем слабые места Zumwalt

Американская судоверфь Bath Iron Works, отделение корпорации General Dynamics, спустила на воду головной ракетный «эсминец будущего» DDG1000. Чем же хорош и чем плох этот необычно выглядящий корабль, и что в ответ ему готовят конкуренты США – следующие по силе океанские флоты России и Китая?

И так ли уж правы американские СМИ, превознося этот корабль до небес?

Спуск корпуса корабля был проведен без официальной церемонии «крещения», разбития бутылки шампанского и прочих традиций. Дело не только в том, что спуск проходил ночью, подальше от глаз чужих спутников и разведчиков «в штатском», – так часто спускали, например, секретные АПЛ спецназначения в СССР и РФ, но и в том, что на «крещении» сэкономили. Из-за недавнего «шатдауна» правительства США и сам спуск на воду отложили на полторы недели, и пышные церемонии тоже состоятся позже. Хотя суеверные моряки и говорят, что подобными вещами не стоит пренебрегать – не к добру.

DDG1000, которому планируется присвоить имя «Замволт», выглядит для современного глаза крайне необычно. Не секрет, что все современные боевые корабли строятся с учетом задачи сокращения эффективной поверхности рассеивания (ЭПР), то есть радиолокационной заметности корабля. Между прочим, одним из первых боевых кораблей, построенных с частичным учетом этих требований, был советский атомный тяжелый ракетный крейсер «Киров» (есть и иные мнения, что таким кораблем был наш сторожевой корабль «Неустрашимый» или французские фрегаты типа «Лафайет»).

Единственная, вырубленная будто топором гладкая надстройка, минимум выступающих элементов радиоэлектронного вооружения и оружия – все подчинено этой цели. Для того же сделаны и заваленные в обратную сторону борта, они часто встречаются у современных кораблей, но ни у кого они не завалены прямо от ватерлинии, что делает DDG1000 похожим на броненосец или броненосный крейсер конца XIX или начала XX века.

Еще больше роднит его с такими кораблями острый с обратным углом наклона, «таранного типа» форштевень. Такая форма носа является воплощением иной, по сравнению с ныне распространенной, концепции обтекания волнами носа корабля – якобы она гарантирует ему хорошую мореходность при низком, в угоду снижению ЭПР, борте. Это называется «пробиванием», пронизыванием волны – вместо взбирания на волну. Американцы, конечно, строили маленький корабль-прототип для проверки этой идеи, но как это все будет в условиях реального большого волнения, ни компьютерное моделирование, ни опытные суда не могут установить стопроцентно. В общем, видно будет, когда в море выйдет. Стоит заметить, что в России тоже есть суда, построенные с подобной формой носа, и строятся они для Арктики.

Эсминец вышел большим – 183 метра длиной и 14 500 тонн водоизмещения. Сложно сказать, можно ли вообще считать его эсминцем или лучше крейсером, в настоящий момент в ВМС США эти два типа кораблей практически слились в один и отличаются лишь немного размерами и емкостью универсальных вертикальных пусковых установок (УВП). Учитывая то, что «Замволт» значительно больше строящихся крупной серией эсминцев типа «Орли Берк», а будет этих кораблей всего три, наверное, лучше бы переклассифицировать его в крейсер. Да и цена его соответствует не эсминцу, а скорее авианосцу, что в итоге и сгубило мечты о большой серии этих суперкораблей.

Сама по себе история данного проекта – история постоянной борьбы с непрерывно растущей ценой и уменьшения его серийности, а также упрощения конструкции и снижения тактико-технических характеристик (ТТХ). Все началось, наверное, еще в конце 70-х годов, когда умами в штабах ВМС США овладела идея «корабля-арсенала» – корабля с минимумом надстроек, с пониженной ЭПР, зато набитого максимальным числом ячеек унифицированных шахтных пусковых установок для различного вооружения, в основном ударного, для атаки наземных целей. Кстати сказать, точно такая же идея пришла в голову и советским флотоводцам – в те годы существовал проект 1080 – ударный крейсер-арсенал. Были такие проекты у нас и в 80-х годах. Но таких кораблей в итоге не построили ни в США, ни в СССР.

Новая концепция перспективных тяжелых кораблей ВМС США SC-21 появилась после 1991 года. Она состояла из перспективного крейсера CG21 (затем CG(X)) и перспективного эсминца DD21 (затем DD(X)). Основной идеей была универсальность – предполагалось, что и крейсер, и эсминец должны были иметь способность выполнять любые задачи, как боевые (поддержка десанта, удары по наземным целям или борьба с надводными кораблями, подводными лодками, обеспечение ПВО корабельного соединения), так и небоевые (например, эвакуация мирных граждан из «проблемной» страны). Только все эти благие пожелания «всего и побольше» натолкнулись тут же на суровые экономические будни.

Необходимость этих кораблей была в новых условиях не очевидной, да и цена начала взрывообразно расти. Связано это было и с ростом цен на современную электронику и системы оружия, и с растущими аппетитами компаний, которым в условиях, когда речь не идет о выживании США в военном противостоянии, плевать на интересы страны, зато очень важен свой карман. Разумеется, рост цены вел к сокращению серии, а сокращение серии влекло повышение цены, т. к. общие издержки распределялись по меньшему числу корпусов. Первой жертвой Конгресса пал крейсер, который сначала отложили, а теперь и вовсе не вспоминают. Считается, что замены у крейсеров типа «Тикондерога» не будет, точнее, их заменят эсминцы типа «Орли Берк» последних серий.

Затем начали урезать и эсминец. Сначала серию, планировавшуюся из 32 кораблей, сократили на восемь. Затем их осталось 11, потом семь, в конечном же итоге серию сократили до двух кораблей. А потом лоббистам проекта удалось вымолить еще один. Цена, конечно, тоже выросла. Только на разработку проекта затрачено около 10 млрд долларов. Вместе с распределением расходов на опытно-конструкторские работы по трем корпусам цена за корабль составляет порядка 7 млрд долларов за единицу, это не считая стоимости жизненного цикла. Да за такие деньги можно построить атомный авианосец или пару атомных подлодок! А у нас в России и на пару авианосцев, наверное, хватило бы (только и ждать их пришлось бы долго – пока у нас крупные корабли строят очень медленно).

Естественно, с течением времени не только росла цена, но и сокращались возможности проекта. В конечном итоге DD(X) переименовали в DDG1000, одновременно сократив водоизмещение и вооружение. Причем результаты этих сокращений вызывают довольно-таки двойственное отношение. Попробуем разобраться.

На DDG1000 применен новый тип универсальной вертикальной пусковой установки (УВП) Мк.57 вместо широко распространенной УВП Мк.41. Каждая секция состоит из четырех ячеек, всего на корабле 20 секций и 80 ячеек для ракет. На DD(X) предполагалось большее число ячеек – 117–128, но и сам корабль был бы в 16 000 тонн, обладая, однако, увеличенными возможностями. Причем на «Замволте» применено оригинальное решение – в отличие от предыдущих проектов, УВП размещаются не в двух местах (перед и за надстройками), а группами по бортам по всему кораблю. С одной стороны, такое решение делает ракеты в пусковых шахтах менее уязвимыми и менее склонными к детонации. С другой – защита внутренних отсеков ракетными ячейками выглядит достаточно странным решением.

Что же эсминец несет в своих 80 гнездах? Это в первую очередь крылатые ракеты морского базирования «Томагавк» разных модификаций для нанесения ударов по наземным целям в обычном оснащении (ядерного нестратегического оружия в ВМС США больше нет, уничтожено, в отличие от ВМФ РФ, где оно есть и развивается). Также могут использоваться противолодочные ракеты ASROC-VLS.

C зенитно-ракетным вооружением вопрос несколько сложнее. Изначально предполагалось, что эсминец сможет выполнять функции и ПРО на театре военных действий (ПРО ТВД), и зональной ПВО соединений. Для этого он должен был оснащаться ЗУР SM-2MR, их потомком SM-6, а для задач ПРО – модификациями противоракеты SM-3. Только вот ничего этого на данном этапе на этих кораблях не будет, возможно, только пока. Шахтные ПУ совместимы с этими ракетами, а вот проблемы возникли с РЛС. Для «Замволта» сначала разрабатывалась связка из двух мощных радиолокационных комплексов двух разных диапазонов: AN/SPY-3 с отличными возможностями работы по высотным целям и целям в ближнем космосе и AN/SPY-4 – РЛС объемного поиска. Столкнувшись с тем, что SPY-4, разрабатываемый также для «почившего» крейсера CG(X), не помещается в урезанный проект DDG1000, Пентагон попросту прекратил его разработку в 2010 году, начав проектирование с нуля новой системы AMDR (Air Missile Defense Radar). Но затем с ним начались проблемы, до сих пор на выходе ничего нет.

Есть проблемы и с SPY-3, в результате чего пока что для «Замволта» везде указывается единственный тип зенитных управляемых ракет (ЗУР) – RIM-162 ESSM (Evolved Sea Sparrow Missile). Эта ЗУР, созданная на базе старого семейства ЗУР Sea Sparrow (на базе известной ракеты «воздух-воздух»), является их глубокой переработкой. Она приспособлена для запуска как из старых пусковых установок, так и из ВПУ. Она имеет дальность до 50 км и потолок перехвата до 15 км и соответствует примерно ЗУР российского флотского ЗРК «Штиль-1». Это оружие хорошо подходит для кораблей типа корвета или фрегата, но для такого эсминца, который скорее надо называть крейсером из-за его размеров, его явно маловато. Хотя у ESSM есть большой плюс: она компактна и помещается в одну ячейку по четыре штуки, поэтому боекомплект этих ЗУР может измеряться и парой сотен. Несмотря на заявления представителей разработчиков зенитных систем корабля – компании «Рэйтеон» – о том, что зенитные и в перспективе противоракетные возможности DDG1000 «не ниже, чем у других крупных кораблей ВМС США», высокие представители флотского командования заявляют пока об обратном. В общем-то, стоит предположить, что дальнобойные ЗУР SM-2 и SM-6 на этих кораблях в итоге будут, а вот насчет возможностей ПРО – пока неясно.

Нет на «Замволте» и еще одного вида оружия, который для современных кораблей практически обязателен, если их считать многофункциональными, – это противокорабельные ракеты (ПКР). В ВМС США на вооружении есть только один их тип – семейство дозвуковых ПКР «Гарпун». В российском флоте прямым аналогом «Гарпунов» являются ракеты Х-35 «Уран» и Х-35У «Уран-У», и они считаются легким оружием для малых кораблей и для борьбы с легкими силами. Но у нас иная ситуация, нежели у американцев: у нас намного меньше кораблей, да еще они разделены по нескольким изолированным театрам географически. Поэтому у нас делают ставку на крайне трудно перехватываемые сверхзвуковые ПКР с мощными, в т. ч. ядерными, бронированными головными частями, оснащенные системами наведения, координации ракет в залпе и продвинутой логикой поведения в бою. А у американцев носителей куры не клюют, и они ставят на удар кучей достаточно простых и слабых, относительно легко перехватываемых ПКР в расчете на простую перегрузку каналов ПВО на атакуемой цели. К тому же «Гарпун» не удалось адаптировать к универсальным шахтным ВПУ – он запускается из собственных четырехконтейнерных установок, которых обычно ставят две.

А теперь и вовсе в США посчитали, что с кораблями бороться проще всего авиацией с авианосцев. Поэтому и на последних сериях эсминцев типа «Орли Берк» (так называемая серия Flight IIA и перспективная Flight III), и на «Замволтах» ПУ ПКР «Гарпун» отсутствуют. Правда, «Берки» еще могут ударить по кораблям зенитными ракетами SM-2, но это явно не то оружие для подобных кораблей. Поговаривают, что американцы хотят вместо «Гарпунов» дать этим кораблям очередную версию крылатой ракеты «Томагавк» в противокорабельном варианте, но идея представляется сомнительной. Раньше в США такая модификация была и состояла на вооружении. Выяснилось, что тихоходная дозвуковая ПКР с дальностью 450 км практически не может быть применена успешно на эту дальность – ввиду того, что полет к цели занимал более получаса, неприятель мог успеть выйти из района, в котором его может обнаружить ракета. Да и перехватить «Томагавк» намного проще, чем «Гарпун». Сейчас американцы надеются, что им удастся решить все эти проблемы. Но экономическая ситуация складывается так, что, скорее всего, разработку эту прекратят.

Есть на «Замволте» и ангар для одного противолодочного вертолета и трех вертолетов-беспилотников. Планируются и беспилотные мини-катера на борту.

Чем действительно крайне интересен «Замволт» – это своей артиллерией. Он вооружен двумя носовыми башнями со 155-миллиметровыми новейшими артсистемами AGS (Advanced Gun System). Долгое время после войны считалось, что универсальная артиллерия среднего калибра свое значение утратила. Но после ряда локальных войн выяснилось, что пушки нужны, например, для поддержки десантов и для множества других задач. Но артиллерия ограничивалась максимум 127-миллиметровым (130-миллиметровым на нашем флоте) калибром. Сейчас наметилась тенденция к росту калибра и возможностей артиллерии кораблей. В Германии пробовали башню 155-миллиметровой сухопутной САУ PzH2000 на корабле, в России разрабатывают морскую версию крайне продвинутой 152-миллиметровой сухопутной САУ «Коалиция», а американцы создали AGS. Хотя еще в конце 70-х в СССР разрабатывалась и 203-миллиметровая корабельная артсистема «Пион-М», но тогда эту разработку отвергли.

Система представляет собой башенное 155-миллиметровое орудие (длина ствола 62-го калибра) с подпалубной системой автоматического заряжания. Башня создана с учетом требований радиолокационной малозаметности, пушка в небоевом положении прячется для этой же цели. Выстрелы раздельно-гильзовые, стрельба полностью автоматическая до полного истощения боезапаса. Боекомплект двух башен – 920 выстрелов, из них 600 – в автоматизированных боеукладках. Однако скорострельность заявляется весьма низкая – 10 выстрелов в минуту, что объясняется тем, что снаряд очень длинный и система заряжания работает лишь при вертикальном расположении ствола. Но орудие не предназначено для поражения скоростных морских или воздушных целей, это оружие против наземных целей, причем против слабого противника. Потому что к побережью, скажем, Сирии этот корабль подойти на дистанцию обстрела из таких орудий не сможет – имеющиеся там береговые ПКРК «Бастион-П» с ПКР «Яхонт» вполне способны его утопить на дистанциях до 300 км от берега. Но любимыми целями для несения демократии в массы у Вашингтона в последние годы являются государства слабые, и против них подобная система будет востребованной, способной осыпать десятками снарядов цели на дистанциях в десятки километров.

Крайне интересны боеприпасы, которыми работает AGS. Обычными снарядами калибра 155 мм эта пушка не стреляет, даже корректируемыми. У нее только специальные управляемые сверхдальнобойные снаряды LRLAP. По сути, этот очень длинный снаряд с двигателем и крылышками лучше называть ракетой и по устройству, и по отношению общей массы к массе боевой части. Длина снаряда составляет 2,24 м, масса – 102 кг, масса взрывчатого вещества – 11 кг. В носовой части имеются четыре управляющих крыла, в хвостовой – восьмилопастный стабилизатор. Система управления снаряда инерциальная с использованием GPS НАВСТАР. Дальность обещается до 150 км, но пока стреляли на дальности 80–120 км. Точность заявляется в 10–20 метров, что, в общем, и хорошо для такой дальности, но недостаточно, учитывая невысокое могущество у цели такого снаряда. И это в случае, если противник не применит постановку помех системам GPS. В любом случае очень интересная артсистема, и стоит присмотреться к опыту ее эксплуатации, когда он появится.

Причем изначально вместо AGS планировалась электромагнитная пушка, но решили пойти традиционным путем. В том числе потому, что при стрельбе из такой пушки пришлось бы обесточивать большую часть систем корабля, в том числе средства ПВО, а также стопорить ход, иначе мощности всей энергосистемы корабля бы не хватало для обеспечения стрельбы. Разработки, а точнее, «освоение средств» по программе электромагнитной пушки сейчас продолжаются, но вряд ли это орудие появится на «Замволтах». Это и дорого, и ресурс орудий крайне невелик, да и стрельба со слепого и глухого корабля крайне опасна для него самого. Разработчики системы, понимая это, пытаются зайти со своей пушкой с другого входа, предлагая ее сухопутным войскам. Но вряд ли кто там решится закупить артсистему, для обеспечения перевозки всех автомобилей одного экземпляра которой необходимо «всего» четыре тяжелых военно-транспортных самолета С-17А грузоподъемностью в 70 тонн, которые способны увезти целую батарею обычных САУ или ракетных систем. В общем, напоминает эта идея анекдот про мужика с классными часами и двумя тяжеленными чемоданами – в них у него батарейки к часам.

Во многом как раз для обеспечения работы электромагнитных пушек на этом корабле применена главная энергетическая установка с полным электродвижением, то есть гребные винты крутят только электромоторы. Энергию же вырабатывают газотурбинные двигатели, вращающие генераторы, и она может перераспределяться в зависимости от нужд корабля. Система, в общем, не нова, но на боевых кораблях такого класса не применялась.

Зенитно-артиллерийские комплексы ближней самообороны представлены на «Замволте» парой 57-миллиметровых шведских арткомплексов «Бофорс» Мк.110 со скорострельностью 220 выстрелов в минуту и дальностью полета зенитного снаряда до 15 км. Переход на такой большой калибр от применявшегося в США на таких системах 20 мм (в Европе, Китае и России – 30 мм) объясняется в том числе тем, что ни 20-миллиметровые, ни 30-миллиметровые снаряды не обеспечивают сбивания тяжелых сверхзвуковых ПКР – даже при прямом попадании бронебойных снарядов боевая часть ракеты не пробивается и не детонирует, долетая все равно до цели, как тяжелый снаряд. Мк.110 же обеспечивает и большую дальность перехвата, и применение корректируемых снарядов, которыми попытаются компенсировать падение скорострельности с нескольких тысяч выстрелов в минуту до пары сотен. Насколько это будет эффективно – пока сложно судить. В России работы с 57-миллиметровыми морскими артсистемами также идут – в Нижнем Новгороде разрабатывается артсистема АУ-220М.

Интересен также вопрос обеспечения живучести DDG1000. Американцы уверяют, что этому уделено большое внимание. Брони на этом корабле наверняка нет (она встречается сейчас разве что на авианосцах и тяжелых крейсерах, и то крайне умеренно), но конструктивная защита наверняка имеется. Это и размещение ВПУ ракет четырьмя группами вдоль бортов, и различные малозначимые помещения по периметру корабля, экранирующие важные, расположенные внутри. Возможно и использование различных бронекомпозитов в ответственных местах – вроде кевлара или высокомолекулярного полиэтилена. Конечно, такая защита от ПКР не защитит, но от осколков при взрыве – вполне.

Правда, есть и странные решения. Например, боевой информационный центр корабля (БИЦ), его сердце, размещен в надстройке. А она, хоть выполнена из композитов, почти вся покрыта различными антенными решетками. И будет определена радиолокационной головкой самонаведения ПКР как центральная, наиболее отражающая часть корабля. И есть вероятность попадания именно в БИЦ. Правда, в корпусе она тоже есть, т. к. многие ракеты летят на высоте нескольких метров и попадают прямо в борт. Еще более странно выглядит отсутствие двойного или тройного дна на эсминце – это прекрасно видно на снимках с его строительства. С началом использования торпед подобная защита стала обязательной для крупных кораблей. Или в США забыли, как современные торпеды, взрываясь под днищем, с легкостью проламывают обшивку на большой площади и даже ломают набор корабля, раскалывая его? Да нет, вряд ли. На одни пассивные средства защиты и помеховые системы против торпед, которых на этом корабле достаточно, надеяться тоже нельзя, а активных, способных перехватить торпеду, в ВМС США не используется. Но даже если бы и использовались, днищу корабля все равно угрожали бы и торпеды, и мины, и диверсанты, и скальные рифы. В общем, что-то должны были сделать, иначе дорогущий суперкорабль разделит судьбу «Титаника».

А что у конкурентов?

Российский флот пока что эсминцев новых проектов не строит. Новый эсминец проектируется, и о нем мало что известно. Известно лишь, что головной корабль заложат в районе 2015 года. Также есть сведения и о его водоизмещении – порядка 12–14 тыс. тонн, то есть сходно с «Замволтом» и несколько больше, чем у ракетных крейсеров пр. 1164 ВМФ РФ. То есть и у нас тоже эсминцы как класс в будущем практически сольются с крейсерами.

Пока не очень ясно, будет ли у нового эсминца обычная газотурбинная силовая установка или же он будет атомным, чего очень хотят многие в командовании флота. Логика сторонников «атома» понятна – новый российский авианосец, когда до его постройки дойдет, практически наверняка тоже будет с ядерной энергоустановкой, и такой же эскорт резко повышает его оперативную мобильность. Однако такие корабли дороже, строить их могут еще меньше верфей в нашей стране, и не во все порты мира их пустят. Да и строиться он будет дольше, а у нас и так строят пока непозволительно долго и с затяжками по срокам. Также непонятно, будет ли это корабль традиционного вида, сходного со строящимися ныне с учетом требований малозаметности фрегатами и корветами, или это будет что-то в стиле «Замволта». Хочется верить в благоразумие адмиралов, не нужен нашему флоту подобный шедевр – толку от него намного меньше, чем он стоит.

Ударное вооружение нового корабля будет, как и у всех кораблей ВМФ РФ новой постройки, от малых ракетных до фрегатов, размещено в шахтных пусковых модулях УКСК 3С14. Каждый модуль имеет восемь ячеек. Учитывая, что на строящихся в настоящее время 5000-тонных фрегатах пр. 22350 стоит два таких модуля, на эсминце следует предполагать минимум четыре–шесть модулей, то есть 32–48 ячеек для ударного вооружения. Оно будет включать в себя:

– крылатые ракеты семейства 3М14 «Калибр» стратегического и тактического радиусов для ударов по наземным целям;

– противокорабельные сверхзвуковые ПКР П-800 «Оникс»;

– дозвуковые, но с разгоном ударной ступени на конечном участке до высокой сверхзвуковой скорости ПКР 3М54 «Бирюза»;

– противолодочные ракеты 91Р;

– перспективные гиперзвуковые ПКР «Циркон» (в меньшем количестве).

Корабль будет оснащен более мощным вариантом ЗРК «Полимент-Редут», нежели на строящихся сейчас фрегатах. Зенитное вооружение будет размещаться в своих шахтных пусковых установках. Число стандартных ячеек под ЗУР большой дальности будет явно не меньше 64 (у фрегата пр. 22350 32 ячейки), а то и больше, что даст суммарный боекомплект также в сотни ЗУР большой, средней и малой дальности, т. к. и наши малые ЗУР могут размещаться по несколько в ячейке. В общем, по вооружению новый эсминец, скорее всего, не уступит «Замволтам» и «Беркам», в ударной компоненте и превзойдет.

Но пока никакого эсминца еще не строится, хотя и планируется иметь их порядка полутора десятков. Даже головной фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков» до сих пор не вышел на испытания – ждет артустановку. Хотя его серийные потомки строятся намного быстрее головного корпуса, так что надежды на улучшение ситуации в будущем есть.

Зато начинается модернизация первого из намеченных тяжелых атомных крейсеров – «Адмирала Нахимова». Пока что известно, что на нем будут заменены 20 шахт под ПКР «Гранит» на УКСК примерно на 64–80 ракет все тех же типов, что перечислены выше, а также могут быть заменены револьверные пусковые установки ЗРК С-300Ф «Форт» на все тот же «Полимент-Редут», что также резко увеличит боекомплект. Получившийся корабль может стать настоящим «арсеналом» флота, хотя там и раньше боекомплект был велик. Но и его придется ждать аж до 2018 года – с большими кораблями наш судпром пока работает очень небыстро.

У наших китайских партнеров со скоростью постройки кораблей все намного лучше. Зато разрабатываются их корабли обычно с посторонней помощью, которую, правда, китайцы не афишируют. Так было с эсминцами типов 051С, 052В и целым рядом других кораблей. Точно такая же ситуация, весьма вероятно, и с новейшим типом китайского эсминца – Тип-52D. Сейчас строятся четыре и на очереди еще восемь кораблей этого проекта. Этот весьма крупный корабль порядка 8000 тонн водоизмещения вооружен двумя универсальными УВП с 64 ячейками для ПКР и ЗУР. ЗРК представлен системой HНQ-9A – морским вариантом системы HQ-9A, являющейся адаптированным под китайские требования и доработанным ЗРК на основе С-300ПМУ-1. ПКР у китайцев дозвуковые – YJ-62, созданные на основе тактических версий российской КР Х-55 и американского «Томагавка». Сходное вооружение, но с размещением 48 зенитных ракет ЗРК HHQ-9A в традиционных для российского флота револьверных пусковых и у предыдущей китайской модификации эсминца – Тип 052С, которых уже построено шесть штук. Но все эти корабли стоит расценивать как конкурентов не «Замволту», а трудяге «Берку». Китайцы – люди практичные и рвать жилы в попытках создать корабль, «как у американцев», не будут.

Так что же такое DDG1000 «Замволт»? Автор придерживается мнения, что этот, безусловно, крайне интересный своими новаторскими решениями, хорошо оснащенный и мощный корабль не станет новым броненосцем «Дредноут», разом сделавшим устаревшими всех своих бывших одноклассников и создавшим новый класс тяжелых кораблей. Все его замечательные решения меркнут перед его гигантской ценой, которая намного больше, чем выше его боевая эффективность, скажем, по сравнению с эсминцами типа «Орли Берк». Если бы «Дредноут» стоил не на 10% дороже своего предка, обычного броненосца, будучи впятеро его сильнее, а в 5–10 раз, эра таких кораблей так и не наступила бы. К тому же многие возможности, изначально заявленные для «Замволтов», пока на нем не появились и, возможно, не появятся ввиду экономии при строительстве или технической сложности решений.

В итоге «Замволта» и его одноклассников ждет судьба «белых слонов» флота – малосерийных, крайне дорогих и разорительных, напичканных уникальными решениями игрушек, которые вдобавок будут беречь и лелеять. Этими кораблями, конечно, будут гордиться, снимать в голливудских боевиках о сражениях с очередными вылезшими из глубин наркотических галлюцинаций режиссера монстрами, про них, захлебываясь и пуская слезы умиления, будут рассказывать ведущие пропагандистских передач для детишек на «Дискавери» – все это будет. Но службу в ВМС США будут тащить все те же «Орли Берк», которых уже построено более 60 и будет построено еще десятка три, причем заменять они уже будут сами себя. И ориентироваться проекты конкурентов будут именно на превосходство над «Берками», а не над «Замволтами». Да и сами «Замволты», скорее всего, станут инкубатором решений, которые постепенно будут также перетягиваться на «Берки» последних серий. Только уж больно дорогим инкубатором…




источник текста: http://vz.ru/society/2013/11/5/658215.html - Ярослав Вяткин

Вспоминаем наш недавний обзор: , а вот еще интересный вопрос что делают Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

На текущей неделе ВМС США получат в свое распоряжение крупнейший в мире эсминец Zumwalt стоимостью в $ 4,4 млрд. (назван честь адмирала Элмо Замволта ). Американские СМИ называют его самым передовым боевым кораблем в морской истории.

Многоцелевой корабль последнего поколения сконструирован с применением технологий stealth, и отличается характерной угловатой формой корпуса. Кроме того, при производстве использовались специальные радиопоглощающие материалы и покрытия. В результате, как уверяют разработчики, на радарах эсминец виден как небольшое рыболовецкое судно.

Между тем, корабль далеко не мал. Его длина 183 м, ширина - 24,6 м, водоизмещение - около 15 тыс. тонн. Газотурбинная установка Rolls-Royce развивает мощность 58 МВт и обеспечивает кораблю крейсерскую скорость 20 узлов. Если же мощность поднять до максимальных 78 МВт, скорость составит 30 узлов. Построен эсминец на верфи Bath Iron Works (штат Мэн), принадлежащей компании General Dynamics.

Несмотря на внушительные размеры, кораблем управляет команда всего из 158 человек, благодаря высочайшему уровню автоматизации. Впечатляет и вооружение эсминца. Он оснащен 20 новейшими ракетными модулями Mk.57 вертикального пуска от компании Raytheon. Эти ракеты позволяют поражать воздушные, наземные и надводные цели. От предыдущего поколения ракетного оружия Mk.57 отличаются еще большей автономностью и защищенностью на случай поражения противником или нештатных ситуаций на борту.

Кроме того, в систему вооружения корабля входят крылатые ракеты Tomahawk, две 155-миллиметровые дальнобойные артиллерийские установки AGS, зенитная ракетная система типа RIM-162 ESSM, противолодочная ракетная система семейства Asroc и две малые 30-миллиметровые артустановки.

Наконец, эсминец оборудован для использования одного вертолета типа Sikorsky MH-60 Seahawk и трех разведывательно-боевых беспилотников вертолетного типа MQ-8 Fire Scout от компании Northrop Grumman c дальностью действия до 280 км.

Чтобы управляться с этим хозяйством, команду корабля пришлось интенсивно готовить в течение двух лет.

По данным американского телеканала ABC, передача Zumwalt ВМС США пройдет 20 мая в городе Бат (штат Мэн). А официальная церемония, после которой эсминец заступит на боевое дежурство, состоится в октябре в Балтиморе. Затем корабль отправится на базу постоянной дислокации в Сан-Диего.

Против кого США планируют использовать «невидимый» супер-эсминец, какие корабли Россия может противопоставить Zumwalt?

Сами американцы де-факто признают, что идея с постройкой серии передовых эсминцев типа Zumwalt себя не оправдала, - отмечает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков .

На сегодня ВМС США заказали General Dynamics всего три корпуса таких кораблей, хотя изначально планировалось построить несколько десятков. Дело тут во многом в дороговизне проекта. По стоимости один Zumwalt соответствует двум ракетным крейсерам типа «Тикондерога», или трем эсминцам типа «Арли Бёрк». И никак нельзя сказать, что в таком же соотношении находятся боевые возможности этих кораблей.

Конечно, на Zumwalt стоит мощнейшая боевая информационно-управляющая система, которая позволяет решать широкий круг задач информационного обеспечения деятельности этого корабля. Но к остальным боевым компонентам новейшего эсминца возникает много вопросов.

«СП»: - В чем слабые места Zumwalt?

Начать с того, что на борту Zumwalt всего 80 ракетных пусковых установок. Для сравнения: на крейсере типа «Тикондерога» водоизмещением 9,6 тыс. тонн таких установок 124, а на эсминце типа «Арли Бёрк» - 96. Это означает, что ударные возможности Zumwalt существенно меньше.

Возможности по противовоздушной обороне у новейшего эсминца, вероятно, выше - прежде всего, за счет более совершенного радиоэлектронного оборудования, которое обеспечивает обнаружение целей. Но и тут возникает вопрос: сколько у него боекомплектов зенитных ракет класса «земля-воздух»? Рискну предположить, что боекомплектов у Zumwalt тоже меньше, чем у «Тикондероги» и «Арли Бёрка».

Между тем, если Zumwalt будет атакован авианосным ударным соединением, которое способно выпустить залп из 40 ракет, для их отражения потребуется 80−90 зенитных ракет. Это значит, после двух-трех ракетных атак противника Zumwalt попросту лишится боекомплекта ПВО.

Получается, что новый эсминец обладает и меньшими возможностями по отражению воздушных целей, чем «Тикондерога» и «Арли Бёрк» - правда, он способен обнаруживать эти цели более быстро. Кроме того, Zumwalt будет более эффективен при отражении низколетящих целей.

А вот с точки зрения решения противолодочных задач эсминец-«невидимка» будет точно превосходить «Тикондерогу» и «Арли Бёрк». На нем наверняка стоит более совершенное оборудование.

Плюс, он более эффективен для поддержки наземных войск. Его 155-миллиметровые артустановки способны поражать цели на большом расстоянии. Конечно, это не 180 километров, как указывается в некоторых источниках. Реальная дальность такого оружия - около 40 километров. Иначе снаряд по стоимости будет приближаться к ракете: ему, в частности, потребуется мощный пороховой ускоритель. Поместить такой крупный снаряд в 155-миллиметровый ствол - большая проблема, и не думаю, что американцы ее решили.

«СП»: - Применение технологий stealth делает этот корабль неуязвимым?

Вовсе нет. Он менее заметен для средств обнаружения, чем традиционные боевые корабли, да и то не во всех ракурсах. Надо понимать: stealth не делает Zumwalt по-настоящему невидимым, и ослабляет возможности его обнаружения не кардинально - в 2−2,5 раза.

Главный минус этой «невидимки» - ее шумность. Российские средства морской разведки сегодня делают ставку не на активную локацию с самолетов, а на поиск противника подводными лодками, которые обладают мощными акустическими комплексами. Наши подлодки смогут спокойно обнаруживать Zumwalt в составе так называемых ордеров (группировок) кораблей.

«СП»: - Принятие Zumwalt на вооружение меняет баланс сил в Мировом океане в пользу ВМС США?

Не думаю, что три таких эсминца внесут радикальные перемены в боевые возможности американских группировок. В случае массового внедрения кораблей типа Zumwalt эффект усиления сказался бы, но три единицы погоды не делают.

Да, если нашим противников будет Zumwalt, обнаружение его самонаводящимися головками российских ракет будет затруднено. Это нужно учесть, и, возможно, внести соответствующие технические изменения в системы наведения. Например, сделать эти системы работающими в нескольких частотных диапазонах для получения более высокой точности обнаружения корабля. Но каких-то иных принципиальных затруднений я не вижу.

«СП»: - Получается, корабли российского ВМФ смогут с Zumwalt эффективно бороться?

Боевая стойкость Zumwalt, если наши ракеты захватили его как цель, ничуть не выше, чем у рядового американского эсминца. Возможно, даже несколько ниже - на его палубе не видно некоторых систем, которые увеличивают возможности самообороны. В частности, автоматических пушек для «дострела» прорвавшихся ракет. По мне, Zumwalt как противник не представляет ничего особенного…

Корабли типа Zumwalt предназначены, прежде всего, для Азиатско-Тихоокеанского региона, - уверен директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов .

Напомню, что в конце февраля Китай разместил на спорном острове Вуди в Южно-Китайском море новейшие истребители J-11 и JH-7. Об этом сообщила разведка США. Ранее на этом острове, который оспаривается Китаем, Тайванем и Вьетнамом, американцы засекли комплексы противоракетной обороны HQ-9 и высокочастотный радар. По мнению военных экспертов США, это позволяет Китаю контролировать морской и воздушный трафик в районе Малаккского пролива, через который проходит до четверти всего морского товарооборота в мире. По сути, дело идет к тому, что Китай в военном плане получит «право вето» на действия США и их союзников в регионе. Это, понятно, американцам не по вкусу.

Именно поэтому я считаю, что Zumwalt ориентирован конкретно на Китай. Американцы держатся обозначенного при Бараке Обаме курса Shift to Asia - «сдвига в Азию». Этот курс, в частности, подразумевает серьезное усиление группировки США вблизи Китая. По планам, до 60% американских ВВС и ВМС должны быть сконцентрированы в Тихоокеанском регионе.

Я не исключаю, что подобные корабли могут использоваться в Черном и Балтийском морях, но только с целью демонстрации возможностей американского флота, и для решения чисто политических задач.

Да, Zumwalt - серьезный корабль, он только называется эсминцем, но по прежним представлениям эквивалентен трем-четырем крейсерам. Но специфика Балтийского и Черноморского театров заключается в том, что здесь корабли почти беззащитны от авиации. Это очень стесненные театры, на которых применение крупных кораблей, мягко говоря, неразумно.

Однако учитывая инциденты, в ходе которых наша боевая авиация блестяще себя проявила, включая историю с пролетами над американским эсминцем «Дональд Кук» (DDG-75 Donald Cook) в Балтийском море, не думаю, что Zumwalt полным ходом отправится на Балтику.

Повторюсь: такие корабли предназначены не против Москвы, а против Пекина. Поэтому путь Zumwalt, скорее всего, лежит либо в Южно-Китайское море, либо в Восточно-Китайское море. И можно сказать, что китайцы его уже ждут. Неслучайно в последние годы Поднебесная беспрецедентными темпами развивает свои ВМС. Китайцы приняли на вооружение авианосец, отправляют в морские походы новые атомные подводные лодки, ввели в состав флота новые эсминцы, корветы, госпитальные суда и даже разведывательные корабли. Надеюсь, китайцы справятся с эсминцами типа Zumwalt пусть не качеством, так количеством…

На текущей неделе ВМС США получат в свое распоряжение крупнейший в мире эсминец Zumwalt стоимостью в $ 4,4 млрд. (назван честь адмирала Элмо Замволта). Американские СМИ называют его самым передовым боевым кораблем в морской истории.

Многоцелевой корабль последнего поколения сконструирован с применением технологий stealth, и отличается характерной угловатой формой корпуса. Кроме того, при производстве использовались специальные радиопоглощающие материалы и покрытия. В результате, как уверяют разработчики, на радарах эсминец виден как небольшое рыболовецкое судно.

Между тем, корабль далеко не мал. Его длина 183 м, ширина - 24,6 м, водоизмещение - около 15 тыс. тонн. Газотурбинная установка Rolls-Royce развивает мощность 58 МВт и обеспечивает кораблю крейсерскую скорость 20 узлов. Если же мощность поднять до максимальных 78 МВт, скорость составит 30 узлов. Построен эсминец на верфи Bath Iron Works (штат Мэн), принадлежащей компании General Dynamics.

Несмотря на внушительные размеры, кораблем управляет команда всего из 158 человек, благодаря высочайшему уровню автоматизации. Впечатляет и вооружение эсминца. Он оснащен 20 новейшими ракетными модулями Mk.57 вертикального пуска от компании Raytheon. Эти ракеты позволяют поражать воздушные, наземные и надводные цели. От предыдущего поколения ракетного оружия Mk.57 отличаются еще большей автономностью и защищенностью на случай поражения противником или нештатных ситуаций на борту.

Кроме того, в систему вооружения корабля входят крылатые ракеты Tomahawk, две 155-миллиметровые дальнобойные артиллерийские установки AGS, зенитная ракетная система типа RIM-162 ESSM, противолодочная ракетная система семейства Asroc и две малые 30-миллиметровые артустановки.

Наконец, эсминец оборудован для использования одного вертолета типа Sikorsky MH-60 Seahawk и трех разведывательно-боевых беспилотников вертолетного типа MQ-8 Fire Scout от компании Northrop Grumman c дальностью действия до 280 км.

Чтобы управляться с этим хозяйством, команду корабля пришлось интенсивно готовить в течение двух лет.

По данным американского телеканала ABC, передача Zumwalt ВМС США пройдет 20 мая в городе Бат (штат Мэн). А официальная церемония, после которой эсминец заступит на боевое дежурство, состоится в октябре в Балтиморе. Затем корабль отправится на базу постоянной дислокации в Сан-Диего.

Против кого США планируют использовать «невидимый» супер-эсминец, какие корабли Россия может противопоставить Zumwalt?

Сами американцы де-факто признают, что идея с постройкой серии передовых эсминцев типа Zumwalt себя не оправдала, - отмечает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков.

На сегодня ВМС США заказали General Dynamics всего три корпуса таких кораблей, хотя изначально планировалось построить несколько десятков. Дело тут во многом в дороговизне проекта. По стоимости один Zumwalt соответствует двум ракетным крейсерам типа «Тикондерога», или трем эсминцам типа «Арли Бёрк». И никак нельзя сказать, что в таком же соотношении находятся боевые возможности этих кораблей.

Конечно, на Zumwalt стоит мощнейшая боевая информационно-управляющая система, которая позволяет решать широкий круг задач информационного обеспечения деятельности этого корабля. Но к остальным боевым компонентам новейшего эсминца возникает много вопросов.

- В чем слабые места Zumwalt?

Начать с того, что на борту Zumwalt всего 80 ракетных пусковых установок. Для сравнения: на крейсере типа «Тикондерога» водоизмещением 9,6 тыс. тонн таких установок 124, а на эсминце типа «Арли Бёрк» - 96. Это означает, что ударные возможности Zumwalt существенно меньше.

Возможности по противовоздушной обороне у новейшего эсминца, вероятно, выше - прежде всего, за счет более совершенного радиоэлектронного оборудования, которое обеспечивает обнаружение целей. Но и тут возникает вопрос: сколько у него боекомплектов зенитных ракет класса «земля-воздух»? Рискну предположить, что боекомплектов у Zumwalt тоже меньше, чем у «Тикондероги» и «Арли Бёрка».

Между тем, если Zumwalt будет атакован авианосным ударным соединением, которое способно выпустить залп из 40 ракет, для их отражения потребуется 80−90 зенитных ракет. Это значит, после двух-трех ракетных атак противника Zumwalt попросту лишится боекомплекта ПВО.

Получается, что новый эсминец обладает и меньшими возможностями по отражению воздушных целей, чем «Тикондерога» и «Арли Бёрк» - правда, он способен обнаруживать эти цели более быстро. Кроме того, Zumwalt будет более эффективен при отражении низколетящих целей.

А вот с точки зрения решения противолодочных задач эсминец-«невидимка» будет точно превосходить «Тикондерогу» и «Арли Бёрк». На нем наверняка стоит более совершенное оборудование.

Плюс, он более эффективен для поддержки наземных войск. Его 155-миллиметровые артустановки способны поражать цели на большом расстоянии. Конечно, это не 180 километров, как указывается в некоторых источниках. Реальная дальность такого оружия - около 40 километров. Иначе снаряд по стоимости будет приближаться к ракете: ему, в частности, потребуется мощный пороховой ускоритель. Поместить такой крупный снаряд в 155-миллиметровый ствол - большая проблема, и не думаю, что американцы ее решили.

- Применение технологий stealth делает этот корабль неуязвимым?

Вовсе нет. Он менее заметен для средств обнаружения, чем традиционные боевые корабли, да и то не во всех ракурсах. Надо понимать: stealth не делает Zumwalt по-настоящему невидимым, и ослабляет возможности его обнаружения не кардинально - в 2−2,5 раза.

Главный минус этой «невидимки» - ее шумность. Российские средства морской разведки сегодня делают ставку не на активную локацию с самолетов, а на поиск противника подводными лодками, которые обладают мощными акустическими комплексами. Наши подлодки смогут спокойно обнаруживать Zumwalt в составе так называемых ордеров (группировок) кораблей.

- Принятие Zumwalt на вооружение меняет баланс сил в Мировом океане в пользу ВМС США?

Не думаю, что три таких эсминца внесут радикальные перемены в боевые возможности американских группировок. В случае массового внедрения кораблей типа Zumwalt эффект усиления сказался бы, но три единицы погоды не делают.

Да, если нашим противников будет Zumwalt, обнаружение его самонаводящимися головками российских ракет будет затруднено. Это нужно учесть, и, возможно, внести соответствующие технические изменения в системы наведения. Например, сделать эти системы работающими в нескольких частотных диапазонах для получения более высокой точности обнаружения корабля. Но каких-то иных принципиальных затруднений я не вижу.

- Получается, корабли российского ВМФ смогут с Zumwalt эффективно бороться?

Боевая стойкость Zumwalt, если наши ракеты захватили его как цель, ничуть не выше, чем у рядового американского эсминца. Возможно, даже несколько ниже - на его палубе не видно некоторых систем, которые увеличивают возможности самообороны. В частности, автоматических пушек для «дострела» прорвавшихся ракет. По мне, Zumwalt как противник не представляет ничего особенного…

Корабли типа Zumwalt предназначены, прежде всего, для Азиатско-Тихоокеанского региона, - уверен директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.

Напомню, что в конце февраля Китай разместил на спорном острове Вуди в Южно-Китайском море новейшие истребители J-11 и JH-7. Об этом сообщила разведка США. Ранее на этом острове, который оспаривается Китаем, Тайванем и Вьетнамом, американцы засекли комплексы противоракетной обороны HQ-9 и высокочастотный радар. По мнению военных экспертов США, это позволяет Китаю контролировать морской и воздушный трафик в районе Малаккского пролива, через который проходит до четверти всего морского товарооборота в мире. По сути, дело идет к тому, что Китай в военном плане получит «право вето» на действия США и их союзников в регионе. Это, понятно, американцам не по вкусу.

Именно поэтому я считаю, что Zumwalt ориентирован конкретно на Китай. Американцы держатся обозначенного при Бараке Обаме курса Shift to Asia - «сдвига в Азию». Этот курс, в частности, подразумевает серьезное усиление группировки США вблизи Китая. По планам, до 60% американских ВВС и ВМС должны быть сконцентрированы в Тихоокеанском регионе.

Я не исключаю, что подобные корабли могут использоваться в Черном и Балтийском морях, но только с целью демонстрации возможностей американского флота, и для решения чисто политических задач.

Да, Zumwalt - серьезный корабль, он только называется эсминцем, но по прежним представлениям эквивалентен трем-четырем крейсерам. Но специфика Балтийского и Черноморского театров заключается в том, что здесь корабли почти беззащитны от авиации. Это очень стесненные театры, на которых применение крупных кораблей, мягко говоря, неразумно.

Однако учитывая инциденты, в ходе которых наша боевая авиация блестяще себя проявила, включая историю с пролетами над американским эсминцем «Дональд Кук» (DDG-75 Donald Cook) в Балтийском море, не думаю, что Zumwalt полным ходом отправится на Балтику.

Повторюсь: такие корабли предназначены не против Москвы, а против Пекина. Поэтому путь Zumwalt, скорее всего, лежит либо в Южно-Китайское море, либо в Восточно-Китайское море. И можно сказать, что китайцы его уже ждут. Неслучайно в последние годы Поднебесная беспрецедентными темпами развивает свои ВМС. Китайцы приняли на вооружение авианосец, отправляют в морские походы новые атомные подводные лодки, ввели в состав флота новые эсминцы, корветы, госпитальные суда и даже разведывательные корабли. Надеюсь, китайцы справятся с эсминцами типа Zumwalt пусть не качеством, так количеством…

USS DDG-1000 "Zumwalt", Корабль XXI века

Единственный в настоящее время боевой надводный корабль относящийся к третьему поколению построен в США, он назван в честь адмирала Элмо Зумволта.

Рассмотрим сильные и слабые стороны данного проекта, начнём с конструктивных показателей эсминца.

«Zumwalt» - самый крупный из когда-либо построенных для ВМС США эсминцев, более того, водоизмещение в 15тысяч тонн при 185 м в длину и ширине 24,6м.(в разговоре можно сказать 25 с половиной) выводит его в разряд крупнейших неавианесущих кораблей современности после советских/российских атомных ракетных крейсеров проекта 1144«Орлан»(Киров), водоизмещение которых достигает 26 тыс. тонн. При длине 251 метр.

Это головной корабль серии из трех единиц, хотя изначально планировалось построить 32 корабля данного типа. Однако, стоимость проекта Зумвальт фирмы Northrop Grumman изначально оцениваемая в 1,5 млрд $ за каждый корабль оказалась сильно заниженной. Согласно последним данным, стоимость первого корабля составляет 4.400.000.000$, на следующих удалось сократить стоимость на 400.000.000.

К цене постройки следует добавить стоимость содержания этого гиганта, не менее 4,0 млрд $ будет стоить жизненный цикл каждого корабля.

Всего же, с учётом стоимости разработки, цена первого в серии DDG-1000 по некоторым оценкам превышает 7.000.000.000 (7млрд) долларов .

Стоимость всего проекта, включая стоимость обслуживания выходит в астрономическую сумму 27.000.000.000$ за три корабля! Вероятно, программа будет пересмотрена с целью сокращения издержек и они сократятся на несколько миллиардов, но всё равно данный проект останется самым дорогим. Сейчас основной целью их постройки стали заявлять испытания новейших систем различного вооружения. Возникает вопрос - не слишком ли дорогой испытательный стенд? В дальнейшем, мы будем сравнивать Зумвальт с типом Арли-Бёрк, и ещё вернёмся к вопросу стоимости этих проектов.


В настоящий момент продолжаются испытания корабля, которые начались в декабре 2015 года, а зачисление в списки флота планируется 15 июля 2017 на военно-морской базе Перл-Харбор, Гавайи. При этом ранее в прессе проходила информация, о том, что боевые системы испытают только в начале 2018 года. Двухэтапное производство предполагалось с момента подписания контракта. Получается, корабль войдёт в состав флота, не проведя полных испытаний боевых систем, которые вероятно будут ещё некоторое время дорабатываться. В общем то, это уже сложившаяся в последнее время общемировая тенденция, ничего необычного в этом нет.

Эсминец класса «Замволт» многоцелевой, и предназначен как для борьбы с наземными силами противника, так и для огневой поддержки с моря и борьбы с авиацией. Благодаря высокой автоматизации экипаж составил всего 148 человек, намного меньше, чем у прежних кораблей подобного класса. Это даёт основание некоторым экспертам утверждать, что Зумвальт является самым высокотехнологичным и автоматизированным надводным кораблем в истории.

Различные системы эсминца так глубоко интегрированы, что экипаж учился не просто управлению отдельными элементами оборудования, а оперированию огромной «системой систем». Общая длина программного кода – около 6.000.000строк, программное обеспечение приходится временами подгружать и вносить изменения.


Несмотря на заявленное совершенство корабельных систем, Zumwalt сломался в ноябре 2016 во время прохождения Панамского канала.

Как стало известно, у новейшего эсминца возникла проблема с центральной силовой установкой, обеспечивающей подачу электроэнергии для двигателя, а также навигационной системы и вооружений корабля. Что послужило причиной аварии неизвестно, информация засекречена, интересно, это мог быть сбой в программном коде?

Довольно часто можно встретить критические замечания, о неустойчивости Эсминца, вследствие необычного типа корпуса с ломаным силуэтом, который напоминает корабли столетней давности. Однако ходовые испытания продемонстрировали несостоятельность данных утверждений.

Погодные условия во время испытаний были сложными, но корабль продемонстрировал высокий уровень устойчивости. Его разгоняли до скорости выше 30 узлов (более 55 км/ч) – при максимальной скорости 33,5 узла (62 км/ч). При резком повороте угол крена составлял 7-8 градусов. Это очень впечатлило Кёрка, первого капитана корабля, ожидавшего гораздо большего наклона. Корпус судна с его необычным, «радиопоглощающим» завалом оказался невероятно устойчив.

Примечательно, что на время испытаний из соображений безопасности судоходства на корабль установили отражатели. Таким образом, гражданские суда могли видеть стелс-эсминец на своих радарах.


Два машинных отделения включают две электростанции, состоящие из Advanced Induction Motors (AIM) и газовой турбины MT-30 Rolls-Royce, которые вместе производят 39 МВт – в общей сложности, 78 МВт (больше, чем любой американский эсминец). На судне реализован т.н. принцип «полностью электрического корабля», «электрохода», «Full Electric Propulsion»: используется общий первичный источник выработки электроэнергии, которая обеспечивает и движение судна, и электроснабжение всех без исключения систем корабля. Упомянутые выше мощные британские газовые турбины Rolls-Royce, построенные на базе современных асинхронных двигателей, приводят в действие электрогенераторы, после чего электроэнергия при помощи гребных электродвигателей снова преобразуется в механическую энергию. «Электроходы» – редкость для военно-морских сил. До этого единственным прецедентом «полностью электрического корабля» был британский «Дэринг».

Каждый Advanced Induction Motor напрямую связан с одним из двух гребных валов корабля, поэтому исчезает необходимость использования редуктора (что, в свою очередь, снижает уровень шума и вибраций). Машинные отделения управляются дистанционно. Высокая выработка электроэнергии понадобится в будущем для работы рельсовых пушек, которые всё ещё находятся в разработке.


Изначально флот поставил цель создать корабль – невидимку, это действительно удалось сделать, заметно снизив радиолокационную заметность. Вот только при наличии спутников у вероятного противника, способного отслеживать любой корабль после выхода с базы - это несколько сомнительное достижение.

Единственное, что возвышается над ровной, плоской передней палубой – это огромные носовые башни, в которых «прячутся» две 155-миллиметровых пушки Advanced Gun System – самые крупные (за последние десятилетия) морские пушки, установленные в качестве стандартного оборудования корабля.

По краям корабля и вдоль кормовой полётной палубы находится несколько рядов из ячеек для ракет. Они расположены в новом порядке, призванном обеспечить защиту судна при помощи «взрывных щитов» (blast shields) ракетных ячеек, оставляя срединную линию свободной для артиллерийской системы.


Первоначально планировалось, что на корабле будет 117–128 ракет, но получилось установить шахты только для 80ед.

Орудия должны были быть электромагнитными, и стрелять на расстояние до 180 км.

Однако в настоящий момент установлено два орудия калибра 155 мм. системы AGS. Интересной особенностью этой артиллерийской установки являются боеприпасы. Несмотря на калибр, система AGS не сможет использовать существующие 155-мм боеприпасы, поэтому специально был создан снаряд LRAPS, активно-реактивный боеприпас которого больше похож на ракету, его длина превышает 2,2 метра, а после выхода из ствола он должен раскладывать крылья и стабилизатор. Используя инерциальную и спутниковые системы навигации, снаряд LRAPS сможет поражать цели на дальности до 110 км. Немалой является цена каждого боеприпаса – около 100.000$, что уже вызывало жаркие споры в конгрессе США.

Из авиации на корабле могут базироваться, как минимум, один вертолёт и три БПЛА.


А теперь сравним супернавороченный «Зумвольт» с самым массовым эсминцем США – типа «Арли-Бёрк»

Средняя стоимость основного эсминца США типа "Арли Бёрк" 1,7 млрд$, годовое обслуживание- 25млн. На вооружении каждого "Бёрка" находится 96 ракет в 2-х ячейках (32 носовая и 64 кормовая) плюс к этому нужно добавить 8 противокорабельных ракет «Гарпун», суммарно, на 24 ракеты больше, чем на Зумвальте, есть ещё 2 торпедных аппарата и 2 шестиствольных комплекса Вулкан-фаланкс.

Бёрки оснащены БИУС «Иджис», аналог которой в усеченном виде установлен на Зумвальте. «Иджис» последней модификации устанавливаемой на «Арли-Бёрках» способна, как утверждается во флоте США, видеть во всех направлениях, и направлять противоракеты SM-3 (ПРО) на спутники и баллистические ракеты.


Все эсминцы типа «Арли Бёрк», начиная с USS Bainbridge (DDG-96), получат обновлённые 127-мм/62 АУ Мark 45 Mod. 4, способные запускать управляемые активно-реактивные артиллерийские снаряды на дальность до 63 морских миль (116 километров), получается, они не сильно уступают перспективному оружию новейшего зумвальта.

Таким образом, модернизация "Арли Бёрк" практически нейтрализует боевой потенциал «Зумвольта», который безусловно, является новым словом в кораблестроении, но как и всякий корабль, опередивший время, имеет достаточно недостатков, устранение которых потребует немало времени, и ставит под сомнение целесообразность всего проекта в целом.

Неизвестно, устранен ли недостаток связанный с системой ПВО корабля, по просочившимся из оборонного ведомства США данным, "Зумволт" пока не в состоянии применять новейшие противоракеты.

При проектировании Зумвальта были поставлены следующие цели:

Минимальная заметность (выполнено)

Платформа ПРО (не выполнено)

Универсальная боевая система, с количеством ракет в ПУ 117–128ед (не выполнено, 80ед)

Электромагнитное орудие (не выполнено)

Стоимость не выше 1,7млрд. за 1 борт (не выполнено)

США построили несколько "Стелс" кораблей новой формации (литторальные) с минимальной заметностью, которые являются новым словом в кораблестроении, но при этом все серии новейших кораблей ("Freedom", "Independence", "Zumwalt") были значительно сокращены, с 20-30 бортов, до 3-5 из-за чрезвычайной дороговизны и недостаточной эффективностью новых систем на данном этапе.


Подводя черту под общей стоимостью проекта, а это по разным подсчетам от 13 до 27 млрд $ за 3 корабля, возникает вопрос – получил ли флот то, что хотел, или корпорации ловко заработали вместе с Пентагоном на этом? За эти деньги можно было построить не менее восьми, а в пересчете на все время эксплуатации – не менее 15 проверенных временем, весьма неплохих, стоит признать, эсминцев Арли Бёрк"...


Для наших подводников, будет большой честью пустить на дно эту махину, если когда нибудь дело дойдёт до горячей фазы противостояния, но надеемся, войны между ядерными державами не случится никогда, мир у нас один, другого нет.

Полный текст представлен только на КОНТе.

Ролик сделан командой группы МИРОВАЯ ПОЛИТИКА, заходите к нам в группу, у нас интересно.

Россия планирует создать самый крупный после 1989 года корабль. Суперэсминец будет вооружен крылатыми ракетами, а также перспективными комплексами ПВО и ПРО. Военно-морской флот определил свой самый грандиозный проект ближайшего десятилетия. Как выяснили «Известия», главкомат ВМФ утвердил предэскизный проект перспективного эсминца дальней морской зоны , который представило бюро (ПКБ) «Северное» в Санкт-Петербурге.

Последний крупный корабль российские, а тогда еще советские кораблестроители построили в 1989 году - тогда на воду был спущен тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который в 1998 году стал флагманом российского флота и самым крупным в мире боевым кораблем (не считая авианосцев).

После защиты проекта перспективного эсминца в течение 2–3 лет конструкторы проработают техническую документацию, внешний вид корабля и его вооружения. Скорее всего, суперэсминец заложат на петербургской «Северной верфи», но окончательного решения главкомат ВМФ еще не принял.

Представитель оборонно-промышленного комплекса (ОПК) пояснил, что новый эсминец станет самым крупным военным кораблем, спроектированным и построенным со времен СССР. «Водоизмещение эсминца предполагается равным или немного меньшим ракетных крейсеров проекта 1164 «Москва». То есть в районе 12 тыс. тонн. Это универсальный корабль с ударными, противолодочными, противовоздушными и даже противоракетными функциями. Он также сможет поддерживать огнем наземные войска в прибрежных зонах », - сказал источник в ОПК.

Пока довольно трудно представить огромный эсминец размером с флагмана Черноморского флота крейсер «Москва» и превосходящий американские крейсера УРО (управляемое ракетное оружие) класса Ticonderoga. Во флоте США все 27 имеющихся крейсеров - именно этой серии.

По данным «Известий», суперэсминец будет вооружен противокорабельными ракетами, крылатыми ракетами для ударов по наземным целям, перспективными комплексами ПВО и ПРО, в том числе С-500 «Прометей». Для борьбы с подводными объектами планируется оснастить его гидроакустической станцией и торпедами.

Во флоте СССР и России был единственный эсминец проекта 956 - «Современный». При водоизмещении 8 тыс. тонн он вооружался только противокорабельными ракетами «Москит» и комплексами ПВО, а средств против субмарин не имел. Эсминец оказался очень требовательным к обслуживанию энергетической установки, особенно к качеству котельной воды. Поэтому, начиная с 1990 годов, из серии в 17 кораблей в строю остались девять, остальные списаны и утилизированы.

«Эсминец нашему ВМФ нужен позарез, а водоизмещение пусть не смущает. Основной американский тоже немал - 9648 т, несет крылатые ракеты Tomahawk и противокорабельные Harpoon. У всех 62 эсминцев ПВО мощнейшая, с », - прокомментировал представитель ОПК. По его словам, большие размеры эсминца диктуются задачей обеспечивать боевую устойчивость корабельных группировок в отдаленных районах Мирового океана и действия морской пехоты в экспедиционных операциях. В отличие от США Россия не имеет баз по всему миру, возможности пополнять припасы ограниченны, так что нужно «всё свое возить с собой», подчеркнул он.

В первую очередь новый эсминец должен защищать вертолетоносцы «Мистраль», а в дальнейшем - и перспективные атомные авианосцы. «ПКБ «Северный» накопил хороший опыт проектирования больших ударных кораблей. Флагман флота ракетный крейсер «Петр Великий», а также большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» - это его разработка », - напомнил «Известиям» собеседник.

Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров сказал, что минимальное количество единиц в серии - три. «Неплохо бы иметь по девять новых эсминцев на Тихоокеанском и Северном флотах, еще штук пять на Балтике. Но в первую очередь - на Тихом океане. Основной задачей ставить обеспечение развертывания подводных лодок », - заявил адмирал.

Военный эксперт, автор книг по истории советского и российского ВМФ Дмитрий Болтенков считает, что за последние 20 лет Россия, по сути, упустила целое поколение кораблей. «Большинство крупных флотов мира за этот срок успели построить множество крупных и хорошо вооруженных кораблей с многофункциональными информационно-управляющими системами, мощнвми ПРО и ПВО, противокорабельными и крылатыми ракетами. Пора и нам подключаться », - сказал он.

По мнению Д.Болтенкова, нынешняя основа надводных сил России - крейсеры 1164, большие противолодочные корабли 1155, эсминцы 956 - добротные корабли, но окончание срока их службы уже не за горами.