Западноевропейское барокко презентация. Презентация на тему Архитектура барокко (10 класс). Одно из стилистических течений итальянского барокко назвали «стилем иезуитов» или «торентино»

Русский искусствовед М. В. Алпатов © А.И. Колмаков " width="640"

МХК, 11 класс

Урок № 2

Фонтан четырёх рек

( Нил , Дунай, Ганг,

Рио-де-ла-Плата)

на площади Навома .

АРХИТЕКТУРА барокко

Д.З.: Глава 2, ?? (с.21), тв. задания (с.22-23)

выплёскивается за берега.

Русский искусствовед М. В. Алпатов

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Дать представление об особенностях архитектуры барокко;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • Ф.Б. Растрелли;
  • Зимний дворец;
  • Собор Смольного монастыря;
  • классицизм;
  • барочная архитектура;
  • архитектурные ансамбли;
  • Лоренцо Бернини - «гений барокко»;
  • собор Святого Петра в Риме;
  • дворцовый Петербург;
  • эпоха «елизаветинского» барокко

Универсальные учебные действия

  • систематизировать и обобщать описывать и анализировать исследовать причины оценивать значение рассказывать
  • систематизировать и обобщать полученные знания о путях развития и художественных принципах барочной архитектуры;
  • проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений барокко с произведениями предшествующих эпох;
  • комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры;
  • описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания;
  • разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях барокко;
  • исследовать причины выдвижения архитектуры на роль ведущего вида искусства в XVII в.;
  • оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории мирового и отечественного искусства;
  • определять характерные особенности индивидуального авторского стиля;
  • рассказывать о выдающихся зарубежных и отечественных архитекторах эпохи барокко;
  • высказывать аргументированные суждения о художественных достоинствах конкретных произведений архитектуры эпохи барокко;
  • готовить и проводить заочную экскурсию по памятным местам, связанным с творчеством Ф. Б. Растрелли;
  • снимать любительский видеофильм об архитектурных памятниках барокко

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет стиль барокко в архитектуре?


подвопросы

  • Характерные черты барочной архитектуры. Основные черты архитектуры барокко. Своеобразие и национальный колорит архитектуры западноевропейского барокко.
  • Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Италия - родина архитектурного барокко. Создание целостных ансамблей. Черты барокко в архитектуре Рима. «Гений барокко» Л. Бернини, многогранность его творческого дарования. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме.
  • Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли. Формирование образа дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи «елизаветинского» барокко. Характерные черты стиля Ф. Б. Растрелли и созданные им архитектурные шедевры

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Ж. де Сюдери

Характерные черты барочной архитектуры

. . . Но перед красотой и зданья, и фасада

Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

. . . В орнаменте витом увидишь тут и там

Победоносный шлем и вазы фимиам,

Колонны, капитель, пилястры и аркады

Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,

Амуры, вензеля, вплетённые тайком,

И головы ягнят, увитые шнурком,

И статую найдёшь в великолепной нише,

В узорах и резьбе карниз под самой крышей. . .

(Перевод Е. Я. Тараховской)


Характерные черты барочной архитектуры.

  • Преобладающиеи модные цвета : приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
  • Линии: причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
  • Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры.
  • Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
  • Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
  • Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
  • Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор

); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещённых и затемненных зон. " width="640"

Характерные черты барочной архитектуры.

Главными особенностями архитектуры барокко являются:

  • тяготение к большим городским и садово - парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись;
  • увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций, когда ордерные элементы перестают быть соразмерными человеку;
  • появление цельного и единого фасада, который становится своеобразной декорацией здания, рассчитанной на эффект перспективного сокращения;
  • создание нарочито искривлённого, почти иллюзорного пространства за счёт текучести криволинейных форм и объёмов (овал в планах и деталях, эллипс вместо круга, прямоугольник вместо квадрата);
  • усиление декоративного начала, детализация, иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон (); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещённых и затемненных зон.

Характерные черты барочной архитектуры.

География распространения стиля барокко в архитектуре стран Европы


. П. П. Муратов (историк искусства). Образы Италии Лоренцо Бернини (1598 - 1680), итальянский архитектор " width="640"

Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини

дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую

черту города. Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего - это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнаёт каждый из нас. Всё то, что определяет характер города, - его наиболее заметные здания, главные площади,

оживлённейшие улицы, всё это здесь создано барокко,

и всё верно хранит его печать.

  • П. П. Муратов (историк искусства). Образы Италии

Лоренцо Бернини (1598 - 1680), итальянский архитектор


Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини

  • Лоренцо Бернини (1598 - 1680), итальянский архитектор, скульптор, живописец, комедиограф, режиссёр феерических спектаклей, актёр, создатель сложнейших театральных декораций .
  • В 25 лет он стал знаменитостью, работал над формированием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Мастер, гений барокко.

Л. Бернини. Площадь перед собором

Святого Петра.1657-1663 гг. Рим

Главное творение Л. Бернини - оформление площади перед собор ом Святого Петра . Площадь стала колоссальной сценой для торжественных церемоний. Глубина площади 280 м. 96 статуй святых, колонны ( h =19м) в 4 ряда объединены изгибающей лентой балюстрады .


  • Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) – сын скульптора, итальянец по происхождению, родившийся во Франции.
  • Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Всё, что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников.

Характерными приёмами стиля

Ф. Б. Растрелли были: контрастное

сопоставление форм и объёмов,

ритм вертикалей, эффект зрительного

колебания плоскости стены,

использование пластики сдвоенных

колонн, отступающих и

выдвигающихся ризалит ов (часть

здания, выступающая за основную

линию фасада), использование

статуй, вазонов, провалы огромных

окон, волюты, овальные окна.

Большой дворец в Петергофе (1745-1755). Архитектор Ф.Б. Расстрелли


Архитектура Санкт- Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли

  • К архитектурным шедеврам Растрелли относятся Зимний дворец в Петербурге (1754-1762), загородные резиденции -Большой дворец в Петергофе (1745-1755), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757), частные городские дворцы М. И. Воронцова (1749-1757) и Строгановых (1752-1754), церкви и монастыри - Андреевская церковь в Киеве (1748-1762), Смольный монастырь в Петербурге (1748-1754).

Архитектура Санкт- Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли

Ф. Б.

Растрелли.

Вид на Зимний

дворец со

стороны

Дворцовой

Площади.

В наши дни в

нём

располагается

художественный

музей Эрмитаж

Общая протяжённость фасадов, составляет 210 м. Дворец был одним

из самых высоких сооружений. На уровне кровли балюстрада с

каменными скульптурами и вазами. 22 типа (!) обрамления наличников

огромных окон. Дворец имел более 1050 отдельных помещений и

комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц.


Архитектура Санкт- Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли

Собор Смольного монастыря

был заказан мастеру

императрицей Елизаветой

Петровной. Традиционное русское

пятиглавие , воплощённое в

вычурных формах барокко, здесь

органично сливалось с основным

объёмом здания. Средняя глава

собора представляет собой высокий

двусветный купол, увенчанный

луковичной главкой на световом

барабане. Четыре высокие

двухэтажные башни, почти вплотную

прижатые к центральному куполу,

Придают пятиглавию удивительную

монолитность и мощь.

Декоративное убранство

собора поражает нарядностью.

Чёткие выступы стен, оформленные

пучками колонн, фронтонами

различной формы, мягко

закругляющимися волютами,

нависающими карнизам.

Первый женский монастырь Петербурга –

Воскресенский Новодевичий монастырь построен

на месте бывшего Смоляного двора. Отсюда

Растрелли .


Екатерининский дворец

В Царском селе

Большой дворец с

водяным каскадом. Петергоф


  • Знаменитый русский архитектор, итальянского происхождения. Наиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.
  • В 1763 г., с приходом к власти Екатерины II , подал в отставку и покинул Петербург .

Бартоломео Франческо де Расстрелли (Варфоломей Варфоломеевич) (1700-1771) - российский архитектор, художник-декоратор и график.


Контрольные вопросы

1. Чем можно объяснить, что в XVII в. архитектура являлась

ведущим видом искусства? Каковы характерные черты

архитектуры западноевропейского барокко? Что, на ваш

взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих

эпохи Ренессанса? Почему архитектура барокко вызывала

крайне противоречивые суждения?

2. Почему Италию называют родиной архитектурного

барокко, а Рим - его столицей? Докажите справедливость

этих утверждений на примере известных вам произведений

Лоренцо Бернини. Что отличает художественную манеру

зодчего?

3. Какие черты стиля вы могли бы отметить в творчестве

Ф. Б. Растрелли? Что отличает созданные им сооружения от

известных вам произведений архитектуры

западноевропейского барокко? В какой мере зодчему

удалось воплотить традиции древнерусской архитектуры?

Аргументируйте свой ответ.


организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля? 2. Какие градостроительные идеи выдвинуло искусство барокко и в чём суть их образности? Попробуйте проиллюстрировать свои наблюдения, опираясь на главное творение Л. Бернини - площадь собора Святого Петра в Риме. 3. Что обеспечивает стилистическую целостность ансамблей загородных резиденций, созданных Ф. Б. Растрелли (Большого дворца в Петергофе или Екатерининского дворца в Царском Селе)? Как в них решается проблема синтеза искусств (скульптурный декор, интерьеры, мебель и др.)? " width="640"

Творческая мастерская

1. Сравните известные вам сооружения, созданные в стиле барокко, с архитектурными творениями Ренессанса. Как вы думаете, почему барочному зданию организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля?

2. Какие градостроительные идеи выдвинуло искусство барокко и в чём суть их образности? Попробуйте проиллюстрировать свои наблюдения, опираясь на главное творение Л. Бернини - площадь собора Святого Петра в Риме.

3. Что обеспечивает стилистическую целостность ансамблей загородных резиденций, созданных Ф. Б. Растрелли (Большого дворца в Петергофе или Екатерининского дворца в Царском Селе)? Как в них

решается проблема синтеза искусств (скульптурный декор, интерьеры, мебель и др.)?


Темы презентаций, проектов

  • «Шедевры архитектуры западноевропейского барокко»;
  • «Достижения итальянского барокко»;
  • «Лоренцо Бернини - гений барокко»;
  • «Рим - столица архитектурного барокко»;
  • «Национальное своеобразие развития стиля барокко в России»;
  • «Петербург Ф. Б. Растрелли»;
  • «Дворцовые ансамбли Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его пригородах».

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл . Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Архитектура барокко. Автор Селезнёва

Стиль

« барокко» возник

в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.

В XVII в. барокко распространился в большинстве

европейских стран.

Архитектура барокко, долго не воспринимавшаяся поклонниками классических форм, как самостоятельный

и самодостаточный стиль, появилась на изломе позднего Ренессанса, как его продолжение и

развитие.

В какой-то степени это был возврат к философии готики, поскольку стиль отражал идеологию католицизма: экспрессивность, мистицизм, иллюзорность, присущие барокко, характерны и для

мировоззрения католиков.

Таким образом, можно

Одно из стилистических течений итальянского барокко назвали «стилем иезуитов» или «торентино».

Основателем этого направления стал член ордена

А. Поццо был архитектором, живописцем, скульптором. Идеи вознесения, парения, бестелесности реализовывались художниками, оформляющих потолки и стены храмов. Росписи словно прорывали плоскость стен или потолка, не учитывая конструктивные особенности архитектуры. Архитектура этого периода становится очень живописной и насыщенной художественными деталями. Путем различных приемов создавались иллюзорные конструкции: нарисованные архитектурные элементы создавали почти незаметный переход от реальной конструкции к вымышленной, что визуально изменяло пространство.

Характерные черты архитектуры барокко

Обилие пышных,

декоративных

украшений

Подчёркнутая

театральность

Преобладание

сложных криволинейных форм

согласованности и пропорциональности приходит диссонанс и асимметрия

Слайд 1

Архитектура барокко

Слайд 2

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф.Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах,волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант),кариатида, маскарон.

Слайд 3

Волюта (итал. voluta - завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (главным образом в архитектуре позднего ренессанса и барокко).

Слайд 4

Преобладающиеи модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом. Линии: причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры. Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления. Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые. Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру. Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор

Слайд 5

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Слайд 6

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

Слайд 7

Слайд 8

Петергоф (Россия)

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Ансамбль Смольного отражает два стиля русской архитектуры – барокко и классицизм. Первый женский монастырь Петербурга – Воскресенский Новодевичий монастырь построен на месте бывшего Смоляного двора. Отсюда произошло название – Смольный. Автором проекта был гениальный архитектор Ф.Б. Растрелли.

Слайд 12

Церковь Свв. Петра и Павла - блестящий образец барокко начала XVII века. Архитектор Джованни Тревано разработал нарядный трехъярусный фасад, с пилястрами, волютами, нишами, и просторный интерьер. В средокрестье, где неф пересекается с трансептом, поставлен мощный купол в форме эллипса. Вдоль стен единственного нефа встроены сообщающиеся между собой капеллы, образующиеся подобие боковых нефов.

Слайд 13

Лоренцо Бернини

Великим творцом эпохи Барокко был Лоренцо Бернини (1598-1680), в равной степени проявивший себя и в архитектуре и в скульптуре. Родился он в Неаполе в семье художника и скульптора. В 25 лет он был уже знаменит и с этого времени работал главным образом в Риме.

Слайд 14

Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645 -1652гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером. В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, которой он пронзает сердце Терезы великой любовью к Богу. Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет. .

Cлайд 1

Cлайд 2

Барокко в архитектуре Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф.Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах,волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант),кариатида, маскарон.

Cлайд 3

Волюта (итал. voluta - завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (главным образом в архитектуре позднего ренессанса и барокко).

Cлайд 4

Преобладающиеи модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом. Линии: причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры. Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления. Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые. Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру. Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор

Cлайд 5

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Cлайд 6

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Ансамбль Смольного отражает два стиля русской архитектуры – барокко и классицизм. Первый женский монастырь Петербурга – Воскресенский Новодевичий монастырь построен на месте бывшего Смоляного двора. Отсюда произошло название – Смольный. Автором проекта был гениальный архитектор Ф.Б. Растрелли.

Cлайд 12

Церковь Свв. Петра и Павла - блестящий образец барокко начала XVII века. Архитектор Джованни Тревано разработал нарядный трехъярусный фасад, с пилястрами, волютами, нишами, и просторный интерьер. В средокрестье, где неф пересекается с трансептом, поставлен мощный купол в форме эллипса. Вдоль стен единственного нефа встроены сообщающиеся между собой капеллы, образующиеся подобие боковых нефов.

Cлайд 13

Лоренцо Бернини Великим творцом эпохи Барокко был Лоренцо Бернини (1598-1680), в равной степени проявивший себя и в архитектуре и в скульптуре. Родился он в Неаполе в семье художника и скульптора. В 25 лет он был уже знаменит и с этого времени работал главным образом в Риме.

Cлайд 14

Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645 -1652гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером. В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, которой он пронзает сердце Терезы великой любовью к Богу. Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет. .

Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов. В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.